Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Антропоориентированные педагогические концепции конца XIX – начала XX веков






Главным принципом этих концепций была ценность индивидуального человека, его внутреннего мира, его свободы. Человек признавался высшей ценностью по отношению к другим - духовным или материальным ценностям. Теоретико-методологическое значение этого принципа заключалось в признании конкретного ребёнка исходным моментом и главной целью воспитательно-образовательного процесса, направленного на сохранение и развитие в ребёнке индивидуальности, создание условий для его саморазвития.

Важнейшим условием реализации концепции свободного воспитания рассматривалась свобода, как запрет на целенаправленные воздействия с целью сформировать личность по заданному образцу. Поэтому в педагогическом процессе необходимо было создавать условия для естественного развития природных сил и дарований ребёнка. В сравнении с традиционным, по-другому нужно было строить учебно-воспитательный процесс: обучение без отметок, экзаменов, создание атмосферы доброжелательности, вера в силы ребёнка и его возможности, предоставление ученикам свободы выбора вида деятельности и другие. Сторонники концепции свободного воспитания обращали внимание на важность социальной среды, в том числе различных социальных институтов, в процессе становления и развития личности. Таблица 6 Сторонники концепции свободного воспитания
К.Н.Вентцель (1857-1947) Воспитание должно быть направлено на формирование в личности качеств социального творца. «Дом свободного ребёнка» (1906-1909) - экспериментальное учебно-воспитательное заведение, в котором проверялись идеи свободного воспитания и концепция свободной школы. Особое внимание К.Н.Вентцель уделял производительному творческому труду как средству разностороннего развития личности: умственному, физическому и нравственному. Общими усилиями воспитателей, родителей и учащихся создаётся общество, основанное на равноправии, уважении и любви. Программа деятельности свободной школы создаётся постепенно, в процессе жизни и труда детей, с учётом их интересов и потребностей. Педагогический процесс должен строиться на исследовательских, поисковых методах, а задача учителя - создавать условия самостоятельного поиска учеником знаний.
С.Т.Шацкий (1878-1934) В целом учебно-воспитательный процесс должен быть направлен на всестороннее развитие личности; школа должна участвовать в преобразовании окружающей ребёнка среды. Вместе с А.У.Зеленко организовал общество «Сетлемент», имевшее целью поиск новых путей социального воспитания детей, организация свободной детской жизни, не стеснённой обычными рамками. В клубах «Сетлемента» дети занимались пением, танцами, рукоделием, рисованием, чтением книг. Здесь ставились элементарные опыты по физике и химии; по праздникам дети посещали театры, музеи. Были созданы: экспериментальный детский сад, школа, политехнические курсы для рабочей молодёжи, швейные мастерские для девочек, столярные и слесарные – для мальчиков. В 1909 году открылось общество «Детский труд и отдых», продолжением которого стала деятельность детской трудовой колонии «Бодрая жизнь». Основной вывод, который сделал С.Т.Шацкий и В.Н.Шацкая – главная цель педагогической работы – организация детской жизни в каждый данный момент.

 

  Таблица 5 Идеи педагогических мыслителей России XIX - начала XX века (продолжение)
П.Ф.Каптерев (1849-1922) Высшая и конечная цель воспитания – идеалосообразное усовершенствование личности, которая реализуется в целостном образовательном процессе. Новаторство П.Ф.Каптерева выразилось в новом содержательном наполнении тезиса о воспитывающем элементе в образовательном процессе, в установлении живой, тесной связи между умственным развитием, формированием мировоззрения и различными сторонами душевной деятельности, чувствованиями, поступками, становлением духовно-нравственного облика взрослеющего человека. Анализируя современную ему постановку образования, мыслитель указывал на оторванность умственного образования от духовно-нравственного развития, которые в идеале должны стремиться к одной цели и непрерывно соприкасаться и поддерживать друг друга. «Обучение есть непосредственное воспитание ума и опосредованное воспитание всего человека». Неоценима роль учителя, который своими общечеловеческими качествами, так же как и своим учительским искусством, неизбежно влияет на учащихся. Духовно-нравственный потенциал личностного воздействия учителя на обучаемых П.Ф.Каптерев видел в отношении учителя к своему делу, к ученикам, в порядках, которые он устанавливает при обучении, в стиле общения с учащимися, в желании и умении учителя понять души детей, войти в их нужды, в умении помогать развитию и укреплению в детях благородных стремлений и интересов.
Новый этап возрождения педагогической православной традиции Развитие русской религиозно-философской мысли, представители которой (Н.А.Бердяев, С.И.Гессен, В.В.Зеньковский, И.А.Ильин, Н.О.Лосский, Г.В.Флоровский и другие) рассматривали проблемы воспитания человека в духе христианско-православной антропологии.

 

Таблица 7






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.