Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проскомидия






12. После омовения священник и диакон подходят к жертвеннику и, благоговейно совершив перед ним троекратное поклонение, молятся: «Боже, очисти мя грешнаго и помилуй мя». После этого оба они делают земной поклон. Воздевая руки, священнослужители читают тропарь Великого Пятка.

При произнесении слов:

«искупил ны еси от клятвы законныя» священник целует дискос;

«честною Твоею Кровию» — целует чашу;

«на Кресте пригвоздився» — целует звездицу;

«копием прободся» — целует копие;

«бессмертие источил еси человеком, Спасе наш, слава Тебе» — лжицу;

13. Затем диакон тихо говорит: «Благослови, владыко».

Священник возглашает: «Благословен Бог наш…» и берет левой рукой просфору для Агнца. Правой же рукой он берет копие и троекратно благословляет просфору, прикасаясь острием копия к ее краям и творит знамение креста над печатью с троекратным произнесением слов «В воспоминание Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа».

14. Далее он копием надрезает лежащую на тарелочке просфору с правой стороны ее (от себя — с левой) со словами «Яко овча на заколение ведеся» (для удобства допускается повернуть просфору так, чтобы ее правая сторона была обращена к правой стороне совершителя).

Делая надрез с левой стороны (от себя — с правой), священник говорит: «И яко Агнец непорочен, прямо стригущего Его безгласен, тако не отверзает уст Своих».

Верхняя сторона просфоры надрезается со словами «во смирение и суд Его взятся».

Нижняя сторона надрезается со словами «Род же Его кто исповесть?»

15. Диакон при каждом надрезании священником Агнца говорит: «Господу помолимся», держа орарь в руке, как при чтении ектений. Священник отвечает ему: «Господи, помилуй».

16. После надрезания просфоры диакон говорит: «Возьми, владыко». Священник надрезает просфору в нижней ее части и вынимает Агнец от надрезанных нижней и четырех внешних сторон ее, произнося слова «Яко вземлется от земли живот Его», — и полагает Его на дискос печатью вниз».

17. Диакон: «пожри, владыко» (принеси в жертву).

При этих словах диакона священник делает на нижней стороны Агнца глубокий крестообразный надрез (до печати), говоря: «Жрется Агнец Божий, вземляй грехи мира, за мирский живот и спасение».

18. Затем священник обращает (переворачивает) Агнец печатью вверх.

Диакон ответ на это произносит: «прободи, владыко».

При этих словах диакона священник прободает Агнец копием с правой стороны Его, говоря: «един от воин копием ребра его прободе…».

19. Диакон вливает в ковш небольшое количество воды и вина, при этом говорит: «благослови, владыко, святое соединение». Получив благословение, диакон вливает его в потир.

20. Священник, взяв вторую просфору, говорит: «в честь и память Преблагословеннныя Владычицы…». Вынув из просфоры частицу, священник кладет ее на дискос с правой стороны Агнца (от себя — с левой), вблизи от его средины, произнося: «предста Царица одесную Тебе…».

21. а) священник, взяв третью просфору, произносит: «честнаго славнаго пророка…» — и при этих словах отделяет от просфоры частицу и полагает ее на дискосе с левой стороны Агнца (от себя — с правой), ближе к верхней ее части, начиная этой частицей первый ряд.

Затем священник говорит:

б) «святых славных пророков…» — и, отделив вторую частицу, полагает ее ниже первой.

Далее священник говорит:

в) «святых славных и всехвальных апостолов…» — и полагает частицу ниже второй.

Затем священник произносит:

г) «иже во святых наших…» — и полагает ее на дискос, начиная ею второй ряд.

Потом священник говорит:

д) «святого апостола…» — и полагает ее ниже первой частицы второго ряда.

Затем священник говорит:

е) «преподобных и богоносных отец наших…» - и полагаете ниже второй частицы, заканчивая второй ряд.

Далее священник говорит:

ж) «святых чудотворец и бессребреник Косьмы и Дамиана,..» — и полагает ее вверху, начиная ею третий ряд.

Продолжая, священник произносит:

з) «святых и праведных богоотец Иоакима и Анны и святаго (его же есть храм и день), и всех святых, их же молитвами посети ны, Боже» — и полагает частицу ниже первой третьего ряда (обычно здесь поминаются и другие святые, имена которых не вошли в Служебник).

Затем священник говорит:

и) «иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольского, Златоустаго» (или: «иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийския» — если совершается его литургия) — и, отделив девятую частицу, полагает ее на дискос, кончая ею третий ряд.

22. Взяв четвертую просфору и вынимая первую большую частицу, священник говорит: «Помяни, владыко Человеколюбче…».

Вынимая вторую большую частицу из четвертой просфоры, священник говорит: «Помяни, Господи, Богохранимую страну нашу и православных людей ея» — и потом, вынимая из нее частицы за живых членов Церкви с произнесением слов «Помяни, Господи, о здравии и спасении раба Божия, или рабов Божиих (имя рек)».

23. Все вынутые частицы о здравии полагаются с нижней стороны Агнца, причем две из них — за Святейшего Патриарха и епархиального епископа — полагаются выше остальных частиц, вынутых о здравии.

24. Священник, взяв пятую просфору, вынимает частицы, говоря: «о памяти и оставлении грехов…»

В это время священник поминает также рукоположившего его архиерея, если тот скончался. Из этой просфоры священник вынимает частицы о упокоении, произнося: «помяни, Господи, о упокоении и оставлении грехов раба Божия, или рабов Божиих, имя рек».

Заканчивая поминовение, священник произносит: «помяни, Господи, и всех в надежде воскресения…».

25. Частицы из просфор об упокоении он полагает на дискосе, ниже частиц, вынутых за живых.

26. Заканчивая поминовение усопших, священник снова берет четвертую просфору и вынимает из нее частицу за себя со словами: «помяни, Господи, и мое недостоинство и прости ми всякое согрешение, вольное же и невольное».

27. Диакон берет кадило, говоря: «благослови, владыко, кадило».

Священник, благословляя кадило, читает молитву

«Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш…».

Диакон, держа кадило на уровне жертвенника, говорит: «Господу помолимся».

28. Священник, взяв развернутую звездицу, держит ее над кадилом так, чтобы она была окурена дымом кадильным, затем поставляет ее на дискосе над Агнцем, произнося при этом слова «и пришедши, звезда ста верху, идеже бе Отроча».

Диакон продолжает: «Господу помолимся. Господи, помилуй».

29. Священник надносит над кадильницей первый покровец и, покрывая им дискос, говорит: «Господь Воцарися…»

Диакон вторит ему: «Господу помолимся. Покрый, владыко».

30. Священник надносит над кадильницей второй покровец и покрывает им потир (чашу) со славами: «покры небеса…»

31. И вновь вступает диакон: «Господу помолимся. Покрый, владыко». Священник объемлет воздухом кадило и, покрывая им вместе дискос и потир, произносит: «покрый нас кровом крилу Твоею…»

32. Священник берет кадило и, покадив жертвенник, произносит трижды: «благословен Бог наш, сице благоволивый, слава Тебе».

Диакон каждый раз молитву священника заканчивает словами: «всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».

Произнося это, священник и диакон благоговейно покланяются при каждом славословии.

33. Диакон, приняв кадило от священника, глаголет: «о предложенных Честных Дарех Господу помолимся».

Священник, взяв кадило у диакона, читает молитву предложения: «Боже, Боже наш, Небесный Хлеб…»

34. После этой молитвы священник оканчивает проскомидию славословием, произнося: «Слава, Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе».

Диакон произносит: «Слава… и ныне… Господи, помилуй (трижды). Благослови».

35. В заключение проскомидии священник произносит краткий отпуст: «воскресый из мертвых Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольскаго, Златоустаго, и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец». Полностью этот отпуст звучит только в день воскресный; в седмичные дни отпуст начинается прямо со слов: «Христос, истинный Бог наш».

На литургии святого Василия Великого поминается: «…иже во святых отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесарии Каппадокийския». По завершении отпуста, священник кадит диакона.

Диакон говорит «Аминь» и, приняв кадило от иерея, кадит его.

После этого священник и диакон трижды покланяются святому жертвеннику, затем друг другу, а диакон совершает каждение престола, алтаря и храма (перед началом каждение отверзает завесу царских врат).

Затем священник вынимает частицы о живых и умерших из подаваемых мирянами просфор, при этом он вынимает частицу за каждого из живых и умерших отдельно, а не ограничивается изыманием одной частицы за многих.

При вынимании частиц помянники читаются диаконами или церковнослужителями.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.