Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психокоррекционные технологии для детей с психическим недоразвитием.






Псих корр явл одним из важных звеньев в системе псих помощи дет с различ наруш разв. В наст вр сущ мн-во противореч взглядов на проблему психокорр. Термин «корр псих разв» вперв использ в дефект как 1 из вар-тов псих-пед помощи детям с психич недоразв. Он означал совокупность пед воздействий, направл на исправл недост, отклон в разв реб с психич недоразв. Выдел специфич черты психологич корр: ориентация на клинич здоров люд; ориентац на здоров стороны личн; ориентац на среднесрочную помощь, в отлич от краткосрочной; направл-ть на измен-е повед и разв личн. Объектом психокорр возд м/б как здор, так и бол люд. У дет с ЗПР, в завис от формы задерж, корр раб направ на стимуляцию их познав актив, разв ориентировоч основы д-ти, контроля, оптимизацию интел ф-ций. В проц псих корр дет и подрс проблемами в разв необх учит слож струк особ-тей разв реб, хар-р сочетания в картине его состояния таких факторов, как соц сит разв, изменения личн, связан с заболев. В завис от хар-ра диагн и направ-непосильности предъявляемых требований у некот дет развив негативизм, упрямство. Все эти особ-ти психич проц умо учащихся влияют на хар-р протекания их д-ти. Отмечая несформированность навыков учеб д-ти, след прежде всего отметить недоразвитие целенаправленности д-ти, а также трудности самост планирования собственной д-сти. Все отмеч особ психич д-ти умо дет носят стойкий хар-р, поск-ку явл результатом органич пораж на разных этапах разв. Хотя умо рассм как явл необратимое, это не означает, что оно не поддается корр.

Дифференциальная диагностика. Одной из важнейших задач псих-пед диагностики является отграничение умственной отсталости от сходных с ней состояний. Как правило, поводом к тому, чтобы ставить под сомнение полноценность интеллекта реб шк возраста, служит его неуспеваемость, обнаруживающаяся в проц обуч. Отождествление неуспеваемости с умо явл грубой и опасной теоретич и практич ошиб. Одна из наиболее распространенных причин неуспеваемости - это неподготовленность детей к школьному обучению, несформированность предпосылок к нему и навыков деятельности. Дети не приучены подчиняться требованиям, не умеют доводить дело до конца, быть внимательными в процессе выполнения задания. Они неусидчивы, нецеленаправленны в работе. В тех случаях, когда ребенок попадает в школу, в класс с невысоким уровнем учебно-воспитательного процесса, его успеваемость перерастает в педагогическую запущенность. Часто причиной неуспеваемости являются неблагоприятные условия жизни ребенка в семье: отсутствие контроля и помощи в учебе со стороны родителей, несоблюдение режима дня, конфликтная ситуация в семье и пр. Особенно тяжелые последствия наблюдаются в тех случаях, когда социально-педагогическое неблагополучие имеет место в ранние месяцы и годы жизни ребенка. У этих детей запас знаний и способностей к приобретению новых знаний ниже, чем у их сверстников, поэтому уже в 1-м классе они оказываются в числе неуспевающих. Наиболее сложными в диагностическом отношении являются дети с (ЗПР), которые тоже оказываются неуспевающими уже в первые годы обучения. В зависимости от происхождения, времени воздействия на организм реб вредоносных факторов ЗПР дает разные варианты отклонений в эмоционально-волевой сфере и в познават д-ти. ЗПР церебрального-органич происхождения встречаются чаще других и представляют наибольшую сложность при отграничении их от умо. При ЗПР имеет место неравномерность формирования психических функций, причем отмечается как повреждение, так и недоразвитие отдельных психических процессов. При олигофрении же характерны тотальность и иерархичность поражения. В отличие от умо, у них выше обучаемость, они лучше используют помощь и способны применять показанный способ действия при выполнении аналогичных заданий. При обследовании чтения, письма, счета они часто обнаруживают ошибки такого же типа, что и умственно отсталые, но тем не менее у них имеются качественные различия. Так, при слабой технике чтения дети с задержкой психического развития всегда пытаются понять прочитанное, прибегая, если надо, к повторному чтению. У умственно отсталых нет желания понять, поэтому их пересказ может быть непоследовательным и нелогичным. В письме отмечается неудовлетворительный навык каллиграфии, небрежность и т. п., что, по мнению специалистов, может быть связано с недоразвитием моторики, пространственного восприятия. Детям с ЗПР труден звуковой анализ. У умовсе эти недостатки выражены грубее. В математике имеют место трудности в овладении составом числа, счетом с переходом через десяток, в решении задач с косвенными вопросами и т. д., но помощь здесь более эффективна, чем у умственно отсталых. Учитывая это, необходимо при дифференцированной диагностике строить обследование детей в форме обучающего эксперимента.

Кажущееся сходство с умственной отсталостью может быть и при нарушении деятельности анализаторов. Эти нарушения создают определенные трудности в познавательной деятельности детей, а в условиях школы порождают неуспеваемость. Даже незначительные нарушения функций анализаторов могут привести к неполному, а иногда искаженному отражению внешнего мира, к обеднению круга представлений, неадекватному поведению, если не будут использованы компенсаторные возможности центральной нервной системы и специальные технические средства (слуховые аппараты, очки и пр.). Так, снижение слуха может вызвать определенные трудности при обучении ребенка в школе, особенно при овладении грамотой. Дети со сниженным зрением не видят строки, путают сходные по начертанию изображения и т. д. Неадекватные состоянию требования быстро утомляют ребенка, делают безуспешным обучение в обычных школьных условиях, ухудшая его общее состояние. Дети с дефектами зрения и слуха оказываются беспомощными в простых ситуациях, производят впечатление умственно отсталых. Но если предложить слабослышащему задание логического характера, не требующее от него совершенного слуха, а слабовидящему соответствующие устные задания, то они их выполняют. При отграничении состояний, вызванных нарушением анализаторов, от умственной отсталости необходимо выяснить, что первично доминирует в отставании: умственная отсталость является ведущим и первичным дефектом, а снижение слуха, зрения лишь сопутствует ей, или же отставание наступило в результате нарушения функций анализаторов. Важно учитывать время поражения анализатора. Чем раньше возник болезненный процесс, тем тяжелее последствия. В зависимости от диагноза будет решаться вопрос, в какой специальной школе нуждается ребенок. Кроме того, очень важно отделить нормальных детей с расстройством речи от умственно отсталых, для которых речевые нарушения являются одним из характерных признаков. Это дети с нормальным интеллектом, но затрудняющиеся в овладении чтением, письмом, у некоторых из них отмечается общее недоразвитие речи. При сохранном слуховом анализаторе у этих детей страдает фонематический слух, что приводит к трудностям в обучении. При тяжелых нарушениях фонематического слуха наступает недоразвитие всей речевой функции. На овладение грамотой влияют и нарушения произношения. Все это следует учитывать при проведении логопедического обследования. Сохранность интеллекта детей с нарушениями речи отчетливо видна при выполнении заданий, которые не требуют участия речи (наглядные методики с " безречевыми" инструкциями). У этих детей живая реакция, адекватное поведение. Этим они прежде всего и отличаются от умственно отсталых. Все перечисленные временные затруднения в познавательной деятельности и нарушения центральной нервной системы,

ти корр, предлаг различ 2 формы корр: симптоматич, направл на симптомы откл в разв, и корр, устраняющую источ и прич откл в разв. Симптомат корр, безусловно, им существ недост, т.к. симпт откл в разв им различ прич и вследст эт различ псих стр-ру наруш в разв реб или подр. Т.о., псих корр д/б глубже сконцентрир не на внеш проявл откл в разв, а на источн, прич этих откл. Психокорр раб с дет с пробл в разв выдел различ модели объясн прич наруш разв. Биолог мод - объясн причину наруш в разв снижением темпа созревания структур мозга. Мед мод - объясн прич наруш в разв реб с точ зр логики заболев. Интерракц-я мод - объясн прич откл в разв дет и подрос в связи с нарушением взаимод-й м-ду личн и средой. Напр, ранняя сенс и соц депривация, по мнению представителей данного направл, м/ прив к необрат наруш в псих разв реба. Педая мод - рассм прич отклон в психич разв реб в явл соц и пед запущи. Деятельностная мод - рассм прич неблагополуч реб в связи с несформир-тью ведущ вида д-ти. Классиф видов псих корр. В завис от формы организ псих корр и корр задач выдел нес-ко ее видов: - игров психокорр; - груп психокорр; - индивид психокорр; - семейная психокорр; - нейропсих корр и др. Ряд авторов предлагают выделять общую, частную и спец психокорр. Под общей псих корр подразум мероприятия общепед порядка, нормализующие соц среду реб. В нее входит регуляция психофизических и эмоц нагрузок реб в соответствии с его возрастом и индивид особ. Задачи общей психокорр слив с задачами психогигиены, психопрофилактики, пед этики и деонтологиии. Они решаются в процессе организации учебно-восп мероприятий. Частная психокорр, по мнению авторов, - это набор псих-пед воздействий. Т.е. это спец разработ системы психо-корр меропр, таких как семейная психокорр, музыкотерапия, психогимнастика и пр. Спец психокорр - это комплекс приемов, методик и организацион форм раб с реб или гр дет одного возр, являющ наибол эффектив для достиж конкрет задач формир личн. Осн цель спец психокор - исправл последствий неправ восп. В практике псих помощи дет и подрос целесообр различ следу блоки психокорр: 1) корр эмоц разв реб; 2) корр сенсорноперцептивной и интел д-ти; 3) псих корр повед дет и подрос; 4) корр разв личн. Внутри кажд блока след различ формы организации и методы психокорр воздействий. Постановка целей и задач психо-корр воздействий непосредств связ с теоретич моделью психич разв и определяется ею. Теоретич модели психо-корр воздействий весьма разнооб. Итак, различ теоретич подходы к пробл психокорр способс разв разнообраз методич приемов психологич возд. Следует подчерк, что при разраб психокорр программ для дет и подр с пробл в разв рекоменд ориентир не на отд теоретич направл, а использ разнообраз способы псих воздейст базирующихся на многочис теоретич направл-х. Подбор методов псих воздейст зависит от конкрет психокорр задач, кот опред-ся степенью выраж-ти проблем у реб и его родит.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.