Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 2. Технологии ведения профориентационной работы






Содержание

Раздел 1. Общие вопросы профориентации

Введение

1.1. Профориентация как научная дисциплина (раздел психологии труда) и как область социальной практики

1.1.1. Цели и принципы профориентационной работы

1.1.2. Профориентация и развитие общества

1.1.3. Нормативно-правовая база профориентации

1.1.4. Методы профориентации

1.1.5. Критерии эффективности профориентационной работы

Вопросы по теме

Литература по теме

Вопросы для самопроверки

Тема для дискуссии: Приоритетные направления профориентации в современной России.

 

1.2. История возникновения и развитие профориентации

1.2.1. Возникновение профориентации в конце XIX – начале XX вв.

1.2.2. Профориентация в развитых зарубежных странах

1.2.3. Истории профориентации в России

1.2.4. Современное состояние профориентации в России

Вопросы по теме

Литература по теме

Вопросы для самопроверки

Тема для дискуссии: «Специалист современности»

 

1.3. Профессиональное развитие личности

1.3.1. Профессиональное развитие личности как психологическая проблема

1.3.2. Периодизации профессионального развития личности

1.3.3. Профессиональное и личностное самоопределение

1.3.4. Планирование профессионального развития. Факторы профессионального самоопределения

1.3.5. Психологическая поддержка профессионального самоопределения личности

Вопросы по теме

Литература по теме

Вопросы для самопроверки

Тема дискуссии: Самоопределение в современном мире: вызовы самоопределяющейся личности

 

4. Основы профессиоведения

1.4.1. Профессиональное разделение труда

1.4.2. Психологические классификации профессий

1.4.3. Профессиография. Методы психологического описания профессии

1.4.4. Профессиограммы

1.4.5. Профессиональная пригодность. Профессионально-важные качества

Вопросы по теме

Литература по теме

Вопросы для самопроверки

Видео профессиограммы

Тема дискуссии: Профессионально-важные качества педагога: отбор или формирование.

 

1.5. Система профориентационной работы

1.5.1. Профориентация как система

1.5.2. Основные направления профориентационной работы

1.5.3. Организация профориентационной работы в образовательном учреждении

Вопросы по теме

Литература по теме

Вопросы для самопроверки

Тема дискуссии: Профконсультант в школе: роскошь или необходимость.

Рубежный контроль 1

 

 

Раздел 2. Технологии ведения профориентационной работы

Введение

2.1. Профессиональное информирование

2.1.1. Формирование представлений о мире труда и профессий

2.1.2. Методы профессионального информирования

2.1.3. Технологии правильного выбора профессии

Вопросы по теме

Литература по теме

Вопросы для самопроверки

Видео по теме

Тема дискуссии: Самые востребованные профессии

 

2.2. Активизация профессионального самоопределения

2.2.1. Активизация как средство формирования качеств субъекта профессионального и личностного самоопределения

2.2.2. Психолого-педагогические условия формирования субъекта профессионального и личностного самоопределения

2.2.3. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения

Вопросы по теме

Литература по теме

Вопросы для самопроверки

Видео по теме

Тема дискуссии: Готов ли современный школьник к самоопределению.

 

2.3. Профессиональное консультирование и профессиональная диагностика

2.3.1. Профессиональная консультация как метод оказания помощи в профессиональном самоопределении

2.3.2. Основные этапы индивидуальной психолого-педагогической консультации

2.3.3. Психологическая диагностика в профессиональном консультировании

2.3.4. Требования к психологу-профконсультанту

Вопросы по теме

Литература по теме

Вопросы для самопроверки

Видео по теме

Сайты с профориентационными тестами

Тема дискуссии: Что важнее для выбора профессии: способности или склонности

 

2.4. Профессиональный отбор и профессиональная адаптация

2.4.1. Профессиональный отбор

2.4.2. Технология проведения профессионального отбора

2.4.3. Отбор в профильные классы

2.4.4. Профессиональная адаптация

Вопросы по теме

Литература по теме

Вопросы для самопроверки

Тема дискуссии: Роль родителей в профессиональном самоопределении школьников

 

2.5. Специфика профориентационной помощи различным образовательно-возрастным группам.

2.5.1. Профориентационная работа со школьниками

2.5.2. Профориентационная работа с особыми категориями учащимися

2.5.3. Профориентационная работа с учащимися профессиональных учебных заведений и студентами

2.5.4. Профориентационная работа с безработными гражданами и ищущими работу

Вопросы по теме

Литература по теме

Вопросы для самопроверки

Видео по теме

Рубежный контроль 2

Основная литература по дисциплине

Глоссарий

Персоналии

Аннотированный список ресурсов Интернет

1. Видео материалы

2. Персональные сайты специалистов в области профориентации

3. Профориентационные порталы

Темы рефератов

Дополнительные темы для дискуссий

Сведения об авторе

 


Раздел 1. Общие вопросы профориентации

 

Введение

 

Профессиональная ориентация (профориентация) представляет собой систему мер осуществляемых с целью оказания помощи лицам в ситуациях связанных с профессиональным самоопределением. В первую очередь это относится к выбору профессии, но только выбором профессии не исчерпывается. В современном динамичном, меняющемся мире вопросы самоопределения актуализируются весьма часто. Потеря работы вследствие сокращения и приобретение статуса безработного, продвижение по карьерной лестнице, трудности адаптации на новом рабочем месте, профессиональные кризисы вынуждают человека заниматься поиском необходимой информации, анализом своих возможностей, принимать решения в ситуации неопределенности, ставить цели и осуществлять конкретные шаги по их достижению. Далеко не всегда человек способен самостоятельно справляться с грузом возникающих в таких ситуациях проблем.

Создание и развитие действенной системы профориентации является важнейшей общественной и государственной задачей. Общественное благополучие определяется возможностью и готовностью каждого члена общества вносить свой вклад в его развитие в соответствии со своими способностями и интересами. Выстраивая свою кадровую политику, государство как управляющий орган оказывает влияние на состояние рынка труда, задавая спрос на одни профессии и снижая востребованность других. Заботой государства является создание и обеспечение функционирования государственной системы профориентации, предоставляющей услуги не только в поиске работы и трудоустройстве, но и обеспечивающую последовательную и целенаправленную подготовку молодежи к профессиональному самоопределению и профессиональной деятельности.

Особая ответственность в формировании готовности к принятию решений, связанных с профессиональным самоопределением ложится на общеобразовательную школу. В школе должны быть созданы необходимые условия, позволяющие в различных формах обеспечивать психологическое, педагогическое (а в случае нарушений здоровья и медицинское) сопровождение процессов профессионального самоопределения на разных его этапах.

Возможность построения действенной системы профориентационной работы зависит во многом от понимания закономерностей профессионального становления личности, знания особенностей каждого этапа развития и возможностей целенаправленного психоло-педагогического воздействия с целью формирования качеств, необходимых для подготовки к принятию жизненно важных решений. Особое внимание должно уделяться научно-методическому обеспечению основных направлений профориентационной работы (профессиональному информированию, профессиональному воспитанию, профессиональному консультированию и др.), разработке эффективных профориентационных технологий, отвечающих современным требованиям.

Специалистам, занимающимся профориентацией, необходимо хорошо разбираться в современных профессиях, владеть профессиографическими знаниями, знать требования, предъявляемые профессиями к психологическим и психофизиологическим качествам человека, специфику ведения профориентационной работы с различными возрастными группами и особыми категориями клиентов. Они должны владеть психодиагностическим инструментарием и технологией проведения профессионального консультирования, активизирующими методиками и приемами психологической поддержки.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.