Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Педагогического процесса. Средство обучения – это материальный или идеальный продукт, который использован преподавателем и обучающимся для усвоения новых знаний






Средство обучения – это материальный или идеальный продукт, который использован преподавателем и обучающимся для усвоения новых знаний

Дидактическими средствами обучения служат предметы, являющиеся сенсомоторными стимулами, воздействующими на органы чувств учащихся и способ­ствующими непосредственному и косвенному познанию мира. Средства обучения являются неотъемлемым компонентом технологии обучения, его информацион­но-предметным обеспечением.

В качестве основания для классификации дидактических средств чаще всего используется чувственная модальность. В связи с этим выделяют следующие категории средств:

1) учебники, учебные пособия и другие печатные текстовые средства;

2) простые визуальные средства - оригинальные предметы, модели, картины, таблицы, диаграммы, графики, муляжи, карты;

3) механические визуальные средства - диски, эпидиаскоп, микроскоп, телескоп;

4) аудиальные средства - проигрыватели, магнитофоны, радиоприемники;

5) аудиовизуальные средства - телевизоры, кино- и видеокамеры, видеомаг­нитофоны, компьютеры;

6) средства, автоматизирующие процессы обучения, - тренажеры, компьюте­ры, лингафонное оборудование.

Первые две категории средств относятся к простым, статическим, средствам (обычно выполненным на бумажных носителях), остальные - к сложным, в ко­торых представлен динамический компонент.

Средства обучения проектируются с учетом общих законов дидактики, уров­ня подготовленности обучаемого к восприятию учебной информации и специ­фики учебной дисциплины.

Визуальные средства обучения. В качестве простых визуальных средств обучения выступают оригинальные предметы, модели, картины, диаграммы, графики, карты, традиционно называемые наглядными пособиями, подразделяющимися на:

1) объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т. п.);

2) печатные пособия (картины, плакаты, портреты, графики, таблицы и т. п.).

Недостаток наглядности ведет к снижению активности учащихся.

При использовании визуальных средств должно быть соблюдено обязательное условие - обеспеченность наглядными пособиями курса по всем темам. Кро­ме того, по каждой теме средства наглядности должны быть систематизированы в специальной картотеке.

В качестве средств обучения используется и печатный раздаточный материал - выдаваемые каждому учащемуся тиражированные носители учебной информации одноразового или многоразового использования, предназначенные для эффективного решения конкретных дидактических задач и повышения производительности труда всех участников учебно-воспитательного процесса. Раздаточный материал применяется для сообщения новых сведений, новой информации, закрепления и контроля знаний.

Печатный раздаточный материал может быть специально подготовлен в виде печатных оттисков или комплектов. В качестве него могут использоваться учеб­ники, учебные пособия, периодические и другие издания.

Раздаточный материал служит одним из основных средств интенсификации учебных занятий, достигаемой за счет экономии времени, необходимого для вы­полнения чертежей, иллюстраций на доске, а также времени, затрачиваемого на перенесение их в конспект.

Технические средства обучения

Технические средства обучения (ТСО) - это носители учебной информации, для восприятия которой требуются специальные технические устройства (диа-, кино- и видеофильмы, компьютерные программы и т. д.). К ним относятся: меха­нические визуальные, аудиальные и аудиовизуальные средства; различная проекционная и звуковоспроизводящая аппаратура (кинопроекторы, диапроекто­ры, графопроекторы, магнитофоны, видеомагнитофоны) и средства, автоматизи­рующие процесс обучения (тренажеры, лингафонные устройства, электронно-вычислительная техника).

По функциональному назначению ТСО подразделяются на технические средства передачи учебной информации (диапроекторы, графопроекторы, эпипроекторы, музыкальные центры, проигрыватели, радиоузлы, кинопроекторы, видео­магнитофоны, ПЭВМ и пр.); средства контроля знаний (карты, кассеты и биле­ты автоматизированного контроля, специальные компьютерные программы), тренажеры обучения и самообучения (обучающие программы, заложенные в технические устройства); вспомогательные технические средства (движущи­еся ленточные классные доски, устройства для перемещения плакатов, карт, устройства дистанционного управления комплексами ТСО, радиомикрофоны, электронные доски и т. п.). Существуют также технические средства, совме­щающие функции различного назначения - комбинированные: лингафонные устройства, замкнутые учебные телевизионные системы, компьютерные систе­мы и т. п.

В особую группу выделяют различного рода информационные среды, телекоммуникации (электронная почта, информационные ресурсы Интернета, мультимедийные системы). С привлечением этих средств работают новые педа­гогические технологии, интенсифицируя процесс познания и интеллектуального развития учащихся.

Все средства обучения в совокупности с учебно-методическим материалом (учебниками, учебными пособиями) образуют единую целостность - учебно-методический комплекс, работающий в современных условиях на базе новых информационных технологий.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.