Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика чтения и анализа произведений различных родов и жанров. Работа с детской книгой в системе обучения русскому языку (внеклассное чтение).




1. Рассказ – малая эпическая форма, повествующая о событиях в небольшом временном промежутке с ограниченным количеством действующих лиц, одной – двумя сюжетными линиями. ВИДЫ. 1. Соц-бытовые - обогащают детей жизненным опытом предыдущих поколений. 2. Историко–биографич – дет знак с историчи событ и деятелями. 3. Нравоописательные (юмористические, психологические, драматические) - знакомят дет с категориями нравств и духов. 4. Научно–худож (публицистич, обществоведч и природоведч хар-ра) – имеют познават сторону, разв любознат, пытливость. Общая схема анализа идейно – художественных особенностей рассказа. 1. Определить жанровую и тематическую разновидность рассказа. 2. Выявить сюжет. 3. Составить характеристику основных действующих лиц (портрет, мотивы поведения, взаимоотношения с другими героями, речь, отношение автора). 4. Раскрыть композиционные особенности сюжета (экспозиция, развитие действия, кульминация, развязка). 5. Провести анализ языка произведения, авторского стиля, то есть определить синтаксические особенности текста, лексический состав, выделить непонятные, образные и ключевые слова. 6. Выявить главную мысль, сформулировать идею рассказа, определить его воспитывающее значение. Принципы обучения рассказу. 1. При подготовке к уроку необходимо установить особенности содержания и формы рассказа и выбрать те виды работ и приемов чтения и анализа, которые отражают специфику рассказа. 2. Повествовательно – описательные композиции предполагают частичный или выборочный пересказ, словесное иллюстрирование текста, глубокую работу над выразительным чтением особо ярких моментов, заучивание их наизусть. 3. Рассказы с диалогической композицией не следует пересказывать. Можно читать по ролям или прибегнуть к драматизации. 4. Система вопросов в беседе на уроке определяется психологическими особенностями детского восприятия литературы. Вначале ставятся вопросы эмоционального характера, затем аналитического и потом обобщающего. Система вопросов и перечитывания с творческими заданиями должны помочь детям выявить художественные достоинства произведения. 2. Урок чтения сказки. Особенности сказок: - наличие вымысла; -композиционное своеобразие (зачин, повторы, трехкратность, постоянные эпитеты, развязка). Выделяют 3 гр сказок: - о животных; - волшебные; - бытовые. Урок чтения сказки. 1. Подготовка к восприятию. Создание определенной настроенности на возбуждение работы фантазии. 2. Сказывание сказки или чтение с напевной сказочной интонацией, передающей своеобразный синтаксический строй речи сказки. 3. Проверка восприятия. Вопросы по конкретному содержанию сказки и эмоционально оценочного плана. Анализ сказки. 1. Беседа по содержанию (вопросами разговаривать). 2. Характеристика персонажей. 3. Описание пейзажа, интерьера, их роль в сказке. 4. Композиционные особенности. 5. Язык сказки (устойчивые выражения: слезами умылась, как сыр в масле катается; типологические повторы: живут поживают, ждал пождал; постоянные эпитеты: добрый молодец, красна девица, чисто поле…). Для создания колоритного сказочного языка образные слова и выражения нужно выделять интонацией, то есть замедлением темпа, напевностью, усилением голоса. При анализе сказки одновременно идет работа над выразительным чтением. 1. Деление текста на части и составление плана (работа над композицией сказки может быть логична здесь). 2. Пересказ (все виды пересказа). 3. Творческие задания. Словесное рисование, драматизация. 4. Обобщающая беседа. Выявляется личностное отношение к прочитанному. 3.Урок чтения басни. Басня – эпический жанр литературы, может быть представлена в стихотворной и прозаической формах, построена на аллегории и имеет мораль. Особенности басни. Каждая басня – это метко нарисованная сценка из жизни, поэтому заключает в себе большие возможности для нравственного воспитания. 1. Размер басни обычно не превышает 20 – 30 строк, но по содержанию – это пьеса со своей завязкой, кульминацией и развязкой. 2. Лаконизм, картинность и выразительность языка стали основой для появления большого количества пословиц и поговорок. План урока басни. 1. Предварительная беседа не должна быть длительной, состоит из этапов: сообщение о баснописце, закрепление и дополнение знаний о басне (в старших классах). 2. Разговор о действующих лицах в басне. Характеристика их иносказательности. 3. Может быть использована викторина по прочитанным басням. 4. Объяснение слов, которые трудны для понимания. 5. Чтение басни учителем. Обязательно наизусть непринужденно, внятно, естественно, простыми разговорными интонациями, не следует злоупотреблять мимикой и жестом. 6. Проверка восприятия басни. Нужно дать возможность детям самим высказаться о басне (эмоционально – оценочный план). Затем 2 -3 вопроса, вскрывающие понимание конкретного содержания басни. 7. Вторичное чтение про себя с заданием. Учащиеся углубляются в текст, вдумчиво вчитываются в строки, выполняя, например, следующие задания: найдите слова того или иного персонажа, меткие слова, «ласковые» слова. 8. Чтение басни вслух по частям с одновременным анализом. Особенное внимание обратить на действующие лица, характер которых понимается через язык. 9. Выяснение главной мысли содержания. 10. Раскрытие аллегории. 11. Анализ морали. Часто главная мысль формулируется автором (и в сердце льстец всегда отыщет уголок) или рупором авторской идеи становятся слова какого – либо персонажа (а вы, друзья, как не садитесь, все в музыканты не годитесь). 12. Аналогия из жизни может помочь понять идейное содержание. 13. Творческие задания, связанные с текстом помогают глубже понять замысел автора, прочувствовать и содержание, и форму. Это могут быть: работа с иллюстрацией, создание «живых» картин самими детьми (мимика, пантомима). 14. Работа над репликой персонажа. Большая часть класса. 15. Ролевое чтение. 16. Драматизация малых форм. Работа над выразительным чтением идет параллельно анализу. При выявлении главной мысли басни нужно организовать работу по подбору пословиц, подходящих к содержанию басни. 4. Методика чтения стихотворений. Для стихотворной речи присуще признаки: а) ритм, который характеризуется повтором ударных и безударных слогов; б) рифма – созвучие концоввремени, причем совершенствование навыков послогового чтения, ознакомление со слоговыми структурами, имеющими стечение 3х и более согласных переносится на 2ой год обучения (стрела). IV.Использование наряду с аналитико-синтетическим методом элементов слогового метода с целью создания наиболее оптимальных условий для восприятия слогов, узнавания их «в лицо». Внедрение элементов слогового метода приводит в действие процессы механической памяти, более сохранные у детей с умственной отсталостью. То есть с одной стороны постоянная работа над осознанием механизма образования слоговой структуры, а с другой - постоянная работа со слоговыми карточками и использование игровых моментов для запоминания слогов способствуют продвижению первоклассников в освоении послогового чтения. V.Примен разнообраз нагляд опор в игровых приемах. Для лучшего запом исп-тся картинная азбука, картинки.


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.