Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Профессиональная консультация как метод оказания помощи в профессиональном самоопределении






 

Профессиональное консультированиепредставляет собой процедуру, целью которой является оказание конкретной помощи клиенту в профессиональном самоопределении на основе установления соответствия индивидуальных психологических и личностных особенностей человека специфическим требованиям профессии.

Процесс проведения консультации строится как взаимодействие клиента и консультанта, сотрудничество, в ходе которого клиенту предоставляется необходимая информация, проводится исследование интересов, склонностей, мотивации, способностей и особенностей личности, определяется профессиональная пригодность к определенным видам деятельности, оказывается психологическая поддержка. В совместной беседе обсуждаются проблемы клиента и рассматриваются пути их решения.

Одной из важнейших задач профконсультации является формирование у оптанта реалистической оценки ситуации, понимания себя, своих психологических особенностей и своих возможностей и ограничений, стремления к саморазвитию и самосовершенствованию, развитие у клиента способности самостоятельно принимать решения и справляться с жизненными трудностями.

Деятельность консультанта как правило вписывается в рамки одного из теоретико-методологических подходов, описанных Н.С. Пряжниковым (28). Подход конкретизируется в используемых стратегиях проведения консультации или стиле консультирования. Рис.1. Теоретико-методологические подходы в профессиональном консультировании. 1. Дифференциально-диагностический подход (тестологический, констатирующе-рекомендательный) основан на работах Ф. Парсонса, Г. Мюнстенберга и др. Его применение требует сопоставления требований профессии и выявляемых с помощью тестов качеств человека. Результатом является заключение, включающее психологический портрет (текст и профили по результатом тестов) и список рекомендуемых профессий. Заключение предоставляется клиенту как основание для принятия окончательного решения.2. Рационалистический подход предполагает своего рода проекцию, наложение профессиональных и жизненных планов клиента на определенную схему или модель профессионального и жизненного пути. Предполагается, что каждый человек в своем развитии проходит определенные этапы, имеющие свои особенности, требующие совершения определенных действий и поступков (Д. Сьюпер, Е.А. Климов). Профессиональное самоопределение может увязываться с определением своего места в классификации типов личности (Дж. Голланд) или выбором одного из альтернативных вариантов профессионального выбора в контексте ожидаемого успеха (Б. Дитц, Л. Тайлер и др.).При абсолютизации рационалистического подхода могут не приниматься во внимание индивидуально психологические и психофизиологические особенности человека, а решения, принимаемые на основе рациональных схем, могут плохо согласовываться с реальностью.3. Гуманистический подход основан на идеях гуманистической психологии.Полагается, что каждый человек по своей природе предназначен для служения добру. Профессиональное развитие рассматривается, как важнейшая часть общего развития личности (А. Маслоу). Профессиональный выбор определяет пути реализации потребности и является высшим проявлением самовыражения и свободы личности. Гуманистический подход исключает какое-либо насилие и манипуляции над клиентом. Консультант оказывает помощь человеку в полноценной самореализации в профессиональном труде. Проблема заключается в том, что стремление к самореализации может вступать в противоречие с потребностями общества.4. Воспитательный (идеологический, мировозренческий) подход направлен на формирование определенной гражданской позиции и, как правило, напрямую связан с господствующей в обществе идеологией и системой ценностей (Е.А. Климов, А.С. Макаренко, Б.А. Федоришин, С.Н. Чистякова): «приспособление к жизни», «быть как все», «стремление к благополучию» или «служение великой идее» и т.д. Стратегия реализуется при участии всех элементов структуры общественных образований (в том числе и профконсультанта, занимающего определенную мировоззренческую позицию).5. Активизирующий (формирующий, развивающий) подход направлен на формирование способности самому решать проблемы, без чьей либо помощи.

Главная цель – подготовка к самостоятельному, осознанному профессиональному и жизненному самоопределению (Е.А. Климов, И.С. Кон). Достижение данной цели возможно при условии последовательной систематической работы, основанной на использования различных методов психолого-педагогического воздействия. Активизирующая консультация направлена на повышение активности самого субъекта в процессе решения жизненно важных задач.

6. Подход «частичные услуги» строится напредположении о том, что гораздо эффективнее помогать оптанту небольшими советами, вовремя сообщать необходимую информацию о профессиях и учебных заведений, проводить избирательную психодиагностику по запросам самих подростков и их родителей. Трудоемкие и требующие длительного времени программы подготовки школьников к самостоятельному и осознанному самоопределению, сторонниками данного подхода считаются малоэффективными и противоречащими принципу свободы самореализации («оказывается существенное воздействие на личность»).

Каждый подход имеет свои достоинства и недостатки. В практике проведения профконсультационной работы разумно использовать сильные стороны каждого из подходов. Так, гуманистический подход требует акцентирования внимания клиента на том, что выбор профессии будет правильным тогда и только тогда, когда он осознан, самостоятелен и когда ему предшествовала кропотливая работа по самопознанию и изучению мира профессий, активизирующий направлен на развитие качеств, позволяющих самостоятельно решать возникающие проблемы, диагностический подчеркивает важность соотнесения требований профессии и ПВК.

Рис.2. Формы проведения профессиональной консультации

Профессиональная консультация может проводиться в двух основных формах: индивидуальной и групповой. Групповой профконсультацией является любая форма по оказанию профориентационной помощи в условиях взаимодействия профконсультанта с группой. Такие консультации традиционно используются в профориентации школьников. В работе с молодежью более старшего возраста предпочтение отдается индивидуальной форме работы. Персональная работа профконсультанта с клиентом позволяет в максимальной степени учитывать запрос, индивидуально-психологические особенности клиента и особенности его ситуации.

Преимуществом групповой консультации является экономия времени, особенно в тех видах деятельности, которые не требуют обязательной индивидуальной работы (например, сбор анкетных данных, проведение некоторых психодиагностических методик). В качестве недостатка следует назвать высокие требования к качествам консультанта, определяющие его возможности работы с группой: консультант должен обладать организационными способности, уметь доносить информацию, управлять вниманием аудитории, поддерживать интерес слушателей и т.п. Групповые формы работы сложнее организовать, они требуют соответствующих помещений, оборудования, большего времени на подготовку и проведение занятий. Кроме того, групповая профконсультация эффективна прежде всего как средство профессионального просвещения и информирования, для повышения уровня психологической компетентности в вопросах профессионального самоопределения. В случае наличия у клиентов достаточно сложных проблем следует проводить индивидуальные консультации. Если во время групповой консультации предполагается использовать активные (тренинговые) методы, нужно убеждаться в отсутствии в группе отдельных категорий клиентов (с повышенной вероятностью возникновения психопатологических расстройств), котором участие противопоказано.

Групповая консультация может проводиться с реальными группами: учебными классами в школе или учебными в профессиональном учебном заведении. Группы могут также образовываться для проведения первичной профконсультации, психологического тестирования интересов и способностей или для проведения тренинга.

Основными целями групповых форм являются (по Соломину):

– интенсификация и повышение эффективности оказания консультационных услуг с помощью использования психологических ресурсов группы,

– увеличение числа клиентов, получивших информационные и консультационные услуги,

– формирование знаний о психологических аспектах профессиональной деятельности, необходимых для повышения эффективности выбора профессии,

– обучение навыкам выбора, планирования и реализации профессиональной карьеры, делового общения и саморегуляции в процессе профессионального образования и трудовой деятельности, решения проблем и преодоления критических ситуаций,

– формирование ценностно-мотивационной сферы и создание позитивного отношения к профессиональному выбору, обучению и трудовой деятельности,

– предоставление условий для оказания самопомощи и взаимопомощи в решении профессиональных проблем,

– ориентация на активную самостоятельную деятельность в процессе профориентации.

 

Рис.3. Разновидности групповой консультации по признаку цели

 

Групповая консультация в зависимости по признаку цели может быть информационной, диагностической и развивающей. Информационная групповая консультация проводится для сообщения сведений о профессиях, ПВК, ошибках выбора профессии и т.д.

Диагностическая групповая консультация проводится для определения сформированности профессиональных планов; выявления уровня информированности в профессиональной сфере; изучения потребностно-мотивационной сферы консультируемых, их интересов, склонностей, мотивов выбора профессии; установления отдельных профессионально важных качеств

В групповой консультации диагностика часто является средством психологического просвещения. Сообщение результатов направлено на формирование образа «Я», представлений о себе как личности и субъекте профессиональной деятельности.

Развивающая групповая консультация основывается на использовании активных методов работы (имитационных и карточных профориентационных игр, элементов социально-психологического тренинга, психотехнических игр и упражнений).

Использование в процессе групповой консультации элементов социально-психологического тренинга, ролевых игр и упражнений стимулирует интерес участников к проблеме профессионального выбора, позволяет им лучше узнать самих себя, свои возможности, способности, осознать мотивы поведения, повысить психологическую культуру, овладеть новыми способами общения. Наиболее эффективным методом решения этих задач является тренинг профессионального самоопределения, но он требует специальной профессиональной подготовки психологов, ведущих тренинг.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.