Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение в психологию профессионального образования






Зеер Э.Ф.

З Психология профессионального образования: учебник

для студ. высш. учеб. заведений / Э. Ф. Зеер. — М.: Издатель­ский центр «Академия», 2008. — 000 с. ISBN

Психология профессионального образования — новая отрасль отече­ственной прикладной психологии. В учебнике представлены закономер­ности профессионального обучения, воспитания и развития личности, феноменология профессионального становления личности, описаны воз­растные особенности субъектов профессионального образования. На ос­нове обобщения работ отечественных и зарубежных ученых, а также ис­следований автора изложены основные психологические аспекты про­фессионального образования.

Для студентов профессионально-педагогических специальностей. Может быть полезен аспирантам, слушателям курсов повышения психо­лого-педагогической квалификации, а также педагогам системы началь­ного и среднего профессионального образования.

УДК ББК

Оригинал-макет данного издания является собственностью

Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом

без согласия правообладателя запрещается.

© Зеер Э.Ф., 2008

© Образовательно-исследовательский центр «Академия», 2008

© Оформление. «Издательский центр Академия», 2008


ПРЕДИСЛОВИЕ

Психология профессионального образования изучает феноме­нологию становления личности, психологические закономернос­ти профессионального обучения, воспитания и развития, а также возрастные особенности субъектов профессионального образова­ния.

Отечественная психология к настоящему времени располагает огромным объемом знаний по психологии профессионального образования, однако они рассредоточены по различным приклад­ным отраслям педагогики и психологии (профессиональная педа­гогика, акмеология, социальная психология, психология труда, возрастная и педагогическая психология).

Психология профобразования — комплексная учебная дисцип­лина. Ее системообразующим фактором в данном учебнике явля­ется профессиональное становление личности. Поскольку это ста­новление в основном приходится на стадию взрослости, в учеб­нике большое внимание уделено обучению и развитию именно в этом возрастном периоде.

Долгие годы в отечественной и зарубежной психологии к взрос­лости относились как к периоду «психической окаменелости» (Э. Клапаред) и утраты способности к обучению и развитию. Не­прерывное (последипломное) профессиональное образование по­зволяет преодолеть психологические ограничения и пределы про­фессионального развития личности, способствует более полной самореализации и достижению вершин профессиональной зрело­сти. Естественно, что этим процессам также уделено значитель­ное внимание в учебнике.

В Материалах модернизации образования (2001 г.) в качестве одного из важных концептуальных положений обновления про­фессионального образования провозглашен компетентностный подход. Ссылаясь на мировую образовательную практику, авторы стратегии модернизации утверждают, что понятие «компетент­ность/компетенция» выступает в качестве тематического ядра об­разования обучаемых, так как обладает интегративной природой, объединяет знаниевую, навыковую и интеллектуальную составля­ющие образования. При этом авторы стратегии модернизации подчеркивают, что в понятии «компетентностный подход» зало­жена идеология интерпретации содержания образования, форми­руемого «от результата» («стандарт на выходе»).


Анализ материалов, посвященных проблеме модернизации, свидетельствует, что в качестве основных (главных) единиц об­новления содержания образования рассматриваются компетент­ности, компетенции и метапрофессиональные качества. В отече­ственной педагогике и психологии определение и состав этих еди­ниц обновления профессионального образования содержатся в работах В.И.Байденко, А.А.Вербицкого, В.А.Кальней, Г.В.Му-хаметзяновой, А.М.Новикова, В.В.Серикова, И.П.Смирнова, С.Е.-Шишова, Г.П.Щедровицкого, А.В.Хуторского.

Компетентностный подход отчетливо обозначен в трудах оте­чественных психологов В.В.Давыдова, П.Я.Гальперина, И.А.Зим-ней, Л.М.Митиной, Н.В.Кузьминой, В.Д.Шадрикова, П.М.Эр-дниева, И.С.Якиманской. Работы данных авторов ориентирова­ны на усвоение обобщенных знаний, умений и способов деятель­ности. Следует отметить, что в предлагаемых ими развивающих моделях обучения представлены также содержание учебных мате­риалов и технологий формирования этих обобщенных единиц обу­чения.

По нашему мнению реализация компетентностного подхода с опорой на международный опыт, при игнорировании достиже­ний отечественной педагогики и психологии не оправдана. Сле­дует иметь в виду, что при научном обосновании интегральных конструктов образования авторов стратегии модернизации опи­рались на работы П.Я.Гальперина, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинш­тейна.

При определении содержания данного учебника автор ориен­тировался на смыслообразующие идеи модернизации профессио­нального образования:

– приоритет развития личности обучаемого;

– ориентация на формирование новых профессионально-об­разовательных конструктов у обучаемых;

– внедрение в профессионально-образовательный процесс лич-ностно развивающих технологий.

Эти концептуальные положения определили следующую струк­туру книги:

Раздел I. Введение в психологию профессионального образо­вания.

Раздел II. Феноменология становления личности.

Раздел III. Психология развивающего профессионального об­разования.

Раздел IV. Психология профессионального обучения, воспита­ния и развития.

Раздел V. Психология педагога профессиональной школы.

При определении структуры и содержания учебника автор учи­тывал современные требования к проектированию учебной ин­формации:


– вариативность в подходе к учебно-познавательным возмож­ностям обучающихся;

– дифференциация учебного материала в зависимости от форм и уровня профессионального образования;

– визуализированная презентация учебного материала.

При работе над текстом автор опирался на исследования оте­чественных педагогов и психологов по проблемам профессиональ­ного образования, собственный анализ, рассматривая данные пси­хологии с учетом конкретной практической деятельности.

Вполне естественно, что ученые с разных позиций рассматри­вают проблемы профессионального образования. Автор счел пра­вильным не вдаваться в дискуссию по поводу разночтений в трак­товке профессионального образования, а предложить свое пони­мание психологических особенностей и закономерностей этого вида образования.

В учебнике, который органично дополняет практикум по пси­хологии профессионального образования1 отражены также идеи и исследования педагогов и психологов Российского государствен­ного профессионально-педагогического университета Н.С.Глуха-нюк, Д.П.Заводчикова, А.М.Павловой, Г.М.Романцева, Э.Э.Сы-манюк, Е.В.Ткаченко, И.И.Хасановой, О.Н.Шахматовой.

Автор выражает признательность своим уважаемым коллегам Е.А.Ушаковой и В.Э.Багиной за огромную помощь по подготов­ке книги к изданию.

1 Зеер Э.Ф., Павлова А.М. Практикум по психологии профессионального об­разования. — М., 2008.


РАЗДЕ Л I

ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Гл а в а 1






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.