Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 8 страница






кратко остановиться на некоторых моментах, характеризующих работу, проделанную областью за этот период.

Так, среднегодовые темпы промышленного производства области по сравнению с XI пятилеткой возросли в 1, 2 раза, темпы ввода основных фондов — в 1, 5 раза, темпы роста производительности труда — в 2 раза. Объем валовой продукции сельского хозяйства за три года вырос на 19%, стабилизировалось производство зерна, уровень рентабельности сельского хозяйства составил 30%, практически все колхозы и совхозы стали не убыточными. Общая среднегодовая прибыль составила более 700 млн рублей. В социальное развитие села, жилья, газификацию в среднем в год вкладывалось более 1 млрд рублей, что позволило с начала пятилетки увеличить объем жилищного строительства на селе в 2, 1 раза. По темпам строительства, особенно в сельской местности, область вышла на первое место в РСФСР.

На других направлениях произошли также существенные сдвиги к лучшему. Так, за эти годы построено 1700 км автомобильных дорог, проводилась большая работа по газификации сельских районов. Подводящими сетями охвачено абсолютное большинство районов области, кроме некоторых южных.

Как отмечалось в докладе, на прошедшей ранее сессии областного Совета народных депутатов была утверждена программа «Жилье», предусматривающая ежегодный ввод от 1, 6 до 1, 7 млн кв. м жилья, чтобы позволить к 2000 году каждой семье иметь квартиру или дом. При этом необходимо всесторонне поддерживать и поощрять индивидуальное строительство, беря на себя полное обеспечение строительными материалами.

Существенные перемены произошли в производстве товаров народного потребления, среднегодовое увеличение составило около 15%.

В области мер по развитию здравоохранения также были существенные подвижки. Приведу как пример открытие межобластного лечебно-диагностического центра «Микрохирургия глаза», областного госпиталя для ветеранов Великой Отечественной войны. Начата активная

подготовка к строительству кардиологического центра с участием иностранных фирм. Введен ряд районных больниц и поликлиник, школ и других социальных объектов.

Построена первая очередь Волгоградского государственного университета.

Что касается положения в сельском хозяйстве, было самокритично отмечено разрешение многих проблем, связанных с ранее допущенными перекосами в специализации и концентрации, особенно в животноводческой отрасли, в ликвидации глубинных и так называемых неперспективных сел и хуторов, в ведении отраслей сельского хозяйства.

Именно в этих непростых условиях требовалось принятие многих неординарных мер, а именно — взят курс на тесную связь с наукой, на обоснованное комплексное решение стоящих проблем, направленных на интенсификацию сельского хозяйства, где главное место отводилось реализации принятых программ по социальному развитию села, внедрению системы сухого земледелия, развитию мелиорации и другому. Все это давало положительные результаты. За три года пятилетки введено 118 тыс. гектаров орошаемых земель, урожайность в целом выросла с 33, 1 до 61, 3 центнера кормовых единиц с каждого поливного гектара. Поливные земли в целом давали половину кормов для общественного животноводства, что сказалось на увеличении производства мяса и молока. Так, за три года производство мяса выросло на 65 тыс. тонн, а молока на 136 тыс. тонн. В то же время, как я уже отмечал, из-за увеличения объемов государственных поставок мяса на 78%, по молоку на 28% в области сложилась неблагоприятная обстановка с обеспечением именно мясомолочными продуктами. Но партийные, советские и хозяйственные органы области принимали все меры, чтобы стабилизировать сложившуюся обстановку. И, прежде всего, по ускоренному развитию перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса. В этом направлении в области уже была начата большая работа, чтобы обеспечить значительные возможности в производстве продовольственных товаров как в объеме, так и в

ассортименте, позволить дополнительную прибавку продуктов не менее чем на 20—25%.

На областной партийной конференции было сказано, что в соответствии с решением XIX Всесоюзной партийной конференции произошли структурные изменения в обкоме партии и партийных комитетах на местах, и главное, выражена надежда, что дальнейшая политика партийных органов будет строиться на принципе, не подминающем выборные органы власти и не диктующем свою волю, а поддерживающем Советы, особенно на этапе их становления и утверждения.

Очень остро на конференции встал вопрос о сложной экологической ситуации в Волгограде и Волжском, особенно в Красноармейском и Светлоярском районах, где обстановка может еще ухудшиться в связи с пуском предприятия по производству базудина. Обком партии и облисполком неоднократно обращались в Минхимпром РСФСР с просьбами приостановить все работы и законсервировать производство до его переноса в другие регионы. Даже пришлось принять решение исполкома облсовета о прекращении строительства. Нас поддержала газета «Правда», и только после такого нажима министр дал слово перепрофилировать это производство на безопасное.

Для оздоровления экологической обстановки в Волгограде и в целом по области обком партии и облисполком, В. И. Калашников и я лично неоднократно требовали от многих союзных министерств, в ведении которых находились крупные предприятия металлургии, химии, нефтехимии, биохимии, принятия мер по модернизации производств с целью срочного сокращения вредных выбросов и стоков, тем более что Волгоград и Волжский по насыщенности вредных производств занимали одно из первых мест в Российской Федерации. Но, к сожалению, не все удавалось сделать для положительного решения. Все-таки министерства и ведомства ставили свои интересы выше интересов людей, при том, что груз ответственности ложился всецело на местную власть.

Помнится, как три года подряд из-за низкого уровня воды, сбрасываемой Волжской ГЭС, в Волго-Ахтубинской

пойме гибли лес, природные угодья этого уникального природного уголка. Вместе с общественностью уже тогда неоднократно обращались к министру энергетики СССР с просьбами изменить режим работы ГЭС, перевести ее с энергетического режима в биологический, чтобы поддерживать постоянный объем воды в Волго-Ахтубинской пойме. Наконец, для поддержки нашей просьбы в ЦК партии и Совете Министров СССР министр энергетики принял решение начать разработку проекта по подпитке поймы через сброс в Ахтубу необходимого количества воды. Но этому решению не суждено было осуществиться в девяностые годы. Как известно, решение этой проблемы было просто похоронено по причине смены власти.

Думаю, в нынешнее время новая власть должна задуматься и спасти уникальную природную территорию этого красивого уголка земли.

Возвращаясь к проходившей партийной конференции, отмечу, что по отчетному докладу выступило как никогда раньше много участников. В основном выступающие справедливо говорили о положительной работе обкома партии, а также о недостатках. Самокритично давали оценку собственным допущенным просчетам и упущениям на вверенных участках работы. На этом важном партийном форуме выступил и я. Это было моим долгом как руководителя исполкома областного Совета народных депутатов. Доложил об участии Советов в реализации задач, стоящих перед областью по социально-экономическому развитию, о работе по повышению их роли и ответственности в свете решений XIX Всесоюзной партийной конференции по разделению функций партийных и советских органов. В облисполкоме проведены крупные структурные изменения, образованы новые органы управления. Подчеркнул, что не без активного участия Советов есть значительные сдвиги по многим направлениям развития области. Коснулся и причин, сдерживающих развитие региона более высокими темпами. Это — большой дефицит материальных ресурсов, особенно строительных. По принятым программам области потребность в них покрывается на 60—70%. Доложил, какие оперативно принимаются

 

меры. Остановился и на имеющихся недостатках в работе исполнительных органов всех уровней, и что намечено по их устранению.

Запомнилась речь члена бюро обкома, уже как первого секретаря Волгоградского горкома партии А. М. Анипкина. Это было его первое выступление в новой роли. Его выступления мне приходилось слушать неоднократно на пленумах и конференциях. Они всегда отличались острой критикой нерешенных проблем области. Ставя в вину обкому партии недостаточный уровень руководства, он старался найти такую «изюминку», чтобы заработать аплодисменты участников совещаний, при этом ни разу не говорил самокритично о тех просчетах и ошибках, которые бесспорно имелись в работе тех или иных партийных организаций, которые он возглавлял. И на этот раз заговорил в своем амплуа и в духе, охватившем уже значительную часть общества, в том числе и отдельных членов партии, горланящих с трибун, на митингах, в средствах массовой информации и даже на сессиях Верховного Совета СССР с требованием демократизации, гласности, отстранения коммунистов от руководства страной, обличающих власть и своих бывших соратников и противников в неспособности решать многие проблемы времени.

Приведу некоторые моменты выступления А. М. Анипкина: «Необходима демократизация подбора кадров областного партийного аппарата. Допущены отдельные просчеты при рекомендации работников в обком КПСС и облисполком. Надо пересмотреть сложившуюся форму согласования кадров с ЦК КПСС, которая не вписывается во внутрипартийную демократию...» Высказал замечания по секретарям обкома Г. В. Курину и В. М. Баландину, сказав, что им недостает нужной компетенции в партийной работе. Сказал также, что нет обстановки настоящего партийного товарищества в работе бюро обкома, прежде всего первого секретаря В. И. Калашникова.

Его выступление на этот раз не вызвало аплодисментов. Многие товарищи, присутствующие на конференции, в беседе со мной высказались о необъективности его критики. Думаю, уже тогда он ставил перед собой и своими сподвижниками далеко идущие цели.

С наступившим 1989 годом мы связывали большие надежды, так как уходящий год обозначил положительные тенденции. Значительно выросли показатели практически по всем основным направлениям народного хозяйства, в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве. Реальные подвижки были в социальных вопросах, производстве товаров народного потребления и сфере услуг, хотя проблема обеспечения продовольственными товарами населения области по-прежнему оставалась острой. Предстояло принятие дополнительных мер.

Помнится, на состоявшемся в середине марта Пленуме ЦК партии обсуждались вопросы состояния аграрного сектора экономики, ставилась цель, не предусматривая значительного увеличения капитальных вложений, перестроить коренным образом экономические отношения, перейти на договорные контракты по продаже сельскохозяйственной продукции, заключать их непосредственно с хозяйствами на добровольной основе. В то же время совершенно непонятно было, как в областях, краях и республиках будет устанавливаться план, или, как его стали называть, госзаказ на поставки сельскохозяйственной продукции, как придется строить отношения с хозяйствами.

Для того чтобы заинтересовать хозяйства в производстве и поставках продукции, необходимо было решить главный вопрос—определение на государственном уровне цен на важнейшие виды поставляемой по госзаказу сельскохозяйственной продукции, учитывая при этом зональность в связи с разными природно-климатическими факторами. Но этот вопрос на Пленуме был проигнорирован. Одним словом, Пленум ЦК партии не только не выработал нужный настрой, но и создал много сложностей в выполнении своих установок. Это долгожданное мероприятие ЦК КПСС, благодаря М. С. Горбачеву, не вызывало восторга и надежды у трудящихся сельского хозяйства, и до нас, работников партийного аппарата, не был доведен четкий план, на основе которого хозяйственные органы должны действовать в дальнейшем развитии сельского хозяйства.

Однако взятый в области курс на укрепление материально-технической базы и социальной сфе-

 

ры села, внедрение передовых технологий в сельское хозяйство не только не изменился, но еще в большей степени усилился.

Не могу обойти важное политическое событие — выборы народных депутатов в Верховный Совет СССР, состоявшиеся 26 марта 1989 года. Выборы проходили по новому конституционному закону о выборах депутатов в Верховный Совет СССР, по которому, помимо прямого избрания на альтернативной основе, кандидат выдвигался напрямую от обкома партии или других общественных организаций. Так, по Красноармейскому округу повторно был избран В. И. Калашников. Скажу, что округ во всех отношениях был одним из самых сложных в области вследствие тяжелой экологической обстановки. Там сложилась многочисленная общественная организация, явно оппозиционная по отношению к руководству обкома. Кроме того, по-прежнему оставались сложные проблемы со снабжением продовольственными товарами. Все это могло серьезно повлиять на избрание В. И. Калашникова депутатом Верховного Совета СССР. В этот ответственный момент те, кто искренне поддерживал позитивную политику обкома партии, проводимую в округе и направленную на решение первоочередных задач социального и экономического развития, а их оказалось абсолютное большинство, отдали свои голоса именно за В. И. Калашникова в противовес «новым реформаторам», очерняющим все положительное, что делалось в области. Одним словом, оппозиция все больше давала о себе знать, но это было только начало.

Сразу после выборов народных депутатов в конце марта вместе с секретарем обкома Г. В. Куриным, начальником Управления Госснаба по нашей области В. И. Мищенко и руководителями строительных организаций мы поехали в Армению. Целью было ознакомиться на местах, как наши строители восстанавливают и строят новое жилье, прежде всего социальные объекты. Кроме того, необходимо было обсудить с местными партийными, советскими и хозяйственными руководителями меры по выполнению задач, поставленных нашей области, а также вопросы по оказа-

нию более действенной помощи Республике Армения в ликвидации последствий землетрясения.

В Ленинакане в первую очередь встретились с нашими строителями, ознакомились с ходом строительно-восстановительных работ, объемы которых охватывали самую крупную территорию республики и включали в себя восстановление разрушенных коммунальных сетей, строительство нового жилья и объектов соцкультбыта. В целом работы шли полным ходом, но было много сдерживающих факторов, в частности — дефицит строительных материалов и техники. Выяснилось и другое: грузы, отправленные железной дорогой, не всегда доходили до наших строителей по причине обострения конфликта между Арменией и Азербайджаном. Составы со стройматериалами и техникой не пропускались на территорию Армении, а попросту разворовывались.

Побывали в нашем подразделении гражданской обороны. Руководство доложило о мероприятиях по ликвидации разрушений, заявив, что с поставленными задачами успешно справляются. В последующих наших встречах с представителями Правительства РСФСР нам прямо заявили, что это одно из лучших военных подразделений, участвующих в ликвидации последствий землетрясения и восстановлении Ленинакана. После обсуждения с руководством оперативной группы Правительства РСФСР определились, что помощь будет еще усилена, однако необходимо срочно решать вопрос обеспечения строителей материалами и дополнительными механизмами. Наша область готова предоставить их большую часть, но следует оперативно доставить. Решение было найдено. Обговорив с руководством Министерства железнодорожного транспорта СССР, решили, что все грузы будут доставляться другим направлением, минуя Азербайджан.

Побывали в районе эпицентра землетрясения — городе Спитак, чтобы увидеть масштабы разрушения, наяву убедиться в невероятной природной силе. Картину увиденного трудно не только описать, но и представить. Даже элеваторные башни, которые выстояли, были скручены в спираль. В памяти осталась встреча с жителями соседне-

 

 

го с городом Спитак поселка Лернапат, расположенного в ложбине гор. Как объяснили нам местные жители, в переводе на русский язык его название означает «падающие камни». Мы увидели, что поселок практически полностью разрушен этими камнями. К счастью проживающих, а это в основном крестьяне, здесь не было ни одного погибшего, так как ранней зарей жители поселка, и стар и млад, выходят работать в свои хозяйства, именно это помогло избежать человеческих жертв.

Главной целью нашего посещения было принятие решения о полном восстановлении этого села, что было доверено сделать объединению «Волгоградпромстрой», которым руководили директор В. А. Киселев и главный инженер Н. Г. Родин. На вопрос о причинах задержки хода работ они ответили, что жители не согласны строить на прежнем месте, предлагают новую площадку, используемую под сельскохозяйственные нужды, частично под посадку фруктовых деревьев, частично под сельскохозяйственные культуры. Но правительство республики запрещает переносить сюда новую застройку села. Пришлось по приезде в Ереван вести переговоры со вторым секретарем ЦК партии Армении О. И. Лобовым, знакомым мне в бытность его председателем Свердловского исполкома областного Совета народных депутатов. Он пообещал, и проблема вскоре была решена.

Посетили расположенный рядом со Спитаком Гугарский район, встретились с первым секретарем райкома партии, строителями Главволговодстроя, руководимого Б. А. Ско-родумовым, которым было поручено выполнить главный объем восстановительных работ во многих поселках района по жилью, школам, производственным постройкам. Посмотрели, как проводятся эти работы. В целом начало положено.

Ознакомившись с ликвидацией последствий землетрясения нашими строителями на закрепленных за областью территориях, обсудили это с представителями Совета Министров РСФСР. Доложили о сделанной работе, а также о проблемах, сдерживающих выполнение поставленных задач. Главный негативный фактор — сбои

в снабжении строительными материалами по причинам, не зависящим от области. Заверили, что ситуация будет срочно изменена.

Вернувшись в область, поделились с В. И. Калашниковым информацией о ходе оказания братской помощи Армении, какие дополнительные меры нам следует предпринять, чтобы повысить ее эффективность.

Примерно через месяц В. И. Калашникову позвонил председатель Совмина РСФСР А. В. Власов и предложил направить в Армению Г. В. Курина в ранге министра от Российской Федерации, поручив ему руководство и координацию строительно-восстановительных работ. На состоявшемся 20 мая 1989 года бюро обкома партии было принято решение освободить Г. В. Курина от должности секретаря обкома в связи с переходом на другую работу и рекомендовать пленуму бюро обкома утвердить на освободившуюся должность первого секретаря Волжского горкома партии В. Ф. Хватова, закрепив за ним строительную отрасль и некоторые другие участки партийной работы. За недостаточное руководство по выполнению задач мелиоративного строительства освободили от работы начальника «Волгоградводстрой» Б. А. Ско-родумова и рекомендовали на эту должность его первого заместителя Н. А. Решетникова.

Скажу о Николае Алексеевиче Решетникове несколько слов. После окончания института он работал рядовым мастером, прорабом, старшим прорабом, начальником ПТО, главным инженером ПМК, руководителем РПО «Полив», впервые созданной в области организации по оказанию услуг совхозам и колхозам по выполнению важной технологической операции — поливу на орошаемых землях. Несколько лет возглавлял крупный трест «Заволжьеводстрой» в Палласовском районе. Одним словом, обладал значительным опытом в мелиоративном строительстве, но, главное, всегда с высокой ответственностью относился к любой порученной работе. Это способствовало вполне объективному выбору его кандидатуры на столь высокий и ответственный пост. После полного развала СССР он сумел сохранить

 

мелиоративно-строительную организацию. Думаю, еще придет время, когда строительство и развитие мелиорации в нашей стране будут востребованы, чтобы обеспечивать продовольствием народ страны не за нефтедоллары, поддерживая тем самым зарубежных производителей сельхозпродукции, а полностью за счет собственного производства зерна, мяса, молока.

Состоялась еще одна моя рабочая поездка в Армению, ставшая последней не только по причине ухода с занимаемой должности, но и в связи с событиями начала девяностых годов. В середине сентября в облисполком пришла правительственная телеграмма с требованием срочно вылететь в Армению, подписанная заместителем Председателя Совета Министров СССР В. X. Догужиевым, курирующим вопросы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в стране. Эта должность была впервые введена нашим правительством. Основной целью поездки был отчет об оказании помощи Волгоградской областью в ликвидации последствий землетрясения.

Приехав, доложил заместителю Председателя Совета Министров СССР в присутствии Г. В. Курина об объемах выполненных работ. Осмотрели фронт строительства жилья и коммуникаций в новом микрорайоне Ленинакана. Ехать по другим стройкам не было необходимости. Там еще до моего приезда побывал заместитель Председателя Совмина вместе с Г. В. Куриным и согласился, что сдвиги есть и существенные, но потребовал усилить темпы работ и дополнительно помочь городу Кировакану. Мне пришлось выезжать, чтобы встретиться с руководством города и обсудить объемы конкретной помощи. Это указание я не мог не выполнить, хотя у меня была личная житейская причина. Моя дочь Ирина в это время находилась в больнице и должна была порадовать появлением на свет продолжателя нашего рода. Мысль о том, кто родится — мальчик или девочка, не покидала меня. Улетая, я договорился по-дружески со В. В. Щучкиным, что буду с ним связываться.

На встрече с руководством Кировакана выслушал их просьбы и пообещал дать ответ, в каких объемах сможем помочь.

В конце дня мне позвонил Всеволод Васильевич Щучкин и сообщил, что у меня появилась внучка. Конечно, я был безмерно рад, что уже дважды стал дедушкой. Поделился радостью с товарищами и решил срочно отбыть, но закон армянского гостеприимства взял верх над моим желанием. Армянские товарищи пригласили отметить это событие по их обычаю. Пришлось согласиться и даже заночевать. Рано утром перед выездом в аэропорт в доме, где состоялось угощение, ко мне подошла бабушка одного из провожающих, ей было около 100 лет, и вручила объемный пакет. Я подумал, что это, как принято у армянского народа, гостю на дальнюю дорогу хлеб, соль, вино, коньяк, сладости. Но оказалось, что за ночь связала красивое убранство розового цвета для младенца.

Меня потрясло искреннее дружелюбие, видимо, заложенное в характере древнейшей нации и укрепленное нашей межнациональной дружбой. До сегодняшнего дня мы в семье храним этот бесценный подарок, напоминающий о времени, когда было принято считать, что дружба всех народов нашей великой страны вечна, даже один из лозунгов того времени гласил: «Дружба братских народов на века».

Возвращаясь к хронологической последовательности 1989 года, вспоминаю, что особо важным событием для страны и нас, ее граждан, стал съезд народных депутатов СССР, состоявшийся в мае, к которому шла большая подготовка не только в центре, но и на местах. Это событие, как писала тогда пресса, явилось крупным шагом политической активности общества и всей государственной системы в развитии демократических преобразований, начало которым положила перестройка.

Готовился к съезду и В. И. Калашников как народный депутат. Помню, как-то он сказал, что намерен возглавить комитет Верховного Совета СССР по аграрным вопросам и продовольствию, что позволял его богатый опыт работы на разных должностях, особенно в сельском хозяйстве. Вскоре в область по его просьбе из Москвы прибыли руководители министерств, имеющих непосредственное отношение к руководству отраслями сельского хозяйства,

 

не только для подготовки программы, с которой он должен был выступить, но и для решения проблемных вопросов агропромышленного комплекса области. Пребывание их было коротким, но это вызвало «сарафанные» разговоры, что В. И. Калашников готовится перейти на высокую должность в Москву, сначала возглавить комитет Верховного Совета СССР, а затем в ранге первого заместителя Председателя Совета Министров СССР ведать вопросами сельского хозяйства и продовольствия. Скажу, что эти слухи не имели под собой никакой почвы, главным его стремлением была защита интересов области в центре. Слухи эти были явно пущены заинтересованными в его уходе людьми, рвущимися удовлетворить свои личные амбиции, претендуя на его высокий пост. Это подтвердилось спустя чуть больше полугода.

Могу сказать лишь одно, на депутатской комиссии съезда народных депутатов была предложена и обсуждалась в числе других кандидатура В. И. Калашникова на пост председателя комиссии по аграрной политике. Это было известно и мне, и большинству членов бюро обкома партии.

Во время съезда народных депутатов я находился в Палласовском районе. В. И. Калашников позвонил мне и сообщил, что в связи с обстановкой, царившей на съезде, он снял свою кандидатуру. Конкретную причину такого шага я не стал у него уточнять, но было ясно, что он имел в виду. Скрытые прежде силы начали действовать открыто на съезде и, как мне кажется, не без участия местных его противников, поддерживающих тех в центре, кто негласно управлял сформированным движением так называемых демократов.

По возвращении он поделился своим мнением о том, как проходил съезд народных депутатов СССР. В целом обстановка была крайне напряженная. Много негативного было высказано депутатами против проводимой политики и роли КПСС, чувствовалось, что берут верх оппозиционные силы. Много критики было и в адрес главного «перестройщика» М. С. Горбачева и других моментов, подтверждающих, что в стране сложилась сложная обстановка не

только в экономике и социальном плане, но и явно наметился процесс, ведущий к смене политического строя и развалу СССР. В этой связи хочу заметить, что негативная атмосфера съезда не повлияла на рабочий настрой Калашникова. У него хватило выдержки и умения держать удары судьбы, что подтверждало его качества как последовательного и стойкого организатора, руководителя, просто человек. Подтверждением этого явилось проведение в Волгограде в первой половине июня Правительством СССР и академией ВАСХНИЛ Всесоюзного семинара по борьбе с засухой, на котором присутствовало большое число ученых-аграриев, представляющих РСФСР и другие республики страны.

Выбор Волгограда для семинара был не случайным. Именно с приходом в область В. И. Калашникова наиболее успешно стали решаться задачи по ускорению социально-экономического развитию аграрного сектора на основе научного подхода ко всей системе сухого земледелия, комплексному развитию мелиорации и т. д. В своем обстоятельном докладе на семинаре он всесторонне осветил научные подходы и организационные меры повышения устойчивости и развития всего агропромышленного комплекса, непосредственное участие ученых и тружеников всей области в реализации целевых комплексных программ социально-экономического развития. Остановился подробно на результатах работы и планах на будущее, на трудностях и недостатках, которые предстоит преодолеть в ближайшие годы.

Все выступающие на семинаре доложили о работе в своих регионах и одобрительно оценили выбранные в Волгоградской области пути подъема сельскохозяйственного производства, считая, что предпринимаемые нами шаги помогут снять в ближайшее время остроту продовольственной проблемы.

Тем не менее мероприятие это вызвало домыслы и разговоры некоторых участников, в том числе и представителей области. Мне самому доводилось слышать, что Первый якобы готовит себе почву для ухода на новый пост в правительстве страны. Конечно, я не только не раз-

 

делял этого мнения, но твердо верил и верю до сегодняшнего дня, что такой цели у него не было. Не тот он был человек, ему не льстила высокая карьера, а начатое дело он всегда доводил до положительных результатов.

Вернусь непосредственно к делам области. За прошедшее полугодие в целом были положительные сдвиги в выполнении народнохозяйственных планов и заданий, дающие основание надеяться, что все намеченное в развитии сельского хозяйства будет в основном выполнено. Ожидался неплохой урожай зерновых культур и рост производства продукции животноводства. Не было сомнения, что год завершится выполнением всех показателей, в том числе и госзаказа.

Произошли существенные сдвиги и в строительстве социальных объектов. Однако по некоторым программам были и значительные отставания, и срывы. Прежде всего, снизились в целом темпы строительства и ввода запланированного жилья. Особенную тревогу вызывало снижение темпов строительства мелиоративных объектов. Пуск первой очереди канала «Волгодон-2», намеченный на конец года, не был обеспечен, и ввод орошаемых земель оказался под угрозой срыва. Не было роста объемов промышленной продукции предприятий Волгограда и Волжского, случались даже срывы планов. Не было кардинальных изменений в обеспечении продовольственными товарами населения городов, хотя несколько увеличились объемы торговли мясомолочными продуктами. Дефицит продуктов порождал повышенный спрос у населения, и оно запасалось на случай резкого ухудшения снабжения. Резко нарушилось снабжение строительных и промышленных предприятий необходимыми материальными ресурсами в соответствии с государственными планами и заключенными договорами. Во многом сказался переход предприятий на прямые договорные отношения с потребителями вместо обязательного плана по госзаказу.

Не исключаю, что были и другие причины. При многих строительных и промышленных предприятиях и организациях, особенно при проектных институтах, в массовом порядке создавались новые формы хозяйствования —






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.