Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика формирован грамматич словообразоват понятий. Виды и типы ур.






Грамматич понятие – обобщенная языковая категория, кот характеризует языковое явл на всех уровнях рус яз: звуке, слове, словосоч, предлож, тексте. Формир понятий у умо дет чаще всего происх индуктивным путём, т.е. от частного к общему. Методика препод: 1. повтор ранее усвоен необх-мо провод до полного восстановл получен знания; 2. Тщат-но отбир матер для изуч; 3. шире использ различ средства нагляд; 4. связыв раб с практич д-тью дет; 5. всю раб на ур связыв с осн целью – разв речи. Отвлеченность грамматич понят и орфограф правил представл значит препятствие в усвоении этого матер учащ. Для того, чтобы реб овладел ЗУН по грамматике и орфографии, необх, чтобы у него к этому моменту сформиров первонач языковые обобщения. Он д/ уметь выдел фонему в слове в любых позиционных положен, чув-вать морфологич состав слова, общ значим кажд его части (приставки, корня, суф, оконч), выделять слово как самост речевую ед, иметь достаточ запас слов. Структурно проц обуч распад на 2 этапа: 2-4 и 5-9 кл. На 1 этапе провод подготовит практич упр. Цель: прав-но организ речев практику учащ, в проц кот слагаются первонач обобщения языковых явл, служащие в дальнейш основой для формир грамматич понят. Часть языков обобщ сразу фиксируется с помощ науч терминологии: глас и согл, мяг и тв зв, слово, предлож, предлог. Если же термин сложен, то его замен дограмматич термином: часть слова (слог), назв предм (имя сущ), название 40.Методика формирования орфограф навыков. Диагностическая и пропедевтическая раб при формир навыка правописания. Методика обуч каллиграфии.

Рус орфогр представл опред сист, кот регламентир напис-е значим частей слова или отд слов и кот основана на фонетич, морфологич (фонематич), историч, синтаксич и семантичзаконах яз. Ведущ пр-пом явл морфологич, он охват-т более 70% орфограмм. Относит-о легко умо дет осваив историч написания, т.к. в правиле дается конкрет указание (правопис жи – ши, мягк знака после шипящ у сущ ж.р.). Самыми труд явл морфологич написания, косвенно определяемые произношением (вода – воды). Отсутствие конкрет указаний в правиле, длин цепочка мыслит действий, огранич-ть гнезда родств слов не позволяют до конца обуч сформировать навык самостоят применения правил этого типа. Система раб по формир орфографич умений и навыков вкл след этапы: -подгот к усвоен правила; - усвоен правила; - формир умения объяснить выбор буквы по правилу; - наход в тексте слова с этой орфогр; - контроль напис-го.

Ознакомл с орфограф правилом важно начин с созд в некот роде проблем сит (слово «мед или мет»). Это важно в перв очередь для активизац мыслит д-ти дет и мотивации учения. При подборе примеров надо заботиться, чтобы слова были простыми по знач и структуре, а примеры – типич для дан орфогр. Объяснение орфогр д/ последоват-но фиксировать все шаги, кот производятся со словом (алгоритм действий) и вывод. Непременно надо обуч дет рассужд при выборе буквы, объясн свои действ. На эт этапе использ упр, включ зрит, речедвигат, моторный анализаторы: обведение орфогр в тет иным цветом, использ-е табл родствен слов, орфографич проговарив-е слов, зрит диктанты, письмо по памяти, многократ воспроизвед слов на правило и т.д. Формир-е орфографич зоркости осущ сначала на отд словах, затем в предлож и т-ко потом в тексте. В СКШ необх отрабат умения самоконтроля в проц письма. Этому помог след приемы: - «сигнализация» или иначе запись проверочных слов на доске уч-лем; - сообщение уч-ля о кол-ве орфограмм в упр; - сверка найденных шк-ком орфогр с колич-вом, названным уч-лем; - подчеркив-е орфограмм в тексте тренировочного хар-ра; - взаимопровер уч-ся. На 1-ых этапах обуч проц овладения навыком фонетически правильного письма распадается на ряд осознаваемых действий: - восприятие слова; - произношение слова; - выделение звуков в слове; - установление последовательности звуков в слове; - соотнесение звуков и букв; - графическое оформление. Работа по овладению навыками фонетически правильного письма требует формирования звуко-буквенного анализа и опирается на деятельность речедвигательного, зрительного и моторного анализаторов. Подключение раб анализаторов прох за счет использ-я спец приемов и разных видов задан. При формир навыков орфографич проговарив слов формир-ся новый речедвигат код перехода к написанию. Для актив раб зрит анализат использ-ся зрительно – предупредительный диктант, письмо по памяти, табл «дежурных» слов, рассчит на зрител восприят их в теч нед. Оптимал-е кол-во воспринимаемых ед д/б огранич: 3–8 слов для зрит диктанта, 1–2 стихотворными строч для письма по памяти, 3–6 словами для «дежурного» словаря. Б-шое знач для освоения навыка грамотн письма им процесс списыв-я, когда включ-ся моторный анализатор. Спис-е помог запоминанию графич образа слова, способств разв орфографич зоркости. На базе спис-я построены многочислен упр по грамматике, орфограф и разв речи. Изуч причин низкой грамотности отд уч-ся показ, что хар-ной особ-тью дет, слабо овладевающих навыками правописания, является плохое развитие орфографической зоркости, наличие большого количества ошибок при списывании, несоблюдение учащимися правил списывания. Необх-мо отраб с уч-ками след правила спис-я: - прочит слово и осмысл его; - еще раз прочит слово и проговор его по слогам; - записать слово, проговаривая его по слогам с неск-ко утрированным артикулированием каждого звука и соотнесением звуки с букв; - проверить напис-е. В практич д-ти нередко выпадает одно важн звено запись графич формы слова и запись слова (или предлож) по памяти. Чаще всего это происх потому, что текст для спис-я нах-ся непосредственно перед глазами ученика (на доске или в книге), и ученики избирают при этом для себя более легкий путь: списывая беспрестанно обращаются к тексту. Обуч приемам спис-я зависит, во–перв, от прав-но спланиров системы упр (их подбора, соотношения различных видов), во–втор, организации такой д-ти уч-ся, при кот соблюд правил списыв-я станов-ся необходимым для кажд уч-ка, в–трет, от постоян контроля за списыв-ем дет со стороны учителя, формирования навыков сначала взаимоконтроля, впоследствии самоконтроля.

Дидактическая игра – эффективный метод обучения умственно отсталых детей. В отличие от упражнений игра воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка. Поэтому во многих случаях она является эффективным средством повышения речевой мотивации и отработки необходимых умений и навыков. Дидактическая игра кроме познавательных задач имеет собственно игровые задачи, через реализацию которых и достигается основная цель обучения. Мыслительные операции для умственно отсталых школьников должны быть правильно дозированы. На этапе освоения игры после показа игровых действий целесообразно, чтобы школьники выполнили их вместе с учителем. Выбор игры обусловливается целями, содержанием, этапом урока. Так же как сам урок, игра реализует познавательные, воспитательные и коррекционные задачи обучения. В этой связи она не имеет право быть только развлекательным элементом занятий. Дидактическая игра может быть использована на различных этапах урока, особенно эффективна на этапах повторения и закрепления. Важный эмоциональный момент игры – поздравление победителя: вручение вымпела, игровых фишек, жетонов и т.п. Пренебрежение этим условием ведет к угасанию интереса, к потере игровой задачи.

Цели и задачи обуч каллиграфии. Этапы обуч. При раб в кл компенсир обуч на подготов этап целесообраз отводить всю 1 четв 1 кл. В теч этого врем необх реш след задачи: - формир зрит-е вним и произвольность зрит восприят; - разв ощущ движений руки и артикуляц-х органов; - учить дет внимат-но рассм-ть объеекты, не приближая к ним глаза; - учить дет управлять мышечн напряж и движениями кисти руки и пальцев; - познакомить уч-ков с правилами письма эл-тов букв (ровная вертикал-я линия, плавное закругл-е эл-тов, соблюд-е размера и наклона, ритмичность письма под счет, письмо с нажимом). Осн содерж подгот этапа составл упр, направл-е на разв двигат-го и зрит-го анализаторов и осмысление графомоторных действ: - прописыв-е фигур в воздухе; - усвоение различ способов раб рукой – от крупн движен всей руки до мелких движен пальцами; - штриховка, рис вертик, гориз, наклонных, кривых линий; - рис по клеточкам геометр фигур и бордюров; - написание эл-тов букв; - поиск отличий в 2 похожих картинках, фигур в переплетенных линиях и т.п.; - рассматр-е каких-л предметов, иллюстрац, худож картин; - словесное опис-е внеш вида эл-тов букв, способов письма. Со 2 четверти 1 кл начин осн этап обуч мл шк-в каллиграфии. Начинать ур письма и каллигр целесообр с упр, настраивающих зрител анализатор на произвольное рассм мелких дет рис («Что неправ-но нарис художник?», «Найди различ в 2 рис», «Найди спрятавшиеся предм».) Перед упр в письме слов и предлож полезно пропис в воздухе 1-2 фигуры из рекомендов-х ранее, работая сперва кистью, затем пальцами, после этого проч и рассмотр те слова или предлож, кот подлежат напис-ю, обвести их в воздухе и потом напис в тет. Время от врем (не реже, чем через 3 ур) желат-но завершать занятие рисованием одного из бордюров, причем в кл рис м/ т-ко начать, а законч дома. С оконч 1 кл обуч каллиграфии не прекращ. Наиболее распространено включение 5-минуток, посвященных каллиграфии, в уроки русского языка.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.