Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Периодизации профессионального развития личности






 

Существует множество классификаций стадий профессионального становления личности. Каждая периодизация представляет собой последовательность фаз или этапов развития, качественно отличающихся друг от друга.

Среди российских ученых наиболее популярной является периодизация Е.А. Климова. Эта периодизация опирается на положения теории деятельности А.Н. Леонтьева и концепции развития Д.Б. Эльконина и во многом соответствует принятым в отечественной возрастной психологии этапам развития личности.

Первоначально Е.А. Климов предложил профессионально ориентированную периодизацию, включающую три стадии:

1) стадия оптации (12–17 лет) – подготовка к сознательному выбору профессионального пути;

2) стадия профессиональной подготовки (15–23 года) – овладение знаниями, умениями и навыками будущей профессиональной деятельности;

3) стадия развития профессионала (от 16–23 лет до пенсионного возраста) – вхождение в систему межличностных отношений в профессиональных общностях и дальнейшее развитие субъекта деятельности. В более поздней версии количество число стадий увеличилось:

 

 

Рис.1. Стадии развития субъекта деятельности по Е.А. Климову

 

1. Стадия предыгры (до 3 лет). Освоение функций восприятия, движения, речи, простейших правил поведения и моральных оценок. Эти качества являются основой дальнейшего развития и приобщения человека к труду.

2. Стадия игры (от 3 до 6–8 лет). Овладение ребенком основными смыслами человеческой деятельности, знакомство с конкретными профессиями в игровой деятельности.

3. Стадия овладения учебной деятельностью (от 6–8 до 11–12 лет). Развитие самоконтроля, самоанализа, способности планировать свою деятельность.

4. Стадия оптанта (от 11–12 до 14–18 лет). Подготовка к жизни, к труду, планирования и выбор профессионального пути.

5. Стадия адепта (от 15–18 до 16–23 лет). Профессиональная подготовка.

6. Стадия адаптанта. Вхождение в профессию (от нескольких месяцев до 2–3 лет).

7. Стадия интернала. Вхождение в профессию в качестве полноценного коллеги, стабильная работа на нормальном уровне.

8. Стадия мастера. Способность решать трудные профессиональные задачи. Обретение индивидуального стиля деятельности.

9. Стадия авторитета. Авторитет – профессионал, лучший среди мастеров.

10. Стадия наставника. Высший уровень работы любого специалиста. Наставник – специалист, способный передавать свой опыт.

Очевидно, что не каждый человек может достигнуть последнего уровня. Если человек меняет профессию, или осваивает новую специальность, должность возможен возврат на более ранние стадии.

В периодизации Зеера Э.Ф.выделено семь стадий (Табл. 1); акцент ставится на основных психологических новообразованиях, наиболее значимых с позиции профессионального развития изменениях личности.

 

 

Рис.2. Зеер Э.Ф.

 

Таблица 1. Стадии профессионального становления личности по Зееру

 

№ п/п Название стадии Основные психологические новообразования стадии
  Аморфная оптация (0–12 лет) Профессионально ориентированные интересы и склонности
  Оптация (12–16 лет) Профессиональные намерения, выбор пути профессионального образования и профессиональной подготовки, учебно-профессиональное самоопределение
  Профессиональная подготовка (16–23 года) Профессиональная подготовленность, профессиональное самоопределение, готовность к самостоятельному труду
  Профессиональная адаптация (18–25 лет) Освоение новой социальной роли, опыта самостоятельного выполнения профессиональной деятельности, профессионально важные качества
  Первичная профессионализация Профессиональная позиция, интегративные профессионально значимые констелляции, индивидуальный стиль деятельности Квалифицированный труд
  Вторичная профессионализация Профессиональный менталитет, идентификация с профессиональным сообществом, профессиональная мобильность, корпоративность, гибкий стиль деятельности, высококвалифицированная деятельность
  Профессиональное мастерство Творческая профессиональная деятельность, подвижные интегративные психологические новообразования, самопроектирование своей деятельности и карьеры, вершина профессионального развития

 

На западе распространена периодизация профессионального развития Д. Сьюпера. Она была создана в 50-е годы XX века. Основываясь на концепции австрийского психолога Ш. Бюллер, Сьюпер развил идеи своего коллеги Э. Гинзберга. Теория Сьюпера основывается на представлениях о том, что профессиональное развитие продолжается на протяжении всей жизни и я-концепция человека со временем меняется и развивается под влиянием приобретаемого опыта. Процесс профессионального самоопределения рассматривается через профессиональное развитие.

 

 

Рис.3. Сьюпер Д.

 

Периодизация включает в себя 5 последовательных этапов. Каждый этап имеет свои типичные задачи, требующие решения. Названия этапов в разных источниках могут варьировать в зависимости от особенностей перевода терминов с языка оригинала.

 

 

Рис.4. Этапы профессионального развития по Д. Сьюперу

 

I этап – этап роста (по другим источникам – «пробуждения»), начинается с рождения и длится до 14 лет. На этапе роста происходит развитие основных интересов и способностей. В пределах этапа выделяются три следующие друг за другом фазы: 4–10 лет (фаза фантазии – проигрывание профессиональных ролей в фантазиях), 11–12 лет (фаза интересов – формирование профессионально значимых предпочтений), 13–14 лет (фаза способностей – проверка индивидуальных способностей, появление представлений о требованиях профессии и о профессиональном образовании).

II этап (исследовательский) продолжается от 14 до 24 лет. На этом этапе происходит апробация своих сил в различных видах учебной и трудовой деятельности, предпринимаются попытки проявить себя в различных ролях, исследуются свои реальные (профессиональные) возможности. Выделяются три фазы: с 14 до 17 лет – временное занятие в одной или разных профессиях; с 18 до 21 года – активный поиск профессионального учебного заведения в условиях освоения способов самостоятельной жизни, включая и временные подработки; с 22 до 24 лет – апробирование выбранной профессии в процессе реальной трудовой деятельности, часто совмещаемое с учебой. Главная задача этой стадии – исследовать мир профессий и уточнить план карьеры.

III этап (консолидация или упрочение карьеры), продолжается примерно с 25 до 44 лет. Задача этапа – поиск и удержание своего места в обществе. В начале периода (с 25 до 30 лет) молодой человек, получив профессиональное образование, «пробует» себя в качестве полноценного специалиста, способного конкурировать с более опытными работниками, всеми силами стремится к «жизненному успеху» – карьере. Примерно с 30 лет начинается период стабилизации, утверждение себя в качестве надежного и преуспевающего специалиста. Человек получает дальнейшее образование, стремится обеспечить в найденном профессиональном поле устойчивую личную позицию и занять достойное положение в обществе. Профессиональное развитие может продолжаться и далее до достижения предела возможностей человека, либо до потери интереса к профессии.

IV этап (поддержание стабильности или сохранение), охватывает период с 45 до 64 лет. Задачей этапа является создание устойчивого профессионального и социального положения. Профессиональное развитие индивида идет в одном определенном направлении без выходов за рамки найденного поля. Именно в этот период решается вопрос, удастся ли добиться успеха, построить карьеру и желаемый образ жизни.

V этап – (снижение или спад) начинается примерно с 65 лет. Этап характеризуется уменьшением профессиональной и социальной активности. В этот период также происходит и развитие новых ролей: частичное участие в профессиональной жизни, наблюдение за профессиональной деятельностью других людей. Постепенный отход от активной профессиональной деятельности, выход на пенсию и смена видов занятий.

Задачи развития для каждой из стадий за исключением первой, представлены в таблице 2.

 

Таблица 2. Задачи развития по Д. Сьюперу

Юношеский возраст Ранняя взрослость Средняя Взрослость Поздняя взрослость
Снижение
Уменьшение времени отводимого на увлечения, хобби Уменьшение времени на занятия спортом Концентрация усилий на наиболее значимом Уменьшение времени, отводимого на работу
Сохранение
Подтверждение своего профессионального выбора Поддержание сохранности профессионального статуса Отстаивание своей позиции, противодействие конкуренции Сохранение всего, что доставляет удовольствие и радость
Консолидация
Первые шаги в избранной сфере деятельности Размещение на приемлемой подходящей позиции Развитие новых умений и навыков Занятие только тем, что человек сам хочет делать
Исследование
Осознание имеющихся возможностей Нахождение желаемого Определение новых профессиональных задач Определение хорошего места для возможностей для жизни на пенсии
Рост
Развитие реалистической я-концепции Формирование способности полагаться на других Принятие своих собственных ограничений Принятие и освоение ролей не связанных с профессиональной деятельностью

 

Сьюпер полагал, что на ранних стадиях профессионального развития этим процессом можно управлять путем формирования у человека определенных интересов и способностей и поддержки его в профессиональных начинаниях.

В периодизации Сьюпера определена общая последовательность предъявления человеку задач профессионального развития. Она задает скорее образцы построения профессионального пути. Понимание же индивидуальной специфики профессионального развития требует рассмотрение психологических механизмов принятия или непринятия человеком этих образцов.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.