Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Финансы как экономическая категория.






Финансы – денежные отношения, связанные с распределением и перераспределением ВВП/ВНП и части национального богатства и формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях реализации функций и потребностей государства и субъектов экономики.

Необходимо различать два понятия: “финансы” и “финансовые отношения”. Финансы это обобщенное, научное понятие о тех финансовых отношениях, которые существуют в реальной жизни. Таким образом, финансовые отношения составляют содержание “финансов” как экономической категории. Финансовые отношения являются частью экономических отношений общества, поэтому они характеризуются теми же признаками, которые характеризуют экономические отношения в целом.

Во-первых, экономические отношения, а следовательно, и финансовые, являются объективными, т.е. подчиняются объективным экономическим законам. Основа объективного характера экономических отношений – достигнутый уровень развития производительных сил.

Во-вторых, экономические отношения носят исторический характер, т.е. развитие производительных сил влечет за собой изменение экономических, а, следовательно, и финансовых отношений. Это происходит вследствие возникающих в ходе исторического развития противоречий, разрешение которых приводит в соответствие уровень развития производительных сил и экономические отношения.

Помимо общих признаков, финансовые отношения имеют и специфический признаки: денежный, распределительный, преимущественно фондовый характер.

1. Денежный. Материальным носителем финансовых отношений выступают деньги (т.е. денежный характер финансовых отношений – это их специфический признак). Деньги – носители финансовых отношений называются финансовыми ресурсами. Финансовые отношения воплощаются в движении финансовых ресурсов, поэтому без движения финансовых ресурсов не может быть финансовых отношений. Денежные отношения могут существовать без финансовых (они и существуют в сфере обмена), а финансовые без денежных существовать не могут, т.к. финансовые отношения – это всегда денежные отношения..

Централизованные финансовые ресурсы сосредоточены в государственном бюджете и государственных внебюджетных фондах. Основная их часть формируется за счет доходов предприятий, населения, перераспределенных через налоги и платежи, и доходов от внешнеэкономической деятельности государства.

Децентрализованные финансовые ресурсы создаются за счет накоплений и доходов предприятий и фирм, а также частично за счет бюджетного финансирования и заемных средств.

2.Распределительный. Природа финансовых отношений связана с распределением. Финансы — экономический инструмент распределения ВВП. Чем больше созданный ВВП и чем больше в нем доля национального дохода, тем больше финансовых ресурсов может быть сформировано на стадии распределения у субъектов экономики. А чем оптимальнее распределены финансовые ресурсы между централизованным и децентрализованным уровнями экономики, тем больше возможностей для роста ВВП и ВНП. Но распределением ВВП между централизованным и децентрализованным уровнями экономики общий процесс распределения не заканчивается: он продолжается на централизованном и децентрализованном уровнях экономики.

3. Финансовые ресурсы формируются преимущественно в фондовой форме. Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные фонды целевого назначения, т.к. фондовая форма имеет преимущества перед нефондовой формой:

1) позволяет концентрировать ресурсы на основных направлениях общественного

Производства; 2)позволяет теснее увязать удовлетворение потребностей общества с конкретными источниками их удовлетворения; 3)позволяет более жестко контролировать использование денежных средств целевых фондов (целевое использование денежных средств и достижение запланированного экономического результата).

Финансам присущи функции: распределительная, регулирующая и контрольная.

Распределительная функция финансов связана с одним из специфических признаков финансовых отношений – распределением стоимости в денежной форме. Общественное назначение распределительной функции состоит в формировании материальных предпосылок для удовлетворения общественных потребностей как на центрлизованном, так и на децентрализованном уровнях.

В процессе распределения финансовых ресурсов устанавливаются важнейшие народнохозяйственные пропорции (между сферой материального и нематериального производства, промышленностью и сельским хозяйством, фондом накопления и фондом потребления, личным и производственным потреблением, централизованным и децентрализованным уровнями экономики, а также между территориями. В конечном счете, эти пропорции определяют долю потребления отдельных классов и социальных групп в общем фонде денежных средств страны).

Таким образом, очевидно, что процессы распределения влияют на все стадии общественного воспроизводства, ускоряя или тормозя их. Особенно следует отметить влияние распределения финансовых ресурсов в экономике на темпы роста ВВП и ВНП.

В процессе распределения финансовых ресурсов осуществляется регулирование экономических процессов. При этом различают государственное регулирование и саморегулирование.

Государственное вмешательство в экономику обусловлено необходимостью удовлетворения потребностей общества, в том числе обеспечения крупных структурных сдвигов в экономике, поддержки приоритетных направлений ее развития, расширения и совершенствования объектов производственной и социальной инфраструктуры. Такое вмешательство основано на использовании стоимостных рычагов воздействия на процессы общественного развития и реализуется посредством проведения финансовой политики. Так, например, с помощью механизма выделения бюжетных субсидий, гибкого налогообложения, в том числе предоставления налоговых льгот, государство побуждает хозяйствующие субъекты осуществлять те направления деятельности, в развитии которых заинтересовано общество. В составе финансовых регуляторов развития производства можно выделить:

• эффективные направления инвестирования финансовых ресурсов;

• поощрительные фонды;

• бюджетные методы интенсификации производства (налоговые льготы и санкции).

Таким образом, финансовым регулированием экономики тесно связано финансовое стимулирование – эти процессы оказывают взаимное влияние друг на друга. Финансовое регулирование, особенно в части государственного вмешательства в экономику, выступает одним из способов экономического стимулирования, а финансовое стимулирование, в свою очередь, является одним из методов регулирования пропорций общественного производства.

Саморегулирование экономики осуществляется посредством формирования финансовой базы в разных звеньях общественного производства. Саморегулирование базируется на основе свободного выбора хозяйствующими субъектами:

• направлений предпринимательской деятельности;

• деловых партнеров и форм взаимоотношений с ними;

• направлений использования доходов, полученных в результате своей деятельности, за исключением части доходов (прибыли), направляемой в виде обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды.

Контрольная функция финансов связана с распределением и заключается в создании определенных объективных возможностей для осуществления государством контроля за формированием, распределением и использованием целевых централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, их воздействием на отношения расширенного воспроизводства, поддержанием в нем необходимых стоимостных пропорций.

объекты, общие и специфические признаки, функции).

 

 

2.Финансовая политика государства. Особенности финансовой политики государства в РФ в современных условиях.

Финансовая политика это особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и использование для осуществления государством своих функций.

Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. Через финансовую политику осуществляется воздействие финансов на экономическое и социальное развитие общества.

Как всякая область политики, финансовая политика имеет цели, задачи и избранные приоритеты, которые всегда находятся в рамках целей задач и приоритетов экономической политики.

Государство разрабатывает стратегию финансовой политики основные направления финансового развития на перспективу. Помимо стратегии государство определяет тактику финансовой политики, которая состоит в определении задач на предстоящий период, средства и пути их достижения.

Практическое воплощение финансовая политика получает через финансовый механизм, его рычаги и стимулы.

К основным направлениям финансовой политики государства относятся: 1)бюджетная политика; 2)налоговая политика; 3)инвестиционная политика; 4)амортизационная политика; 5)политика в области государственного кредита; 6)социальная и др.

Каждое из этих направлений имеет свои стратегические и тактические цели, задачи, приоритеты и специфический механизм реализации.

Основные направления финансовой политики государства В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ. В основу финансовой политики на ближайшие годы положены стратегические цели развития страны, сформулированные в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2015 г. и других документах, а также основные положения Бюджетного послания Президента Российской Федерации «О бюджетной политике в 20132015 годах».

Финансовая политика в 20112013 гг. направлена на восстановление макроэкономической сбалансированности на основе уменьшения зависимости бюджетной системы страны от нефтегазовых ресурсов и постепенного снижения дефицита бюджетов, прежде всего федерального, а также созданию условий для активизации модернизации экономики, в том числе за счет структурных преобразований в сфере образования и здравоохранения.

В настоящее время российская экономика реагирует позитивно на начавшееся в глобальной экономике восстановление. По последним оценкам, уровень инфляции в России в 2011 г. ожидается в 10%. Это связано с падением потребительского спроса на продукцию и услуги, а также крайне слабым восстановлением кредитования реального сектора экономики банками. По оценке Минэкономразвития России, темпы прироста банковских кредитов предприятиям ожидаются на уровне 1315% в 2010 г. и более 25% в 2013 г. Прогнозируемое снижение инфляции в 2013 г. до уровня 4, 55, 5% положительно скажется на уровне ставок для реального сектора экономики и приведет к снижению стоимости банковских кредитов до 78% годовых.

Основными целями финансовой политики в 20112013 гг. являются:

1) использование федерального бюджета в качестве одного из важнейших инструментов макроэкономического регулирования;

2) разработка и внедрение инструментов поддержки инноваций. Для развития экономики инновационного типа планируется осуществлять государственную поддержку инновационных проектов и развития современной инновационной инфраструктуры. Необходимо постепенное сокращение антикризисных мер поддержки экономики, концентрация ресурсов на мероприятиях, направленных на модернизацию и технологическое развитие экономики, повышение ее энергетической эффективности, в том числе инновационных проектах и важнейших научных разработках.

3) обеспечение долгосрочной устойчивости и сбалансированности пенсионной системы. В среднесрочной перспективе запланировано дальнейшее повышение уровня расходов на пенсионное обеспечение населения. Это решение обусловлено низким уровнем доходов пенсионеров и направлено на восстановление социальной справедливости, на решение проблемы бедности старшего поколения, что накладывает дополнительные обязательства на федеральный бюджет в части покрытия дефицита бюджета Пенсионного фонда РФ. Россию в ближайшие 20 лет ждет значительное сокращение численности населения трудоспособного возраста и увеличение численности населения старшего возраста. Так, в 2010 г. доля трудоспособного населения составит 62% от общей численности россиян, а доля населения пенсионного возраста 22%. По прогнозу Минэкономразвития России, к 2030 г. численность трудоспособного населения сократится до 52%. а доля населения пенсионного возраста возрастет до 27%. В связи с ухудшением демографической ситуации проблема финансирования пенсий еще больше обострится и потребует новых ресурсов для покрытия дефицита бюджета Пенсионного фонда РФ, который может быть обеспечен использованием средств Фонда национального благосостояния.

4) повышение качества человеческого капитала. Приоритетными будут оставаться расходы на здравоохранение, физическую культуру и спорт. Продолжится реализация федеральных целевых программ, мероприятия которых направлены на решение вопросов по обеспечению необходимой медицинской помощью и лекарственными средствами населения Российской Федерации и реализацию приоритетного национального проекта «Здоровье».

Важнейшим приоритетом бюджетной политики является поддержка образования как основы инновационной экономики. В результате демографической ситуации в течение 23 лет количество студентов в вузах сократится на 2030%. Бюджетная политика в сфере образования на планируемый период будет направлена на обеспечение предоставления качественного образования, ориентированного на подготовку квалифицированных специалистов высшего и среднего звена, а также рабочих кадров для инновационной экономики с учетом потребностей рынка труда.

В условиях ухудшающейся демографической ситуации и прогнозируемого в связи с этим уменьшения числа школьников и студентов расходы, предусматриваемые в федеральном бюджете на образование, не только не сокращаются, а предусматриваются с ростом к 2010 г., что позволит перенаправить объемы бюджетных ассигнований на модернизацию и совершенствование профессионального образования.

5) повышение доступности и качества государственных и муниципальных услуг. В среднесрочной перспективе сохраняется необходимость выделения ассигнований в форме межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации, которые должны помочь регионам обеспечить на достойном и качественном уровне получение гражданами государственных и муниципальных услуг.

Экономический кризис продемонстрировал зависимость доходной части бюджетов многих субъектов РФ от динамики общеэкономической конъюнктуры. В связи с этим субъекты РФ должны формировать Резервные фонды субъектов РФ. С целью стимулирования органов государственной власти субъектов РФ к формированию таких фондов, субъектам РФ будет запрещено размещение бюджетных средств на банковские депозиты, за исключением средств Резервных фондов субъектов РФ.

6) реализация Программы повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 г.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.