Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






I. Последование вседневной вечерни






ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

 

К СОВЕРШЕНИЮ

ВЕЧЕРНИ, УТРЕНИ И БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ

В АКАДЕМИЧЕСКОМ ПОКРОВСКОМ ХРАМЕ

Московской Православной Духовной Академии

 

 

Сергиев Посад

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1. Последование вседневной вечерни...............…………………………………….3

2. Особенности в священнодействиях на полиелейной и всенощной

службах……………………………………………………………………….........8

3. Утреня……………………………………………………………………….........16

3.1. Начало утрени………………………………………………………………........................16

3.2. Шестопсалмие………………………………………………………………………………17

3.3. Великая ектения «Бог Господь»…………………………………………………………..18

3.4. Кафизмы…………………………………………………………………………………….18

3.5. Полиелей…………………………………………………………………………………….18

3.6. Чтение Евангелия…………………………………………………………………………..21

3.7. Помазание святым елеем…………………………………………………………………..22

3.8. Каждение на Честнейшую…………………………………………………………………24

3.9. Великое Славословие………………………………………………………………………25

3.10. Ектении…………………………………………………………………………………….25

3.11. Окончание утрени…………………………………………………………………………26

4. Божественная литургия………………………………………………………….27

4.1. Входные молитвы………………………………………………………………………….27

4.2. Облачение диакона…………………………………………………………………………28

4.3. Облачение священника…………………………………………………………………….29

4.4. Проскомидия………………………………………………………………………………..30

4.5. О каждении………………………………………………………………………………….36

4.6. Литургия оглашенных ……………………………………………………………………..37

4.7. Малый вход…………………………………………………………………………………38

4.8. Трисвятое……………………………………………………………………………………40

4.9. Чтение Апостола и Евангелия……………………………………………………………..41

4.10. Литургия верных…………………………………………………………………………..43

 


I. ПОСЛЕДОВАНИЕ ВСЕДНЕВНОЙ ВЕЧЕРНИ

1. Войдя в алтарь, священнослужитель прежде всего прикладывается к святому престолу, делает два земных поклона перед целованием его и третий после.

2. Облачившись в епитрахиль и поручи, священник вместе с диаконом, тоже уже облаченным, снимают покрывало с престола и ставят зажженную лампадку перед дарохранительницей.

3. Вечернее богослужение начинается с чтения девятого часа. Убедившись в наличии чтеца, священник, став перед престолом и приложившись к нему по установленному обычаю (с молитвой «Боже, очисти мя грешного», предварительно осенив себя дважды крестным знаменем до прикладывания и третий раз после), дает первый возглас для начала службы: «Благословен Бог наш…». Следующие два возгласа девятого часа: «Яко Твое есть царство…» (по Отче наш) и «Боже ущедри ны…» (перед окончательной молитвой часа) также даются из алтаря.

4. По окончании девятого часа священник облачается в фелонь и возглас на начало вечерни дает уже не в алтаре, а на амвоне, возглашая те же слова: «Благословен Бог наш».

5. После возгласа он остается на амвоне для чтения семи осветильнических молитв, положенных на вечерне. При этом камилавка (клобук) снимается. Служебник же священник держит для сей цели при себе.

6. С возгласом на вечерню диакон или иподиакон отверзает завесу царских врат (не спешно).

7. На возглас священника чтец вечерни говорит: «Аминь» и начинает ее прямо со слов «Придите поклонимся…» (трижды), затем читается сто третий псалом «Благослови душе моя Господа».

8. В конце чтения сто третьего псалма диакон, выйдя из алтаря северными дверями на амвон, заступает на него для произнесения великой ектении (мирной). По обычаю, перед тем как приступить к великой ектении, а священнику, кончившему чтение светильнических молитв, возвратится в Алтарь, оба прежде творят трижды крестное знамение с поклонами Алтарю и оканчивают затем поклоны друг другу.

9. По окончании сто третьего псалма диакон произносит великую ектению (не спешно, дожидаясь окончание пения хора: «Господи, помилуй». Орарь следует держать на уровне не ниже своего чела).

10. Священник, возвратясь в алтарь через южную дверь, становится на свое место, то есть перед святым престолом. По обычаю, по возвращении он прикладывается к престолу, осенив себя крестным знаменем.

11. Диакон при произнесении великой ектении на пятом прошении «О великом Господине…» после поминовении имени Святейшего Патриарха поминает ректора академии следующим словами «…и о Господине нашем Высокопреосвященнейшем архиепископе Евгении». После шестого прошения «О богохранимей стране нашей…» произносится прошение седьмое с таким содержанием «О зде начальствующих, учащих и учащихся, Господу помолимся». Прошение «О граде сем» начинаем такими словами: «О святей обители сей, граде сем…».

12. Последним прошением великой ектении для диакона является: «Пресвятую, Пречистую…». Однако он стоит на амвоне, пока священник не окончит завершающий возглас: «Яко подобает…».[1]

13. На «Господи воззвах» диакон совершает каждение (полное) алтаря и всего храма.

Взяв благословение у иерея на каждение с горнего места, диакон производит его, начиная с:

а) святого престола (с четырех сторон), затем

б) горнее место;

в) правую и левую стороны алтаря;

г) икону над царскими вратами (с горнего места);

д) предстоятеля (служащего священника);

е) присутствующих в алтаре (с правой и левой стороны).

Если в алтаре присутствует архиерей, диакон совершает ему троекратное каждение прежде служащего священника. Если на каждение идут два диакона, они соответственно делят все каждение на две части: один — правую сторону алтаря и храма, другой — левую. Причем, предстоятеля кадят вместе, одновременно (также и архиерея). Тогда каждение двух диаконов должно быть ритмичным, не вразнобой.

По окончании каждения алтаря диакон выходит северными дверями на амвон и продолжает каждение храма. В начале диакон кадит:

а) царские врата;

б) правую сторону иконостаса;

в) левую его сторону;

г) хор (правый и левый);

д) чтеца, облаченного в стихарь;

е) народ (справа налево);

ж) икону на аналое, что посреди храма;

з) правую сторону храма с переходом на левую;

и) с возвращением на амвон диакон вновь производит каждение местных икон — Спасителя и Божьей Матери. Этим заканчивается каждение храма.

Южными дверями диакон входит в алтарь, где завершается все каждение на «Господи воззвах». Конец его таков: диакон вновь кадит престол с передней части, затем переходит на горнее место, откуда кадит служащего священника, после чего отдает кадило пономарю. С ним диакон крестится, а затем оба кланя-ются вначале предстоятелю, а затем друг другу и расходятся на свои места.

14. На «Свете тихий» священник и диакон переходят со своего места на горнее. Отдых от престола обычно предваряется двукратным крестным знаменем, целованием св. трапезы, третьим крестным знаменем и поклоном друг другу. На горнем месте священнослужители вновь крестятся и кланяются друг другу.

15. С горнего места, обратясь лицом к престолу, священник после диаконского возгласа «Вонмем» со словами «Мир всем» осеняет крестообразно благословляющей рукой (имясловными перстами) молящихся в храме. Обычно служащий священник перед «Мир всем» делает поклон своим собратьям служителям, а при архиерее воздерживается даже от осенения рукой.

16. После «Свете тихий» диакон произносит дневной прокимен (по Служебнику), предварительно поклонившись иерею.

17. По окончании прокимна священнослужители крестятся на горнее место, кланяются друг другу и отходят на свои прежние места. Там же, встав перед святым престолом, вновь крестятся, целуют его и оканчивают поклоном друг другу.

18. После «Сподоби, Господи» диакон творит просительную ектению на амвоне. По обычаю перед выходом он идет на горнее место, крестится, кланяется иерею и исходит всегда северными дверями. На возглас священника «Мир всем» диакону принято отходить к местной иконе Спасителя. По окончании возгласа священника «Буди держава…» диакон входит южными вратами в алтарь и с горнего места, перекрестившись, отдает поклон служащему и вновь становится на свое место (по правую сторону от священника).

19. Священнослужитель во время просительной ектении читает (втайне) молитву и подает со вниманием возгласы, согласно Служебнику.

20. После пения «Ныне отпущаеши», «Трисвятого» и «Отче наш» священник произносит возглас «Яко Твое есть Царство…».

21. После пения тропаря святому (или святым) с Богородичным полагается сугубая ектения, которую произносит диакон с амвона в тех же уставных правилах выхода с алтаря прихода в него.

После прошения «Еще молимся о богохранимей стране нашей…» добавляется прошение «Еще молимся о зде начальствующих, учащихся и учашихся».

Ектения оканчивается возгласом священника «Яко милостив…». Вслед за этим возгласом диакон, стоя на амвоне, произносит «Премудрость» и затем уходит в алтарь, соблюдая все правила входа.

22. Священник заканчивает вечернее богослужение возгласом «Сый благословен…».

В завершение хор поет: «Аминь. Утверди Боже…».

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.