Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственный долг. Управление государственным долгом в РФ.




Следствием государственных внутренних и внешних займов является государственный долг. Их сумма образует понятие государственный долг. Существует внутренний государственный долг и внешний государственный долг.

Внутренние кредиторы государственных органов власти – все субъекты финансовых отношений – государственные фонды, банки, предприятия и организации, физические лица. Внешние кредиторы государственных органов власти – главным образом, зарубежные правительства, международные финансовые организации, банки.

Следует различать долг государственных органов власти и совокупный долг страны, включающий помимо долга госорганов и долги государственных и частных корпораций.

Под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий и выпуску новых государственных ценных бумаг.

На достижение эффективности управления государственным долгом направлены меры в области управления государственным долгом: конверсия (изменение условий займа по доходности), консолидация (изменение условий займа по срокам), унификация (объединение нескольких займов в один займ), отсрочка долга, рассрочка погашения займа и аннулирование займов.

Со второй половины истекшего десятилетия Правительство РФ определило основные приоритеты деятельности Минфина РФ на внутреннем и внешнем рынке заимствований:

1) постепенное замещение внешнего долга внутренними заимствованиями, как более управляемыми, более дешевыми для государства;

2) увеличение доли рыночного долга (выраженного в государственных ценных бумагах) в структуре долга;

3) развитие внутреннего рынка ценных бумаг;

4) создание новых сегментов рынка государственных ценных бумаг.

Цели Долговой политики в настоящее время:

уменьшение абсолютных и относительных размеров государственного внешнего долга Российской Федерации путем замещения внешнего долга внутренними заимствованиями;

сохранение и развитие национального рынка государственных ценных бумаг;

использование инструментов долговой политики, в частности государственных гарантий, для ускорения темпов социальноэкономического развития страны;

использование инструментов долговой политики при проведении денежнокредитной политики с целью осуществления дополнительной стерилизации излишней денежной массы и борьбы с инфляцией.

В этой связи, необходимо решить следующие основные задачи:

сохранить присутствие государства на финансовом рынке в качестве заемщика;

повысить ликвидность национального (рублевого) рынка государственных ценных бумаг;



полностью прекратить привлечение «связанных» кредитов правительств иностранных государств;

повысить инвестиционный кредитный рейтинг Российской Федерации и, как следствие, расширить доступ к ресурсам мировых финансовых рынков хозяйствующих субъектов России на приемлемых условиях;

организовать мониторинг внешних заимствований хозяйствующих субъектов с высокой долей государственного участия в их капитале:

продолжить проведение компенсационных выплат по сбережениям граждан Российской Федерации;

завершить работу по смещению акцентов во взаимодействии с МБР с заимствований на привлечение консультационноаналитического и экспертного содействия;

увеличить поддержку социальнозначимых проектов, которые не могут быть реализованы без государственной поддержки, путем предоставления их участникам государственных гарантий Российской Федерации.

В целом, в РФ низкий уровень госдолга на 2014 г. – 15,9 % ВВП по сравнению с западными странами Для сравнения: в США – 109,9% ВВП, в Италии – 135,2%,

 

9. Бюджетный дефицит: причины, социальноэкономические последствия, методы покрытия, меры по преодолению. Проблема дефицита бюджетов в РФ.

Соотношение доходов и расходов бюджета определяет три его состояния: бюджетный дефицит, профицит бюджета и сбалансированный бюджет. В том случае, если расходы бюджета превышают его доходы, образуется бюджетный дефицит. В обратном случае, т.е. при превышении бюджетных доходов над расходами, образуется профицит бюджета. При равенстве доходов и расходов бюджет считается сбалансированным.

Превышение расходов бюджета над его доходами без учета расходов на обслуживание государственного долга называется первичным дефицитом бюджета.



Причинами бюджетного дефицита могут быть:

• опережающий рост государственных расходов над государственными доходами в конкретные периоды развития государства в связи с необходимостью государственных финансовых вложений в социальноэкономическое развитие страны;

• кризисные явления в экономике;

• войны, вооруженные конфликты, стихийные бедствия, катастрофы, террористические акты и другие чрезвычайные ситуации и др.

Для ликвидации бюджетного дефицита необходимо устранить породившие его причины.

Дефицит российского бюджета в 80е и 90е годы невозможно было устранить в кратчайшие сроки, так как он был порожден кризисом экономики в целом. Тем не менее, меры по снижению бюджетного дефицита были приняты и оказались успешными на федеральном уровне экономики.

Снижения величины бюджетного дефицита можно достичь разными методами, применяемыми как при планировании бюджета, так и при его исполнении.

Минимизация бюджетного дефицита при планировании бюджета достигается с помощью лимитирования и жесткой экономии расходов, сокращения государственных расходов, совершенствования межбюджетных отношений, выявления и мобилизации резервов роста доходов бюджета, использования наиболее эффективных форм бюджетных заимствований, способных обеспечить реальные поступления денежных средств с финансового рынка, и т.п.

В процессе исполнения бюджета снижение бюджетного дефицита достигается с помощью реализации процедуры санкционирования расходов бюджета, соблюдения лимитов бюджетных обязательств, использования механизмов приостановления, сокращения и блокировки бюджетных ассигнований, совершенствования методов и форм выделения средств из бюджета и т.д.

В законе о бюджете на каждый финансовый год должны быть предусмотрены источники финансирования бюджетного дефицита.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:

внутренние источники: кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в валюте Российской Федерации, государственные займы, осуществленные путем выпуска ценных бумаг,

бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

внешние источники: государственные займы, осуществленные в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации, кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных организаций, предоставленные в иностранной валюте.

Размер бюджетного дефицита при утверждении закона (решения) о бюджете не должен превышать предельного размера, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации. Так, дефицит федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации на соответствующий год.

Размер дефицита бюджета субъектов Российской Федерации не может превышать 15% объема его доходов без учета финансовой помощи из федерального бюджета.

Размер дефицита местного бюджета не может превышать 10% объема его доходов без учета финансовой помощи из вышестоящего бюджета.

Эти пределы могут быть превышены в случае получения субъектом Федерации или муниципалитетами дополнительных средств от продажи принадлежащего им имущества, причем на величину, которая может быть реально получена от продажи имущества.

В условиях финансового кризиса 20082010гг. федеральный бюджет стал планироваться как дефицитный, многие региональные и местные бюджеты имели планируемый дефицит и до кризиса, а в условиях кризиса проблема обострилась. Преодолеть коренным образом проблему дефицитности бюджетов возможно только на основе роста ВВП, а это требует роста производительности общественного труда, развития инвестиционных и инновационных процессов в экономике.

В экономической литературе обсуждаются две точки зрения на существование бюджетного дефицита: его недопустимость и возможность существования дефицита.

Сторонники первой теории считают, что дефицит бюджета ведет к росту государственных долгов со всеми вытекающими из этого отрицательными социальноэкономическими последствиями, а именно: хронические дефициты приводят к увеличению налогового бремени, для покрытия дефицита приходится прибегать к займам и эмиссии денег, выпуск государственных ценных бумаг с повышенными процентными ставками «оттягивает» на себя ресурсы из реального сектора, нарушает ход рыночного саморегулирования экономики и т.д.

Сторонники второй точки зрения согласны с Джоном Мейнардом Кейнсом, обосновывающим возможность опережающего роста государственных расходов над государственными доходами с целью реализации определенных программ правительства. Они считают, что для состояния национальной экономики дефицит бюджета не может представлять серьезной опасности, так как все бюджетные расходы осуществляются на территории данного государства и способствуют развитию экономики; кроме того, дефицит бюджета ведет к увеличению доходов участников общественного воспроизводства и таким образом стимулирует рост покупательной способности.

Согласно официальным оценкам Министерства финансов РФ, по итогам 2014 г. дефицит федерального бюджета составил 327963 млрд. руб. или 0,5 % ВВП. Факторы, способствовавшие этому: рост цен на нефть, по сравнению с заложенными в бюджете; более эффективную собираемость налогов, экономия расходов, они оказались выше запланированных на 6,2%.; размер доходов оказался превышен на 1,8 % против плана .В значительной мере дефицит бюджета финансировался за счет Резервного фонда, что равносильно по действию эмиссии, вследствие необеспеченности этих денег товарной массой, а следовательно действовал инфляционный фактор. Именно поэтому актуальна проблема ненефтяного бюджета.

 

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.022 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал