Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы отбора умственно отсталых детей в специальные учреждения






С первых лет Советской власти работники народного образования вели борьбу за установление таких принципов отбора детей в СКШ 8 в, кот бы соответствовали политике гос-ва в области просвещения. И сейчас продолжаются эти раб. Осн пр-п, кот руководствуются все работники дет учрежд, - пр-п гуманизма. Он заключ в том, чтобы вовремя создать кажд реб необх условия, при кот тот сможет максимально развить свои способности. Этот пр-п обязывает глубоко и внимательно изуч реб, искать пути и средства для преодоления трудностей, встречающихся на его пути. Т-ко в том случае, если все необходимые и возможные меры помощи, оказанные дет в условиях общеобраз учрежд, не дали положит рез-тов, ставится вопрос о направл их в спец учрежд. Обязательным принципом в изучении детей является комплексность. Он обязывает учитывать при совместном обсуждении данные, полученные при обследовании реб всеми специалистами: врачами, педаг, психологами. Следует отметить, что соблюдение указанного принципа при изучен дет еще до комиссии позволит точнее определить их состояние, выявить причины имеющихся отклонений в разв. Так, педагог может обратить внимание на такие изменения в реб, как усиливающуюся рассеянность, утомляемость, плаксивость и т. д. В свою очередь врач поможет установить причины этих изменений и рекомендовать необходимые средства для их устранения. Важное значение имеет пр-п всестороннего и целостного изуч реб. Он предусматривает исследование познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и поведения. Учитывается также физическое состояние детей, которое может существенно влиять на формирование их умственных способностей. Говоря о целостности изучения, следует помнить, что психическое развитие ребенка не представляет собой простой суммы развития отдельных, изолированных способностей, поэтому нельзя делать заключение о ребенке только на основании исследования состояния его восприятия, памяти или других психических функций. Под целостностью изучения подразумевается обязательное сопоставление всех данных, полученных о ребенке: данных об особенностях отдельных психических процессов, эмоций, воли, поведения и физического состояния. Всестороннее, целостное изучение ребенка может быть успешным, если оно будет осуществляться в процессе его деятельности: учебной, трудовой или игровой. Необходимо, чтобы и методы, и материалы, используемые при изучении детей, были максимально индивидуализированы с учетом их возрастных и характерологических особенностей. Члены комиссии должны установить контакт с ребенком. Это поможет лучше выявить все качества личности: интересы ребенка, состояние волевых усилий, целенаправленность в действиях, особенности протекания основных психических процессов и т.д. Самым специфическим является принцип динамического изучения детей. Этот принцип означает, что при изучении важно учитывать не только то, что дети знают и могут выполнить в момент исследования, но и их возможности в обучении. В основе этого принципа лежит учение Л. С. Выготского об изучении «зоны ближайшего развития» детей, их потенциальных возможностей в обучении. Чем выше умственное развитие ребенка, тем более успешно он может научиться выполнять то или иное задание, переносить полученный опыт в новую ситуацию. Одно из отличий умственно отсталых детей от интеллектуально нормальных состоит в том, что они плохо используют помощь. Именно поэтому при обследовании педагог должен всегда обращать внимание, насколько улучшается работа ребенка после объяснения, как он выполняет аналогичное задание. Важно учитывать принцип качественно-количественного подхода при оценке выполненного ребенком задания. Учитывать не только конечный результат, стических заданий вербального и невербального характера. Всего 12 субтестов, рассчитанных на детей от 5 до 16 лет. В набор вербальных заданий входят субтесты на исследование общей осведомленности, понятливости; арифметический субтест на установление сходства; по­вторение цифровых рядов; словарный субтест. В набор невербальных заданий входят субтесты на нахождение недостающих деталей; установление последовательности картинок; составление фигур из кубиков; на складывание объектов; шифровка цифр («Кодирование») и «Лабиринт». Во всех этих субтестах исследуются различные стороны интеллекта и сенсомоторных функций. Оценка результатов выполнения субтестов выражается не только в количественных показателях, но и в виде психологического профиля, характеризующего уровень развития отдельных психических функций.

Следует всегда помнить о социальной природе че­ловеческой психики, о том, что познавательные способ­ности являются продуктом прижизненного формирова­ния, а потому и изучаться они должны в условиях их становления, в разных видах деятельности.

Организация и содержание работы (ПМПК). Составление заключения по результатам психолого-педагогического исследования ребенка.

В целях совершенствования всей системы комплектования специальных учреждений для детей с отклонениями в развитии начали создаваться психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК). Сначала их открытие было результатом энтузиазма отдельных дефектологов и понимания важности данной проблемы органами народного образования, здравоохранения, местными властями. Теперь существование ПМПК узаконено Типовым положением. С целью проведения своевременной коррекционной работы с детьми необходима ранняя диагностика отклонений в их развитии. По новому положению в них обследуются дети с рождения до 18 лет. При этом, ПМПК комплектуют все типы специальных упреждении для детей с отклонениями в развитии. Во всех случаях при консультировании определяется уровень и характер умственного развития детей, поэтому больший объем работы приходится на олигофренопедагога и психолога. Также необходима консультация детского врача-невропатолога. В связи с этим в постоянном штате сотрудников ПМПК должны быть следую­щие специалисты: врач (невропатолог), дефектологи (олигофренопедагог, логопед), психолог. Другие специалисты - сурдопедагог, тифлопедагог, врачи (офтальмолог, отоларинголог, ортопед и др.) привлекаются к работе в ПМПК в качестве консультан­тов по мере необходимости.

ПМПК работают по утвержденному графику. В слу­чаях необходимости выезжают для обследованиядетей по месту жительства. На базе одной из консультаций может быть создан центр углубленного изучения детей с отклонениями в развитии. Работа по отбору детей с отклонениями в развитии в специальные учреждения осуществляется на основе соответствующей инструкции. Обследование детей про­водится в присутствии родителей (или лиц, ихзаменяющих). В тех случаях, когда дети направляются наконсультацию по инициативе учреждений образования, здравоохранения, общественными организациями для уточнения их психофизического состояния и решения вопроса о типе учреждения для дальнейшего воспитания, обучения, лечении, обязательны следующие документы: - свидетельство о рождении (предъявляется); - подробная выписка из истории развития ребенка с заключениями врачей (педиатра, невропатолога, отоларинголога, офтальмолога, ортопеда); - педагогическая характеристика, отражающая подробный анализ развития с указанием педагогической помощи и ее эффективности; - письменные работы, раскрывающие динамику развития ребенка, рисунки. Наличие этих сведений не является формальным тре­бованием. Тщательное оформление материалов, характеризующих ребенка, поможет членам консультации правильнее построить обследование, нацелит их на выявление и установление причин трудностей, которые больше всего мешают развитию ребенка. Обязательной документацией, которая ведется в ПМПК, являются журнал учета детей, прошедших об­следование; протоколы, фиксирующие ход обследова­ния; выписки из протокола с заключением и рекоменда­циями. Журнал учета хранится в ПМПК. Весь ход обследования ребенка в консультации фиксируется в протоколе квалифицированным специалистом (медицинским статистиком) и хранится в личном деле ребенка, которое передается в то учреждение, куда он направляется. Протоколы помогают учителям заранее познакомиться с особенностями личности, качеством знаний, особенностями психофизического развития, которые необходимо учесть с первых дней пребывания ребенка в саду или в школе. Кроме этого, протоколы необходимы для фиксирования динамики развития, и особенно в тех случаях, когда ребенок повторно направ­ляется на ПМПК. Сравнивая полученные данные с протоколом предыдущего обследования, можно судить об изменениях, происшедших за истекший период. Протокол помогает членам ПМПК составить подробное заключение о ребенке. Он остается в личном деле. Обра­зец формы протокола обследования детей имеется в ПМПК. На основании данных индивидуального обследова­ния ребенка в консультации составляется заключение о характере отклонений. Принимается коллегиальное решение о месте дальнейшего коррекционного воспитания и обучения с учетом его психофизических и инди­видуальных особенностей. Даются конкретные рекомен­дации.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПМПК. Члены ПМПК решают задачи, связанные с комплектованием всех типов специальных учреждений для детей с отклонениями в развитии, а так же проводят консультирование родителей и педагогов, оказывают детям коррекционную помощь, ведут пропаганду дефектологических знаний среди населения. Рассмотрим указанные направления деятельности ПМПК. I. Комплектование специальных учреждений для детей с отклонениями в развитии. Изучение детей, направленных в ПМПК для уста­новления их психофизического состояния, и в соответствии с этим решение вопроса о типе учреждения, в котором целесообразнее находиться ребенку, является наи­более сложной и ответственной задачей, так как от правильности ее решения во многом зависит дальнейшее развитие ребенка. При проведении этой работы осуществляется отбор умственно отсталых детей в специальные детские сады, школы VIII вида для детей с нарушениями интеллекта, дома-интернаты для детей с глубокой умственной отсталостью. Изучение детей включает медицинское, психолого-педагогическое и логопедическое обследование. Каждый из членов консультации имеет свой участок работы, но в то же время заключение делается всеми специалистами на основе анализа полученных о ребенке сведений. Важно не просто поставить диагноз и написать заключение, необходимо обосновать его, выде­лив основные симптомы указанного состояния. II. Консультирование родителей и педагогов. При проведении медицинского и психолого-педагогического обследования детей с целью решения вопроса о типе учреждения, в котором должен находиться ребенок, могут возникать разные ситуации. В одних случаях действительно необходим перевод ребенка в специальное учреждение (специальный детский сад, специаль­ную школу и др.). В других случаях бывает достаточной правильно организованная работа в условиях учреждений общего типа при условии помощи со стороны семьи. В тех случаях, когда у ребенка устанавливается глубокое снижение интеллекта, а родители не соглашаются с направлением его в детские дома для детей-инвалидов, особенно важна помощь родителям. Врач дает советы по проведению оздоровительных мероприятий (закаливание, зарядка, специальные упражнения, ре­жим питания и т. д.) и, если требуется, назначает лечение. Дефектолог отмечает, на что, прежде всего, нужнообратить внимание в работе с ребенком. Важно, чтобы помощь детям со стороны родителей была адекватной и имела коррекционно-развивающую направленность.

За помощью в консультацию могут обратиться и воспитатели, учителя, работающие с детьми. Специалисты консультации, вскрыв причины и характер тех или иных трудностей, дадут конкретные рекомендации по их преодолению, корригированию в условиях учреж­дений, где находятся эти дети. В обязанности членов ПМПК входит и пропаганда необходимых медицинских, пснхолого-педагогических, дефектологических знаний среди родителей, педагогов детских садов, школ, среди населения. Эта работа должна способствовать профилактике аномалий разви­тия и оказанию своевременной коррекционной помощи тем, кто в ней нуждается.

Таковы некоторые направления и содержание дея­тельности специалистов ПМПК.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.