Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные этапы индивидуальной психолого-педагогической консультации






 

Психолого-педагогическая (диагностическая) профессиональная консультация проводится с учащимися общеобразовательных учебных заведений. Основная цель – помощь в профессиональном самоопределении и выборе профессии. Различают первичную и повторную консультации.

Первичная профконсультация проводится с целью выявления готовности личности к профессиональному самоопределению. Определяется наличие профессионального плана и степень его проработанности, трудности профессионального самоопределения. Информация, полученная в ходе первичной профконсультации, определяет направление и стратегию повторной консультации.

Выделяется несколько этапов профконсультации. Предлагаемая схема носит ориентировочный характер, ход реальной консультации выстраивается в зависимости от ситуации.

I этап. Знакомство и установление контакта. Психологу важно понять, какой перед ним человек, каково его состояние. В зависимости от ответов на эти вопросы строится дальнейшая работа. Могут быть использованы различные техники установления контакта, варианты присоединения.

II этап. Определение сути проблемы. Основные вопросы, на которые профконсультант должен получить ответ на этом этапе в ходе взаимодействия с клиентом: зачем клиент пришел; как он видит свою проблему; каковы его возможности в решении этой проблемы? На этом этапе используются приемы ведения беседы, техники активного слушания. Итогом диагностической беседы является формулировка проблемы клиента с позиции профконсультанта.

 

Рис.4. Основные этапы профессиональной консультации

III этап. Проведение диагностического обследования, целью которого является изучение индивидуально-психологических особенностей личности. На основе диагностической беседы составляется предварительный портрет оптанта. Задаются вопросы о жизненных планах и ценностных ориентациях оптанта; его интересах, способностях и особенностях личности, факторах оказавших влияние выбор профессии, степени информированности об основных требованиях, предъявляемых различными группами профессий к человеку.

Выбор психодиагностических методов определяется проблемой клиента ситуации и зависит от предпочтений самого психолога. Использование психодиагностических процедур в профориентационном консультировании позволяет решать ряд задач:

– определение склонностей и интересов;

– выявление потребностей, мотивов и ценностных ориентаций;

– выявление актуальных способностей и качеств личности клиента;

Полученные сведения используются для сравнения выявленных способностей и качеств личности с теми требованиями, которые выдвигаются выбранной профессией, осуществление поиска подходящей профессии на основе выявленных индивидуально-психологических особенностей, определения качеств и клиента, которые необходимо скорректировать или развивать.

Предоставление результатов психодиагностики клиенту направлено на стимуляцию потребности в самопознании и самосовершенствовании. Психолог может давать рекомендации по развитию профессионально важных качеств, способностей с целью их коррекции в случае недостаточного для избранной профессии уровня их развития и с целью дальнейшего развития и совершенствования в случае наличия сформированного профессионального плана и высокой мотивации на достижение профессионального успеха в избранной сфере.

Необходимо принимать во внимание что, несмотря на то, что в профконсультировании основным предметом диагностики в той или иной степени является профессиональная пригодность, ее нельзя определить до начала выполнения профессиональной деятельности. В ходе диагностического обследования выявляются только такие индивидуальные особенности, которые облегчают освоение профессиональных действий, способствуют успешной профессиональной деятельности.

IV этап. Обсуждение альтернативных вариантов решения проблемы, выявившихся на основе диагностического обследования. С участием клиента каждый вариант подвергается критической оценке. При необходимости проводится коррекционная работа. Предметом коррекции являются профессиональные предпочтения, ожиданий, представления о профессиональных перспективах консультируемого.

В процессе консультации консультант не предлагает готового варианта решения, смысл консультации в том, чтобы создать условия, позволяющие человеку самому решить возникшие проблемы. Задача консультанта передать ответственность клиенту за принимаемое решение.

Важно получить от клиента обратную связь, адресуя ему вопросы о том, помогла ли совместная с консультантом работа продвинуться в решении проблемы, к какому варианту он склоняется после обсуждения, был ли он удовлетворен консультацией и т.п. На данном этапе может быть использован следующий методический прием. Следует попросить клиента представить себя в будущем, работающим по избранной профессии и описать свой идеальный рабочий день. Прием заканчивается оценкой клиента того, насколько ему понравилась представленная картина его профессионального будущего.

Совместно с консультантом клиент разрабатывает программу дальнейших действий, направленную на достижение поставленных целей (получить информацию об учебных заведениях, познакомиться с профессиограммами профессий начать подготовку к ЕГЭ, выполнять рекомендации по развитию ПВК и т.п.) Результатом эффективно проведенной консультации является готовность действовать, изменение психического состояния клиента, его мыслей, чувств. На заключительном этапе консультант оформляет необходимую документацию: протоколы, заключения и т.п.

Групповая диагностическая консультация включает три этапа. На первом этапе профконсультант объясняет цель консультации. Второй этап представляет собой проведение диагностических методик. Консультант оказывает помощь в подсчете результатов. На заключительном этапе полученные результаты интерпретируются, прогнозируется успешность учебной и профессиональной деятельности. В заключение даются рекомендации общего плана.

В зависимости от ситуации выбора существуют различные схемы (планы) проведения беседы, на которые может ориентироваться консультант. Как ориентир могут использоваться наиболее часто встречающиеся варианты формулировок проблем, связанных с выбором профессии. Каждый из вариантов предполагает определенную тактику поведения консультанта, которая реализуется в процессе консультирования.

1.Профессиональный план сформирован, оптант хорошо информирован о мире профессий, мотивы адекватны выбору, план соответствует ярко выраженным познавательным интересам и профессиональным склонностям, индивидуально-психологическим особенностям.

Тактика. Оптант поддерживается в его намерениях. Предоставляется справочная информация об учебных заведениях. Даются рекомендации по развитию отдельных профессионально важных качеств. Обсуждаются запасные варианты на случай, если реализация основного плана будет вызывать затруднения.

2.Профессиональный план сформирован, однако выбор либо не согласуется с профессиональными склонностями и интересами, либо индивидуальные свойства оптанта не соответствуют требованиям избранной профессии.

Тактика. Необходимо проведение углубленного психодиагностического исследования (профконсультации). Устанавливаются причины несоответствия, профессиональный план корректируется.

3.Профессиональный план отсутствует, интересы и склонности не выражены.

Тактика. Для сужения сферы поиска, можно определить сферы деятельности, по отношению к которым имеются противопоказания. Необходимо проведение работы по формированию познавательных интересов и склонностей. После первичной профконсультации разрабатывается система домашних заданий для выработки мотивационной базы выбора профессии. Домашние задания могут заключать в проведении различных проб в разных видах деятельности (посещение кружков), знакомство с описаниями профессий и т.п. с последующей рефлексией полученного опыта. Профконсультант также может использовать профориентационные игры и метод проективной беседы. После прояснения интересов и склонностей с оптантом проводят углубленную профконсультацию.

4.Профессиональный план не сформирован, однако имеются хорошо выраженные интересы, склонности.

Тактика. Расширение знаний о мире профессий. Помощь в углублении самопознания, развитие способности понимать себя, свои интересы и способности. Рекомендуется знакомство с предприятиями, учреждениями и организациями, посещение оптантом учебных заведений. Далее проводится углубленная профконсультация. В том случае если у оптанта имеется представление о некотором идеале профессии, проводится работа по конкретизации этих представлений в соответствии с желаниями личности.

5.Имеется несколько вариантов выбора. Выражены профессиональные склонности и интересы.

Тактика. Проведение углубленного тестирования, с последующим сопоставлением выявленных в результате диагностики индивидуально-психологических и иных особенностей с профессиограммами вызывающих интерес профессий. Возможен также совместный с профконсультаном детальный сравнительный анализ достоинств и недостатков каждого из вариантов по критериям, представляющим важность для оптанта. В качестве наиболее предпочтительного варианта предлагается рассмотреть профессию получившую таким образом максимальный балл (максимальное число достоинств, минимальное недостатков).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.