Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Христианский взгляд на воспитание человека в период западноевропейского средневековья
Таблица 6
I-II вв. н.э.
| среди народных масс Римской империи распространилось христианство – новая религия. Смысл христианского воспитания состоял в заботе о сохранении и развитии того, что в человеке заложил Бог. Целью христианского образования становилось не получение знаний о Боге, а знание Бога. Саму жизнь человека христианство объявляло путём познания Бога, слияния с ним, и религиозное образование становилось эффективным способом решения этой задачи.
| 395 г.
| Римская империя разделилась на Западную и Восточную – Византию, просуществовавшую до 1453 года. Византийская православная традиция, как и христианская традиция в целом, видела смысл педагогических
усилий в приобщении человека к Богу, в наставлении его на путь спасения. Обязательным условием спасения человека считалась его вера
|
|
|
| в Бога, принятие им религиозных догматов. Однако приобщиться к Богу человек мог путём познания и путём праведного образа жизни.
Элементарная, средняя и высшая школы составляли три ступени византийского образования.
Раннехристианских авторов прежде всего интересовала проблема воспитания человека. Его нравственное и религиозное становление стояло в центре педагогических размышлений одного из наиболее авторитетных «отцов церкви» - Иоанна Златоуста (354-407 гг. н.э.). Он сформулировал подходы, во многом определившие средневековое отношение к воспитанию. Критикуя светское мировоззрение, формирующее в человеке внешнее тщеславие, преклонение перед мирскими, материальными ценностями, он ориентирует человека на преодоление мирских соблазнов, собственных пороков, на стремление к высшим религиозно-нравственным ценностям. На этом пути велика роль родителей, которые должны формировать истинного христианина, заботиться, прежде всего, о воспитании их души, о подготовке их к жизни высшей.
| 476 г.
| Падение Западной Римской империи привело к возникновению варварских государств, крушению рабовладельческих отношений, к кризису культуры. Упадок городов привёл к упадку школы: античное образование на Западе, за редким исключением, перестало существовать.
| VI век
| количество образованных людей в Европе резко сократилось; церковь стала испытывать потребность в священнослужителях, которые могли бы читать и толковать писание. В начале VI века на церковных соборах были приняты постановления о создании епископских школ для клириков и об обязанности священников готовить себе смену, а также учить мирян читать Библию.
| Начало VIII века
| в религию начинается проникновение знания (эпоха Каролингского Возрождения, культуру которой называют школьной культурой). Культурный подъём и пристальное внимание к педагогическим проблемам создавали благоприятные условия для осмысления коренных вопросов образования.
Алкуин (730-804) считал, что мудрость есть не практическая добродетель, а знание, приобретенное в результате обучения. Причём мудрость включает в себя не только духовное знание, но и светские науки. Его сочинениями, в основном пособиями для обучения (учебник грамматики, учебник риторики, учебник диалектики, сборник задач по арифметике) пользовались в школах до конца средневековья.
| Первая половина XI века
| образованность стала рассматриваться не только как средство укрепления государственного и церковного порядка, но и как самозначимая культурная ценность.
| Конец IX века
| Западная Европа вновь погружается на два столетия в «темные века», характеризуемые феодальными междоусобицами и культурным упадком. Однако разработка педагогической проблематики продолжалась и в эту
эпоху. В IX-X вв. на Западе окончательно складывается система рыцарского воспитания.
|
|
XII-XIII вв.
| наблюдается распространение грамотности среди мирян в городах. Города, а не монастыри становятся центрами культуры и образования.
В XIII веке школьное дело стало выделяться в самостоятельную отрасль; наметилась трехступенчатая система образования: начальная школа (церковные школы, городские школы, школы церковных сект), школа второй ступени (некоторые городские школы, монастырские школы, соборные школы, первые колледжи, факультеты «искусств» университетов), высшая школа («старшие» факультеты университетов – теологический, юридический, медицинский, а также «высшие» юридические и медицинские школы); стало формироваться университетское и систематическое школьное законодательство. В XIII веке в сфере образования национальный язык начинает постепенно теснить латынь. В XIII веке своего расцвета достигла схоластика.
|
Таблица 7
|