Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Идеи педагогических мыслителей России XIX - начала XX века




Н.И.Пирогов (1810-1881) Определил цель воспитания – воспитание человека. В ряду общечеловеческих ценностей, необходимых гуманной личности выделяет: убеждение, волю, чувство законности, справедливость, правду, честь. Особую роль в формировании духовного мира личности отводит гуманитарным наукам, подчёркивает необходимость выбора принципов и методов преподавания, соответствующих индивидуальным и возрастным особенностям ребёнка; высказывает оригинальные для того времени идеи об учительском сотрудничестве, о творческой стороне деятельности педагогов, о законах педагогического искусства.

 

Таблица 5 Идеи педагогических мыслителей России XIX - начала XX века
К.Д.Ушинский (1824-1870) Разработал педагогическую концепцию, основанием которой выступают: христианская духовность, народность и наука. Идеал человеческого совершенства видел его в христианстве и выводил из него цель воспитания. Вечные истины христианства должны составить содержательную основу воспитания и обогатиться народной идеей воспитания (народность воспитания). Наука указывает средства, помогающие воплощать в образовательной практике христианские и народные идеалы. Науки, из которых педагогика берёт знание средств, необходимых ей для достижения её целей, К.Д.Ушинский обозначил термином «антропологические науки». Отсюда он сделал вывод о том, что «если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Центральное место в педагогическом наследии мыслителя занимает теория воспитания, основу которой составляет принцип народности. Этот принцип предполагал воспитание в детях высоких патриотических чувств: любви к Родине, её культуре, к людям, потребность в свободном творческом труде на благо Отчизны и другие. Важнейшими средствами духовно-нравственного развития личности он считал родной язык и трудовую деятельность. Такая высокая оценка педагогического значения родного слова звучала вызовом в адрес господствовавшей в русских школах классической системы образования, которая оттесняла отечественный язык на второй план, а на первое место выдвигала изучение древних языков. В работе «Труд в его психическом и воспитательном значении» К.Д.Ушинский обосновал мысль о труде, как главном факторе, основном средстве воспитания. Выделяя труд умственный и физический, педагог указал на их тесное взаимопроникновение и взаимообусловленность. Важное условие воспитательного влияния труда – его свободный характер. К.Д.Ушинский обогатил отечественную дидактическую мысль, рассматривая проблему цели, принципов, форм организации обучения, его содержания, методику обучения и другие. Он занимался разработкой проблем начального обучения детей. Его общепедагогические и дидактические взгляды воплотились в учебных книгах для начальной школы: «Родное слово» и «Детский мир».
Н.Ф.Бунаков (1837-1904), последователь К.Д.Ушинского Народная школа должна не только преследовать цель научить детей грамоте и сообщить им известные знания, но и влиять на учащихся воспитательно, готовить их к жизни честной, разумной, не отрывая от родной среды и привычного труда. Начальная школа должна «иметь не профессиональный, а общеобразовательный, очеловечивающий характер», готовить из каждого ученика не специалиста какой-либо отрасли труда, а человека, гражданина.

 

 

Таблица 5


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.