Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологически обусловленные проблемы профессионального образования






В современной психологической науке психология профобразо­вания как самостоятельная отрасль не представлена, термин «психология профессионального образования» не применяется. Психологически обусловленные проблемы профессионального образования рассматриваются педагогической психологией, психо­логией труда, возрастной психологией и акмеологией. Назрела не­обходимость выделения новой отрасли прикладной психологии — психологии профессионального образования. Обоснуем это по­ложение.

Рассмотрим психологически обусловленные проблемы профес­сионального образования. В современных социально-экономичес­ких условиях актуальным стало непрерывное образование, сопро­вождающее человека в течение всей его жизни. В этом непрерыв­ном процессе традиционно выделяют системы общего и профес­сионального образования. «Система профессионального образо­вания включает подсистемы допрофессиональной трудовой под­готовки школьников, начальной, средней, высшей профессиональ­ной подготовки молодежи, а также последипломного образова­ния специалистов. Особо следует подчеркнуть, что сегодня про­фессиональное образование определяется как процесс и резуль­тат профессионального становления и развития личности челове-ка»1.

Профессиональное становление охватывает значительную часть онтогенеза человека — период с начала формирования професси­ональных намерений (14—17 лет) до завершения профессиональ-

1 См.: Новиков А.М. Профессиональное образование России. — М., 1997. — С. 41.


ной жизни (55—60 лет). В этом гетерохронном процессе можно выделить стадии оптации, профессионального образования и под­готовки, профадаптации, профессионализма и мастерства. Крат­ко профессиональное становление можно определить как «фор­мообразование» личности, адекватной деятельности. Темп и тра­ектория данного процесса детерминируются биологическими и социальными факторами, собственной активностью личности, а также случайными обстоятельствами, жизненно важными собы­тиями и профессионально обусловленными инцидентами.

Продуктивное профессиональное становление происходит при непрерывном профессиональном образовании — формировании образа личности, адекватного постоянного меняющемуся, дина­мичному миру профессий, содержанию профессионального труда и социально-экономическим условиям. Отсюда следует тесная взаимосвязь профессионального труда и профессионального об­разования. Под влиянием изменяющихся рынка труда и профес­сий разрабатываются новые образовательные стандарты, меняют­ся структура и спектр специальностей. На разных с т а д и я х п р о-ф е с с и о н а л ь н о г о с т а н о в л е н и я л и ч н о с т и возникают психологически обусловленные проблемные образовательные си­туации.

На стадии оптации происходит формирование профессиональ­ных намерений под влиянием ведущей учебно-профессиональ­ной деятельности. Проблемная образовательная ситуация заклю­чается в обеспечении профессионально ориентированного обуче­ния школьников, которое позволяло бы сделать психологически компетентный выбор профессии и ее получение в определенной профессионально-образовательной области.

На стадии профессионального образования и профессиональной подготовки возникают проблемы развития учебно-профессиональ­ной мотивации, профессионального самоопределения и форми­рования готовности к будущей самостоятельной трудовой жизни. Центральная проблема на данной стадии — формирование систе­мы социально и профессионально ориентированных знаний, уме­ний и навыков, а также развитие у обучаемых профессионально важных качеств и способностей. В связи с этим особое значение приобретают проектирование психологически обоснованного со­держания профессионального обучения, личностно ориентирован­ные технологии его реализации и мониторинг профессионально­го развития обучаемых.

На стадии профессиональной адаптации возникают проблемы овладения конкретной профессией, приобретения опыта самосто­ятельного выполнения профессиональной деятельности. Образо­вательно обусловленные проблемы — формирование профессио­нального опыта и обеспечение успешности профессиональной адаптации. Центральной психологической проблемой на этой ста-


дии является выработка первоначального опыта выполнения про­фессиональной деятельности.

В отечественной психологии почти нет исследований по фор­мированию первоначального профессионального опыта. Тради­ционно профессиональный опыт определяют как интеграцию зна­ний, умений и навыков. В процессе активного самостоятельного овладения профессиональной деятельностью на стадии адаптации происходит не только развитие и интеграция умений и навыков, выработка индивидуальных способов, приемов выполнения тру­довых заданий, но также и развитие профессионально важных качеств и способностей1. При этом имплицитно подразумевается, что опыт формируется сам собой в процессе овладения деятель­ностью. Вопрос о научении опыту не ставится.

Сегодня большое значение придается супервизорству как про­фессионально-образовательной технологии повышения компетен­тности и квалификации начинающего специалиста с учетом его индивидуального опыта. Очевидно, что супервизорство нуждает­ся в психологическом обеспечении и сопровождении.

На стадии профессионализации — высококвалифицированного выполнения трудовой деятельности — важное значение приобре­тают профессиональные компетентность и квалификация. С уче­том того, что современные социальные и производственные тех­нологии весьма динамичны, изменчивы, специалисту необходи­мо постоянно поддерживать и подтверждать свой профессиона­лизм. Отсюда вытекает необходимость постоянного, непрерывно­го профессионального образования, именно образования, а не повышения квалификации в рамках уже освоенной профессии и сложившегося опыта. На стадии профессионализации происхо­дит интеграция профессиональных умений и профессионально важных качеств в сложные структурные констелляции, обеспечи­вающие продуктивное выполнение соответствующей деятельнос­ти. Однако в наш динамичный век меняются средства и техноло­гии труда. Нормативным явлением становится вынужденная сме­на специальности, а в отдельных случаях и профессии. В этих условиях профессиональный опыт, сложившийся на стадиях про­фессиональной адаптации и первичной профессионализации, сдер­живает дальнейший профессиональный рост специалиста. Оче­видно, нужны особые, личностно ориентированные технологии профессиональной переквалификации специалистов, обеспечива­ющие непрерывное профессиональное образование.

Достижение вершин профессионального мастерства требует вы­сокого уровня профессионализма, сверхнормативного выполнения трудовой деятельности. Актуализация профессионально-психоло­гического потенциала, достижение вершин профессионализма воз-1 См.: Шадриков В.Д. Деятельность и способности. — М., 1994.


можны в процессе особых организационных форм образования (кружки качества, деловые игры, семинары-тренинги и т.п.).

Обобщим рассуждения о психологических проблемах профес­сионального становления личности (табл. 1). При этом будем иметь в виду, что, по словам А.М.Новикова, предметом профессиональ­ного образования — процесс и результат профессионального раз­вития личности человека.

Таким образом, все психологические проблемы профессиональ­ного образования объединяются вокруг целостного процесса про­фессионального становления личности. Очевидна целесообразность интеграции этих научных и практико-ориентированных проблем одной отраслью прикладной психологии. Предмет последней — психологические особенности, закономерности, механизмы осво­ения профессий и специальностей, повышения квалификации и профессионального самообразования.

Таблица 1






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.