Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Критерии эффективности профориентационной работы






 

Сложность разработки критериев оценки профориентационной работы заключается в том, что основной ее эффект является отсроченным. Полезность проделанной работы, качество рекомендаций профконсультанта может быть оценено только спустя значительное время, когда последствия сделанного выбора обретают реальные формы.

Эффективность профориентационной работы может рассматриваться на различных уровнях: уровне целостной системы профориентации в стране, регионе или на уровне конкретной организации (школы, профессионального учебного заведения). Оцениваться также может эффективность отдельных профориентационных мероприятий, например, профориентационного урока или индивидуальной профессиональной консультации. Как и в случае любой иной деятельности эффективность профориентационной работы определяется степенью соответствия результата поставленным целям и задачам и затратами на их достижение.

Эффективность системы профориентации на государственном и региональном уровне определяется тем вкладом в развитие общества, который обеспечивается благодаря ее функционированию. Основным итоговым показателем профориентации является благополучие граждан, имеющих возможность реализовывать свои способности в профессиональной деятельности.

В масштабах страны или региона объективными показателями могут выступать снижение затрат на обучение и переобучение, достижение баланса между спросом и предложением на рынке труда (снижение уровня безработицы и уменьшение числа вакансий), высокие показатели эффективности профессиональной деятельности (производительности труда). Возможности достижения обозначенных показателей в настоящее время существенно ограничены из-за отсутствия продуманной государственной политики в области профориентации.

Показателями эффективности профессионального учебного заведения являются качественные и количественные характеристики контингента поступающих абитуриентов. В условиях конкуренции с другими учебными заведениями оценивается средний бал ЕГЭ подавших заявление на специальности и направления подготовки, количество заявлений на одно место и т.п.

В оценке эффективности профориентационной работы со школьниками можно выделить несколько подходов.

Наличие факта совершения выбора профессии, учебного заведения, места работы и отсроченные по времени последствия выбора: реалистичность выражаемая в вероятности достижения цели (например, поступление учебное заведение, получение диплома), успешность (достижение определенного уровня успешности), «психофизиологическая цена» (при высокой цене достижения могут требовать очень высоких психофизиологических затрат), удовлетворенность выбором. Показатели могут оцениваться в количественной форме, например, сколько в процентах учащихся 9 класса по данным анкетирования или беседы определились с выбором профессии.

– Количество учащихся, охваченных профориентационными мероприятиями и профконсультациями. Подобные показатели легко рассчитываются, однако качество профориентационной помощи может не приниматься во внимание.

– Изменения личности оптанта, достижение такого уровня зрелости, который позволяет самостоятельно решать проблемы самоопределения. Сюда относится, например, способность строить и гибко корректировать профессиональные планы и выстраивать профессиональные перспективы. Если определить главную цель профориентации как становление человека как субъекта своих выборов, главным критерием эффективности могут выступать качественные показатели схемы построения личной профессиональной перспективы, представляющей основные составляющие профессионального самоопределения:

1. осознание ценности честного, общественно полезного труда (ценностно-нравственная основа самоопределения);

2. осознание необходимости профессионального образования;

3. общая ориентировка в мире профессионального труда (макроинформационная основа выбора);

4. общая ориентировка в социально-экономической ситуации в стране и прогнозирование ее изменения, в том числе престижности выбираемой деятельности и всего образа жизни;

5. выделение главных личностных смыслов в выбираемой деятельности;

6. выделение дальних профессиональных целей и их согласование с другими важными жизненными целями;

7. выделение ближних и ближайших профессиональных целей как этапов и путей к дальней цели;

8. знание конкретных выбираемых целей (микроинформационная основа выбора);

9. знание своих достоинств и недостатков, которые могут повлиять на успешность достижений целей;

10. знание путей преодоления своих недостатков и подготовки к выбору профессии;

11. знание внешних препятствий на пути к целям (кто и что может помешать);

12. знание путей преодоления внешних препятствий;

13. наличие резервных вариантов выбора (на случай неудачи по основному варианту);

14. начало практической реализации профессиональной перспективы.

Каждый из этих компонентов может быть оценен по 5-бальной шкале, где оценке 5 баллов соответствует наличие у оптанта конкретных и хорошо обоснованных мыслей и представлений по данному компоненту, не противоречащих мыслям и представлениям по другим компонентам схемы ЛПП. Психологические составляющие готовности к профессиональному самоопределению могут оцениваться с помощью психологических тестов (см. например, Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению, 1997). Могут использоваться специальные задачи-ситуации, разбирая которые по определенной схеме подросток демонстрирует свою готовность к подобному анализу. Задачи должны в кратком виде отражать основные характеристики ситуации выбора профессии.

Эффективность профориентационной работы может также определяться по степени соответствия направленности и способностей выбираемой профессии. Для этой цели результаты психодиагностических методик по выявлению направленности, способностей, качеств личности сопоставляются с профессиональными планами. Недостатком такого способа оценки заключается в том, что направленность может со временем меняться.

Эффективность отдельных занятий может определяться на основе оценок участников, например, после проведенного занятия подростки по 10 бальной шкале оценивают интересность и полезность. Определенную информацию дает использование метода наблюдения: оценивается степень вовлеченности в занятие, удовлетворенность от совместной работы и др. По каждому из таких критериев должны быть выделены показатели (например, можно использовать условную 5-балльную шкалу).

Оценка консультаций также может строиться на получении обратной связи: после завершения консультации оптанта просят ответить на вопросы о том, помогла ли ему консультация, если помогла, то в чем. Несмотря на возможность получения невразумительных или корректно-вежливых формулировок ответов, такой прием позволяет консультанту получать полезную информацию, а самому подростку еще раз задуматься о ситуации выбора. Часто показателем эффективности работы консультанта рассматривается принятие решения о выборе профессии на основе рекомендаций профконсультанта (или следование профессиональному плану, выработанному совместно с профконсультантом). Распространенным способом оценки эффективности профконсультации является опрос людей, получивших консультацию. Задаются вопросы о том, последовал ли клиент совместно выработанному с консультантом решению о выборе профессии или рекомендации или принял иное решение, насколько он удовлетворен своей профессией и т.п.

Со стороны клиента, которому адресованы профориентационные услуги, об эффективности работы можно судить по степени удовлетворенности консультацией (или иным мероприятием), снижении чувства неопределенности и повышение уверенности, определенность профессиональной перспективы. Если рассматривать профориентационную работу как систему, ориентированную на прохождение индивидом определенных этапов профессионального развития, критерием эффективности применительно к каждому конкретному человеку может считаться успешное прохождение каждого из этапов профессионального развития, например, осознанный выбор профиля обучения в девятом классе, наличие профессионального плана и на этапе завершения обучения в школе, высокий уровень профессиональных достижений, удовлетворенность профессиональными успехами и жизнью в целом, самореализация в профессии и т.п.

 

Вопросы по теме

1. В чем заключается основная цель профориентации?

2. Дайте краткую характеристику основным направлениям профориентации (используйте глоссарий).

3. Назовите основные принципы профориентационной работы. Дайте обоснование каждому принципу.

4. Дайте краткую характеристику основным методам профориентации. Укажите, каким образом связаны между собой методы и направления профориентации.

5. Какие документы составляют нормативно-правовую основу профориентации в нашей стране? В каком направлении должна развиваться нормативно-правовая база профориентации?

6. Каким образом происходящие в обществе процессы связаны с развитием профориентации?

7. В чем заключается сложность оценки эффективности профориентационной работы?

8. Какие критерии могут использоваться для оценки эффективности профориентационной работы: государственной системы профориентации, общеобразовательной школы, профконсультанта?

 

Литература по теме

1. Зеер Э.Ф. Профориентология: теория и практика.// Учебное пособие для высшей школы./ Э.Ф. Зеер и др. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004.

2. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (приложение к приказу Минобразования РФ от 18.07.2002. Москва № 2783). – 2002.

3. Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению. М., 1997.

4. Постановление Минтруда РФ от 27 сентября 1996 г. № 1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» – 1996.

5. Пряжникова Е. Ю. Профориентация: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.

6. Пряжников Н., Пряжникова Е. Психология труда, М., 2009.

7. Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. М.: МГППИ, 1999.

 

Вопросы для самопроверки

 

(??)Профориентация как научная дисциплина (раздел психологии труда) и как область социальной практики(??)

(??)Оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества. Приведено определение

(!)Профессиональной консультации

(?)Профессиональной адаптации

(?)Профессиональной диагностики

(?)Профессионального отбора

(??)Сложность разработки критериев оценки профориентационной работы заключается в том, что

(!)Основной эффект является отсроченным.

(?)Существует несколько направлений профориентационной работы

(?)Эффективность нельзя выразить в количественном виде

(?)Недостаточно разработана нормативно-правовая база

(??)К основным компонентам системы профориентации не относится:

(?)Профессиональная адаптация

(?)Профессиональное консультирование

(!)Профессиональное обучение

(?)Профессиональное просвещение

(??)Человек, решающий проблему своего самоопределения, выбирающий профессию.

(?)Абитуриент

(?)Адаптант

(!)Оптант

(?)Адепт

(??)К методам профориентации не относятся:

(?)Информационно-справочные методы

(!)Методы самоопределения

(?)Методы морально-эмоциональной поддержки клиентов.

(?)Методы оказания помощи в конкретном выборе и принятии решения

(??)Предмет профориентологии –

(?)Система профориентации

(!)Человек как субъект профессионального самоопределения

(?)Профессиональный мир

(?)Профессиональное развитие личности

 

Тема для дискуссии: Приоритетные направления профориентации в современной России

Посмотрите записи.

 

https://www.youtube.com/watch? v=keuhB7fAii0

Пряжников Н.С. Приоритеты профориентационной работы в современных условиях.

Фрагмент дистанционного видеокурса «Психология профессионального самоопределения» факультета дистанционного обучения МГППУ.

1. Какие традиционные направления профориентации выделяет лектор? (помощь в конкретных выборах и трудоустройстве)

2. Какие направления он считает приоритетными в современных условиях и почему?

3. Согласны ли вы с лектором?

 

 

https://www.youtube.com/watch? v=iY9WhemFdkU

Профессор МГУ, доктор психологических наук А.Г. Асмолов. Выступление перед участниками Международного совещания «Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение в современной России: задачи, содержание, технологии» на конференции 12.11.2013 г.

1. Какие риски профессионального самоопределения и профессиональной подготовки анализирует А.Г. Асмолов?

2. Какие технологии сопровождения профессионального самоопределения подростков предлагает использовать А.Г. Асмолов для работы с современными подростками?

3. В чем важность исследования ценностей современных подростков для организации профориентационной работы?

4. Что такое «вузоцентризм»? Каковы причины «вузоцентризма»?

5. Какие направления профориентации вы считаете приоритетными в современных условиях и почему?

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.