Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Активизация как средство формирования качеств субъекта профессионального и личностного самоопределения






 

Самоопределение предполагает самостоятельность, активность человека, принимающего решение или занимающего определенную позицию. Активность самоопределяющейся личности проявляется в совершении целенаправленных действий, включающих сознательный выбор.

Процесс активизации имеет целью формирование субъекта профессионального самоопределения. Это предполагает формирование у подростка интереса (мотивации) к рассмотрению своих проблем, и, что очень существенно, вооружает его доступными и понятными средствами для планирования, корректировки и реализации своих профессиональных планов.

Развитый субъект профессионального самоопределения способен анализировать ситуацию выбора, определять, что является важным и должным как для его собственного развития и реализации, так и для развития общества, ставить перед собой цели, выбирать средства их достижения, преодолевать трудности на пути их достижения.

В основе активности личности лежит определенная иерархия мотивов, придающих активности направленность. Потребности, интересы, ценности и другие мотивационные образования взаимодействуют между собой и определяют поведения человека, в том числе те формы активности, которые связаны с решением вопросов профессиональной ориентации.

Говоря об активизации особое внимание обращается на внутреннюю активность, которая проявляется в размышлениях и рассуждениях, анализе событий и т.п. Внутренняя активность способствует развитию личности. Асмолов А.Г. и Петровский В.А. (Асмолов, Петровский, 1978) выделили надситуативную активность – готовность стремиться к новому, незапланированному в рамках уже существующей деятельности и неадаптивную активность – готовность конструировать новые, более интересные цели и смыслы в процессе своей деятельности. Результатом такого рода внутренней активности является преобразование ситуации и саморазвитие личности.

Активизация предполагает повышение активности, формирование у человека таких качеств, которые бы позволяли ему самостоятельно ставить цели и совершать действия направленные на их достижения.

В том случае если клиент занимает позицию ведомого, его ориентируют в мире профессий. На этом уровне решения профориентационных задач предполагается минимальный уровень активности и отношения между консультантом и клиентом не предполагают активизации. На более высоком уровне проблемы самоопределения решается консультантом и клиентом совместно. Активизация осуществляется посредством специально организованного взаимодействия. На высшем (идеальном) уровне у клиента формируется готовность самостоятельно решать свои профориентационные проблемы. Уровень внутренней активности клиента становится настолько высок, что он может решать проблемы самостоятельно. Инициатива передается от психолога клиенту. Отличие от второго уровня заключается в том, что клиент из активизируемого субъекта, становится субъектом со сформированной внутренней активностью, что предполагает возможность обходиться без помощи психолога. Психолог переходит в позицию пассивного наблюдателя и советчика, позволяя клиенту быть подлинным субъектом профессионального самоопределения.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.