Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные категории педагогики и их взаимосвязь






Категории – основные, фундаментальные в данной науке понятия. Категории подразделяются на общенаучные (используются многими науками) и дисциплинарные (принадлежат одной группе наук: педагогической, психологической и др.0

Общенаучные категории, используемые педагогикой:

Развитие - процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних (природная и социальная среда, воспитание, коллективная деятельность, общение) и внутренних (анатомо-физиологические предпосылки, собственная ак­тивность личности, реализуемая в деятельности), управляемых (воспитание и само­воспитание) и неуправляемых (объективное, стихийное влияние среды) факторов.

Формирование - процесс становления личности человека в результате объ­ективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и соб­ственной активности личности (самовоспитания).

Социализация - усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта.

В качестве основных педагогических категорий выступают:

Воспитание - основная категория педагогической науки:

- в широком социальном смысле - совокупность формирующих воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм и ценностей;

- в широком педагогическом значении - процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обес­печивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых;

- в узком педагогическом значении - специальная воспитательная деятельность, имеющая целью формирование определенных качеств, свойств и отношений че­ловека.

Обучение - специально организованный, управляемый процесс активного це­ленаправленного взаимодействия учителей (обучающих) и учеников (обучаемых), направленный на формирование определенных знаний, умений и навыков, опыта деятельности и поведения, а также определенных личностных качеств.

Обучение включает в себя две взаимосвязанные деятельности:

- преподавание («руководство учением»)- деятельность обучающего по организа­ции учебного труда обучаемых, формированию у них мотивации и опыта позна­вательной деятельности, планомерной и систематической передаче содержания образования;

- учение - деятельность обучаемого по усвоению содержания образования и опыта учебно-познавательной деятельности.

Образование - понимается как:

- как процесс - освоение в учреждениях дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования, а также в результате самообразования системы знаний, умений и навыков (ЗУНов), опыта познавательной и практической дея­тельности, ценностных ориентации и отношений;

- как результат - достигнутый уровень в усвоении ЗУНов, опыта деятельности и отношений;

- как система - совокупность преемственных образовательных программ и госу­дарственных образовательных стандартов, сеть реализующих их образователь­ных учреждений, органов управления образованием.

Самовоспитание - осознанная, целеустремленная деятельность человека, направленная на саморазвитие, самообразование, совершенствование положитель­ных и преодоление отрицательных личностных качеств.

Педагогическая деятельность - профессиональная деятельность, направ­ленная на создание в педагогическом процессе оптимальных условий для воспита­ния, развития и саморазвития личности воспитанника и выбора возможностей свободного и творческого самовыражения.

Педагогическое взаимодействие - случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный личностный контакт воспитателя и воспитанника (ов), в следствие которого про­исходит взаимное изменение их поведения, деятельности, отношений, установок.

Педагогическая система - совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного педаго­гического влияния на формирование личности. Педагогическая система включает в себя: цели; субъектов, реализующих эти цели; деятельность и отношения, возни­кающие между субъектами; среду педагогической системы (социальные, биологи­ческие и природные факторы, оказывающие существенное влияние на управление процессом социального развития личности учащегося); педагогические средства (содержание педагогической деятельности, формы и методы педагогической ра­боты); управление, направленное на создание условий для решения образовательных задач и обеспечивающее единство компонентов системы. Утрата любого компо­нента ведет к разрушению системы в целом.

Педагогический (образовательный) процесс - специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаи­модействие воспитателей и воспитанников, для достижения образовательных це­лей, направленных на удовлетворение потребностей общества и самой личности в ее развитии и саморазвитии (преобразовании личностных свойств и качеств вос­питанников).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.