Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Лекция 11. Социология образования.
Образование – многогранная субстанция, имеющая много ипостасей и «углов» рассмотрения, в частности, образование как социальный институт. Наука, которая изучает образование как социальный институт, – называется социологией образования. Социология образования имеет свой уровень научной абстракции, свои теоретико-методологические подходы, словом, свое теоретическое ядро и самый широкий спектр прикладных, конкретно-практических разработок. Объектом социологии образования выступает сфера образования в целом, то есть социальная среда, где развертывается функционирование образования и его подсистем, действуют определенные субъекты (обучающие, обучаемые, социальные группы) и имеют место ситуации, которые складываются в процессе обучения, воспитания и социализации. Предметом социологии образования является та сторона, существенная грань объекта, которая составляет основные аспекты анализа: потребности и интересы, мотивация и ценностные ориентации обучаемых и обучающих, их взаимоотношения, деятельность социальных институтов и неинституциональных организаций в сфере образования. Образование является объектом и предметом изучения ряда наук: педагогики, психологии, философии, истории, экономики. Каждая из них исследует свою определенную, специфическую сторону, грань образования. Социологию образования., так же как и другие науки, интересует, что собой представляет система образования, проблема доступности в получении образования, численность обучающихся и преподавателей, финансирование и материально-техническое обеспечение, подготовка кадров для сферы образования, сравнение российской системы образования с образовательными системами других стран и др. Вместе с тем, социология образования имеет свои специфические задачи исследования: изучение потребностей личности в образовании, социальный заказ социума, групп населения на определенную профессию и уровень квалификации, понимание и оценка его роли в жизни общества и личности; оценка уровня и качества образования в контексте его социальной значимости; отношение общества и личности к образованию, изучение его социальной ценности; выявление роли образования как фактора социально-профессиональной мобильности и социального статуса; определение степени его влияния на динамику духовных потребностей и интересов и т.д. В социологии образования необходимо учитывать три функциональные роли, которые достигаются результатами социологических исследований. Первая – это обеспечение общества и его структур знаниями о происходящих в нем социальных процессах, о тех, которые «известны каждому» (динамика потребностей населения к получению того или иного вида, типа образования; изменения ориентаций молодежи на значимость, вид и тип образования; региональная специфика в образовании и т.д.), до тех, которые носят скрытый, латентный характер и требуют для обнаружения специальных методов (соотношение естественнонаучного, технического и гуманитарного образования, престиж и рейтинг различных учебных заведений, профессорско-преподавательского состав и др.). Вторая – разработка образовательных программ, проектов с учетом потребностей определенных социальных, профессиональных, этнических и региональных групп населения. Третья – контроль за удовлетворением потребностей населения в образовании, отслеживание тех запросов, мнений и интересов, которые выявлены в процессе социологических опросов, интервью, анкетирования. В методологическом плане социологические исследования по проблемам образования осуществляются на основе изучения структурной организации как формы бытия социального субъекта – социальных общностей. «Выделение социальной общности, – указывает В.А. Ядов, – в качестве центрального звена в предметной области социологии наилучшим образом отвечает сегодняшнему социальному запросу, объективному общественному требованию анализа субъекта общественных преобразований, его интересов и потребностей, их нынешнего состояния и динамики, общности и различий, единства и противоборства. Короче говоря, это ставит в центр социологического анализа ключевые проблемы всей системы общественной организации, ибо они есть не что иное, как организация многообразных социальных общностей, социальных субъектов, реализующих свои интересы в настоящем и в исторической перспективе». В качестве социальных общностей в социологии образования выступают такие структурные единицы, как учащаяся молодежь, студенты, региональные и территориальные группы населения, профессорско-преподавательский корпус и др. В методическом плане реализация функциональных ролей социологии образования достигается проведением комплексных социологических исследований. Требование комплексности в социологии образования проявляется в следующих элементах: 1) осмысление комплексного характера научной проблемы; 2) обозначение круга научных дисциплин, которые призваны изучать данную проблему; 3) выделение базовой дисциплины, акцентирующей «угол зрения» рассматриваемой проблемы; 4) выделение объекта и предмета исследования, их границ; 5) формулирование идей замысла, его целей и задач; 6) определение путей и методов изучения; 7) распределение задач между соответствующими специалистами; 8) организация исследования: составление программы, рабочего плана; 9) обеспечение путей интеграции частных результатов в общий и завершенный единый результат; 10) выработка научных результатов для управления системой образования. Анализ точек зрения ученых различных стран мира показывает, что они по-разному трактуют предмет социологии образования. Во-первых, насколько существующая модель образования удовлетворяет потребностям общества, в частности в подготовке специалистов для различных сфер жизни. Во-вторых, устойчиво ли функционируют национальные системы, ступени и типы образования (и здесь интересы социологии образования совпадают и пересекаются с интересами сравнительной педагогики). В-третьих, имеется ли асимметрия (разрыв, несоответствие), дисфункция и диспропорция в подготовке кадров. В-четвертых, качество профессиональной подготовки специалистов и уровень их конкурентоспособности. В-пятых, стимулы и мотивации к получению образования у разных социальных групп населения в условиях реализации рыночной модели экономического и социального развития общества. В-шестых, закономерности взаимодействия образования, обучения и воспитания с гражданским обществом. В-седьмых, механизм интеграции, взаимодействия наук, исследующих систему образования. Социологическое познание проблем образования может быть двояким. Первый подход – использование социологических методов в процессе исследований, проводимых в рамках специальных дисциплин: в педагогике, психологии, этике, антропологии, валеологии или какой-либо другой науке. При таком подходе социология есть средство или инструмент для решения задач выше перечисленных дисциплин, и носит «вторичный», подчиненный характер, ибо непосредственный предмет исследования остается в рамках какой-то из обозначенных наук и не выходит за ее пределы. При втором подходе изучение объектов системы образования ведется с точки зрения предмета социологии и ее метода, а психолого-педагогические аспекты рассматриваются постольку, поскольку это необходимо для теоретического представления о данных объектах и отношениях между ними. Именно данный подход, «первичный», является основополагающим для социологии образования. Интегративная роль социологии образования состоит, во-первых, в том, что, оставаясь философской наукой на теоретическом уровне, она выполняет методологическую функцию при проведении исследований проблем образования как в рамках узкоспециальных дисциплин, так и в рамках конкретно-практического, прикладного решения. Во-вторых, социология образования как теория среднего уровня, дающая целостное видение образовательных процессов, позволяет разрешать их не только «по вертикали», но и «по горизонтали», в рамках действующих социальных объектов. В-третьих, обеспечивая взаимодействие различных социогуманитарных наук, с позиций которых изучаются проблемы образования, социология образования и сама развивается как самостоятельная научная дисциплина, формирующая личность.
|