Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Медийное пространство современного Казахстана






 

Сегодня СМИ современного Казахстана представляют собой одну из наиболее динамичных областей экономики и общественной жизни, на богатой картине современных средств массовой информации выделяется и пресса республики. Таким образом, выявить особую роль средств массовой информации здесь представляется весьма непростой, но весьма актуальной задачей.

Происходящие сегодня крупномасштабные преобразования во всем мире обусловлены стремительным развитием информационно-коммуникационных технологий.

Одной из основополагающих характеристик нового информационного общества является его глобальный характер. В процессе формирования нового информационного общества постепенно модернизируются способы и методы распространения и обмена информацией, сжимается время, размываются национальные границы и барьеры, радикально меняется структура мирового информационного пространства, экономики, торговли, финансов, других сфер человеческой жизнедеятельности, отмечается интенсивная гомогенизация мировоззрения людей и человеческих ценностей, универсализация (упрощение) культуры и культурных моделей, усиливается динамизм и обостряется конкуренция.

За последнее время телекоммуникационный рынок Казахстана изменился коренным образом. Темпы роста новых средств массовой коммуникации показывают, как велик спрос на информационные услуги. В стране активно развивается рынок сотовой связи, около 8 млн. пользователей мобильной телефонии насчитывается в республике. На территории Казахстана работают около сотни операторов связи, более 80 из них используют каналы междугородней и международной связи, принадлежащие АО «Казахтелеком». Пропускная способность Национальной информационной магистрали, основное кольцо которой уже используется, - составляет 2, 5 Гбит в секунду, а в отдельных локальных сегментах сети достигает 10 Гбит. Кроме того, в республике внедрена государственная политика информатизации образования, утверждена Межведомственная программа «Интернет - школам». Правительство взяло курс на 100% оснащение школ компьютерами. Открытое акционерное общество (ОАО) «Казахтелеком» развернуло сеть «Казахстанский Интернет», в которой учащиеся и студенты имеют возможность получать доступ к Веб-ресурсам Казахстан по сниженным тарифам.

Специфика казахстанских коммуникаций определяется особым географическим положением страны. При низкой плотности населения через Казахстан идет большой транзитный трафик, а, следовательно, отечественные коммуникации должны обладать высокой транзитной способностью. Эти условия создают благоприятные предпосылки для развития спутниковой связи в стране. Исследователь Мирошников М. отмечает тот факт, что Республика Казахстан обладает большим потенциалом для развития телекоммуникаций. Внушительные территории при относительно небольшом населении (14 млн, из них существенная часть проживает в городах), динамично развивающаяся промышленность создают предпосылки для развития спутникового ТВ, широкополосных телекоммуникационных сетей. В Казахстане организована доставка центральных телепрограмм до областных центров через спутник. Областные телерадиокомпании используют радиорелейные линии для подачи программ в отдаленные районы. Сейчас на рынке КТВ в стране два крупных игрока — " Алма-ТВ" и «Icon».

На данный момент услуга кабельного телевидения под брендом «АЛМА-ТВ» предоставляется в четырнадцати городах Казахстана. Абоненты получают телевизионный сигнал посредством кабельных сетей, которые подобно паутине охватывают места компактного расположения жилых и административных зданий. В г. Алматы для клиентов, работающих и проживающих вне зоны охвата кабельных сетей «АЛМА-ТВ», предусмотрена возможность предоставления услуги комбинированным эфирно-кабельным путем (индивидуальные установки). Кардинальное отличие эфирно-кабельных сетей от традиционного эфирного телевещания и спутниковых установок - в повышенном качестве передаваемого сигнала, устойчивости аудиовизуального канала и, что немаловажно, – в возможности дальнейшего расширения перечня услуг на имеющейся телекоммуникационной базе.

Какова ситуация в современном медийном пространстве Казахстана? Она характеризуется двумя внешними факторами воздействия – Россией и Узбекистаном.

В стране сформировались два информационных поля: русскоязычное и казахоязычное. Первое формируется, в значительной степени, российскими средствами массовой информации. Не секрет, что более половины жителей страны находятся в зоне влияния русскоязычной прессы. Особенно в северных, северо-западных, северо-восточных регионах Казахстана, где практически господствуют российские телеканалы. Практически все жители этих регионов узнают новости через российские радиостанции и телеканалы, газеты и журналы. В Казахстане в данное время продается больше российских печатных изданий, чем казахстанских. Этому причина несовершенство закона о СМИ РК и должного контроля за данным сегментом рынка. Понятно, что в условиях рынка каждый волен продавать и покупать, что ему угодно, но если мы в скором времени не наведем порядок в этом секторе, то можно будет констатировать серьезную информационную угрозу со стороны России. Это нежелательно для безопасности любого независимого государства, тем более для такой молодой страны, как наша республика, где патриотизм молодого поколения только формируется и нельзя допустить, чтобы он был подвержен влиянию извне.

Возникновение желтой прессы является естественным процессом в информационном рынке в Казахстане и других постсоветских странах. Массовые издания «желтой прессы» и появление «электронных желтых газет» определяют дифференциацию СМИ в политической жизни.

«Навигатор» - среди веб-изданий отличается своей смелостью и критикой разного рода «необоснованных» и «необъективных» материалов по отношению к власти.

Республиканская газета «Караван» (на русском языке) и региональная газета «Замана» (на казахском языке) и многие другие приложения этого периодического издания ограничивается светскими новостями, дайджест-материалами и рассказами развлекательного характера, не вызывают серьезного опасения государственно-правительственных органов. Наоборот увеличения количеств и повышения тиража «желтой прессы» на рынке СМИ как раз свидетельствует жизнеспособности метода «дробления информации».

Периодические издания оппозиционного характера «Эпоха», «Ак жол»-Казахстан» (партийные прессы) и близких к ним «Время», «Жас Алаш», «Ассанди таймс», «Соз», «Азат», «Казахстан» в современном информационном пространстве имеют свою определенную аудиторию, особенно в больших городах республики. Современная молодежь восприимчива к воздействию СМИ, если это касается критики власти.

Среди периодических изданий страны «Exclusive», «Мир Евразии», «Kazakhstan» и др. есть хорошо иллюстрированные республиканские и корпоративные издания. Они относится к категории «качественных изданий». Например, международный бизнес издания «Kazakhstan» ориентирован на аудиторию бизнес-элиты. В журнале опубликуются аналитические статьи (издается на английском и русском языках, периодичность - в год 4 раза, годовая подписка 130 евро, тираж - 2000 экз.), посвященные теме инвестиций, недвижимости, энергетики, экономики, нефтяного бизнеса PR и маркетинга. Учредителем обзорно-аналитического журнала «Exclusive» (издается на английском и русском языках, тиражируется в г.Урумчи КНР, периодичность 1 раз в месяц, тираж - 3700 экз.) является одноименный клуб «Exclusive». Появление таких качественных изданий на рынке казахстанской периодической печати вполне соответствует политической пропаганды. Еще раз доказывают серьезность концепции для меньшинства.

Важнейшей характеристикой современного информационного рынка является конкуренция, уровень которой различается для разных типов рыночных структур. Конкурентоспособность - это сложная экономическая категория.

Конкурентоспособность информационного продукта (услуги) - комплекс потребительских, ценовых и качественных характеристик информационного продукта (услуги), определяющих его успех как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Конкурентоспособность товара (услуги) можно определить только в сравнении с аналогичными товарами (услугами).

В информационной сфере на основе этой стратегии формируются крупные медиа-предприятия, в которые могут входить телерадиовещательные компании, печатные издания, издательства, компании по предоставлению компьютерных и сетевых информационных услуг, немедийные предприятия. В результате создаются национальные конгломераты и транснациональные корпорации, владеющие и осуществляющие контроль над предприятиями разных профилей на территории одного или многих государств.

Рынок локальный, представляющий собой рынок одного населенного пункта (главным образом, города) и прилегающих районов:

В Казахстане на этом рынке представлены областные, городские и районные СМИ: газеты " Алматы ақ шамы", " Вечерний Алматы" и другие, телеканалы " Телевидение города Астаны", " Эра ТВ" и другие.

Рынок внутренний региональный, он представлен СМИ, распространяющими информацию для зрительской аудитории прилегающих и близких друг к другу (по составу населения, историческому прошлому, мировоззрению) территорий:

На этом рынке в Казахстане представлены такие СМИ, как телеканалы " КТК", " 31 канал", " Рахат ТВ", " Телевидение города Астаны" и другие.

Рынок общенациональный, представленный СМИ, распространяющими информацию для общенациональной аудитории:

На этом рынке в Казахстане представлены такие СМИ, как газеты " Казахстанская правда", " Егемен Қ азақ стан", " Панорама", журналы " Континент", " Мысль", телеканалы " Казахстан", " Хабар", " Ел арна", МТРК " Мир" и другие.

Рынок внешний региональный представлен СМИ, распространяющими информацию для аудиторий сопредельных территорий двух и более государств:

На этом рынке частично функционируют такие отечественные СМИ, как телеканалы " Казахстан", " Хабар", " Ел арна", более 10 лет по созданию положительного имиджа Республики Казахстан успешно работает МТРК " Мир".

Рынок глобальный представлен СМИ, распространяющими информацию для глобальной аудитории, в основном элитной, носящую, соответственно, элитный характер:

На глобальном рынке отечественные СМИ не представлены.

Конкурентоспособность в информационной сфере (информационная конкурентоспособность) связана с национальной конкурентоспособностью в целом и определяется ею.

Новыми ключевыми факторами, оказывающими непосредственное влияние на конкурентоспособность в информационном пространстве государств в целом и профессиональных участников информационного рынка в частности, в современных условиях ускоренной глобализации и формирования информационного общества являются:

- увеличение количества доступной информации, превышающего все разумные пределы и биологические возможности осмысления человеком. Это определяет тенденции фрагментации информационного массива, максимально возможного упрощения и детализации информации с целью, с одной стороны, охвата широчайших масс, а с другой стороны, создания для людей возможности быстро и эффективно сортировать информационный поток, т.е. очень конкретно реализовывается право личности на осознанный (и неосознанный) выбор;

- расширение неограниченного доступа масс к любой информации за счет трансграничности информационных потоков, удешевления информационно-телекоммуникационных технологий и услуг, предлагающих все более совершенные каналы для мгновенной и качественной передачи информации;

- постепенная сегментация внутреннего (национального) информационного пространства на две параллельно существующие части - массовое (доступно исключительно местное аналоговое и, иногда, кабельное телевидение; локальные печатные СМИ) и элитное (глобальное спутниковое телевидение, информационные агентства, печатные издания). Уже сейчас во всех без исключения странах мира очевидно наличие в обществе двух принципиально разных мировоззрений и моделей поведения - массового и элитарного;

- перевод содержательной части информации (контента) в удобный для восприятия массами формат развлекательного шоу, в том числе новостного, политического, социального, культурного. В то же время усиливается интеллектуальный заряд контента развлекательного формата (юмор, ток-шоу, познавательные программы), который имеет тенденцию политизироваться;

- закрепление англо-американского (англосаксонского) формата в качестве базового и доминирующего формата глобального и национального информационного пространства как в смысле языка, мышления и стереотипов, так и используемых регламентации, механизмов и инструментов.

Эти факторы определяют появление новых угроз и вызовов, а также обусловливают обострение конкуренции на всех уровнях глобального информационного пространства.

В этой связи необходимо обратить внимание на следующие моменты:

- возникновение тенденции универсализации культуры, мировоззрения, социальной психологии, стереотипов, что создает благоприятные условия для формирования глобального общества потребления;

- развитие идеологии мультикультурализма и многообразия, которая стирает границы принципов национальной идентичности;

- ослабление возможностей основных субъектов информационного пространства по контролю и регулированию информационного рынка;

- вовлечение ведущих " мировых игроков" в агрессивную информационно-пропагандистскую деятельность в региональном и глобальном информационном пространстве с целью продвижения собственных интересов;

- активное внедрение на информационный рынок глобальных транснациональных компаний (отраслевых, в том числе энергетических, и синдикативных) путем заказа и финансирования отдельных проектов и программ, создания собственных информационных подразделений, установления контроля за действующими профессиональными участниками информационного рынка с целью воздействия на правительства и международные структуры в собственных интересах.

В этих условиях информационное пространство Республики Казахстан стоит перед альтернативами потери информационного суверенитета, что может означать прямую угрозу государственности и независимости, либо развития до такой степени (законодательно, материально-технически, технологически, содержательно), чтобы создать иммунитет к внешним рисковым факторам и даже предлагать миру свой конкурентоспособный продукт. Третьего - создания жестких искусственных барьеров по типу " железного занавеса" - в современных условиях глобализации не дано.формационный конкуренция пресса желтый

В 21 веке вырабатывается новое демократическое понимание свободы информации в духе приоритета общечеловеческих ценностей, законов и норм международного права в информационных отношениях стран. В СМИ проявляются тенденции, которые выражаются в резком увеличении информационных потоков, в появлении независимых СМИ, медийных организаций, новых участников информационного процесса, в появлении электронных газет, Веб-изданий, в формировании новых рынков информационных услуг. Развитие альтернативных СМИ увеличивает информационный выбор, расширяет информационный поток, повышает качество социально-экономических процессов, способствует процессу демократизации в обществе.

Так или иначе, лидерами по количеству действующих СМИ в республике остаются города Алматы, Астана, Южно-Казахстанская область, Карагандинская область и Восточно-Казахстанская область. При этом преобладающее большинство СМИ - негосударственные. Основными языками отечественных масс-медиа стабильно остаются казахский и русский. В целом наблюдается стабильная динамика роста национального информационного пространства. Правительство уделяет внимание развитию информационной инфраструктуры как гаранту вхождения Казахстана в мировое информационное пространство на уровне реального партнера.

Так или иначе, но миссия широкого внедрения информационных технологий в Казахстане выполнена. Сегодня большинство жителей страны - активные пользователи мобильной связи и Интернета. Основой деятельности СМИ и функционирования информационного рынка Республики Казахстан является Конституция Республики Казахстан.

Конституция Республики Казахстан гарантирует свободу слова и творчества, запрещает цензуру, устанавливает право каждого свободно получать и распространять информацию любым, не запрещенным законом способом, признает идеологическое и политическое многообразие.

Рассматривая информационную политику Казахстана в широком разрезе, она нацелена на создание и поддержание благоприятного имиджа страны, что в свою очередь прописывается в государственных стратегиях развития (Казахастан-2030, Казахстан-2050). Роль СМИ в этом отношении является одной из ключевых для правильного восприятия обществом тех целей и задач, поставленных перед государством и каждым гражданином в частности. Однако исходя из текущего состояния медиа сферы в Казахстане, ее сравнительной незащищенности внешнему воздействию, связанных с этим рисков, а также других факторов, информационная безопасность страны является одной из главных задач медиа политики. Наблюдаемые трансформации в медиа пространстве сопряжены именно с этим фактором. Согласно Концепции информационной безопасности на 2011-2016 гг. в условиях высокого влияния массовой информации на социальные, политические, экономические сферы Казахстана, руководство страны рассматривает государство как единственного монополиста в информационной среде.

Во многом это значит, что власти будут внедрять единые стандарты для медиа компаний, СМИ, Интернет провайдеров, а также государственных ведомств (но в отрыве от негосударственных), с целью унифицировать информационные системы для их более упрощенного мониторинга и контроля за информационным потоком. В этой связи, долю отечественных СМИ на медиа пространстве планируется увеличить за счет государственных агентств. Как отметил на встрече с представителями СМИ Госсекретарь РК Марат Тажин, потенциалом для подобных мероприятий обладают телеканалы «Хабар», «Казахстан», а также Телерадиокомплекс Президента Назарбаева. К тому же, медиа контент, который на сегодняшний день представлен зарубежным и отечественным планируется также изменить, наполнив отечественным содержанием к 2016 г. до 55% от общей доли на всем информационном поле.

Из этого следует, что информационная политика Казахстана на сегодняшний день переживает ряд значимых преобразований, который в сухом остатке выдаст совершенно новую архитектуру медиа области. Отечественные пользователи стали свидетелями того, что информационное содержание СМИ за последние несколько лет резко изменило свой облик в сторону позитивного взгляда на текущие процессы в стране. У обывателя в условиях отсутствия альтернативного взгляда, создается ложное впечатление об отличной работе государственного аппарата, успешно проводимых властями социальной и экономической политик.

Тем не менее даже с учетом вышеуказанного казахстанское общество имеет и свою специфику, которая проявляется в том, что Казахстан имеет полиэтническое и поликонфессиональное население. СМИ в стране соответственно выступает в разнообразных ракурсах. Безусловно, в самой природе полиэтничности и поликонфессиональности содержатся немалые позитивные моменты. К примеру, можно говорить о процессах обогащения духовности через взаимовлияние различных культур. Духовность этноса - это наиболее значимая составляющая культуры. Проживающие на территорий республики этносы могут заимствовать друг у друга элементы не только материальной, но и духовной культуры. Существуют мнения, что моральные установки казахского народа, регламентированные в нормах обычного казахского права, приобрели особый статус в системе межнациональных отношений.

Наицементирующие базовые основы менталитета, в основе которых кроются почтительное отношение к старшим и обычай гостеприимства, житейская мудрость и милосердие, характерные особенности культуры казахского народа, стали сущностью менталитета и компонентов культуры всех этносов, проживающих в Казахстане. И здесь, на этой основе можно предположить, что актуальные проблемы глобализации, в конечном счете окажутся «дружественными» и не затрагивая «лишнего» будут идти рядом вполне толерантно.

Известно, что некие определенные политические силы или их руками предпринимаются попытки спекулировать на религиозном и межэтническом факторах для достижения целей, направленных на насильственное изменение конституционного строя, целостности государства и его суверенитета. Вместе с тем в последние годы Казахстан также добился ряда впечатляющих успехов не только во внутренней политике но на международной арене в числе которого и председательство его в ОБСЕ.

Учитывая все наиболее актуальные проблемы глобализма а также характер взаимодействия в информационном пространстве, нужно уметь предпринимать сообразно к обстоятельствам и соответствующие меры.

Состояние медиа вакуума усугубляется информационной раздробленностью Казахстана по регионам, т.е. те общественно-политические процессы поверхностное представление о которых еще есть в крупных городах республики, этой информации уже не суждено дойти до жителей малонаселенных пунктов регионов. С одной стороны, это играет на руку властям. По данным Казахстанского института социально-экономической информации и прогнозирования (КИСЭИП) доля сельского населения страны в соотношении с городским имеет больше динамики в развитии и растет в четыре раза быстрее. То есть, у руководства в этом направлении есть перспектива информационной работы, предоставляя регионам тот срез информации, который будет выгоден обеим сторонам с дальнейшей целью укрепления своего влияния в регионах.

С другой стороны, в условиях однобокой информации и отсутствия всеобъемлющей информационной стратегии, именно жители сельской глубинки (или выходцы, приехавшие в крупные города страны) зачастую вовлекаются в радикальные религиозные группы. Конечно, в этом случае большая ответственность ложится на уровень и качество образования, однако информационное освещение юридических последствий радикальной религиозной деятельности могло бы в принципе сгладить ситуацию.

В этой связи мы видим, что медиа стратегия Казахстана, направленная на усиление роли государственного аппарата в обществе, по сути является рычагом существующего режима для своего укрепления в массовом сознании. И религиозный взгляд на расставленные ориентиры и ценности в казахстанском обществе как раз и является одним из тех факторов, влияние которого власти ни сдержать, ни направить в нужное русло не в состоянии. Социальный протест, растущий на догматических аспектах представления об обществе, а также приправленный радикально силовыми мерами борьбы будет являться одним из главных препятствий для информационной политики и стратегии Казахстана. Принимая во внимание геополитические изменения в расстановке сил вокруг Афганистана, а также заметную активизацию исламских радикалов на фоне вывода войск НАТО такой сценарий развития событий вполне реален.

Исходя из этого, анализ деятельности властей в информационной сфере, а также обеспечения информационной безопасности Казахстана позволяет сделать вывод, что именно это направление государственной политики Казахстана является на сегодняшний момент одним из приоритетных элементов политической стратегии страны. Однако те немаловажные моменты, которые остаются за пределами внимания информационной политики или рассчитанные на более долгую перспективу могут оказать существенное влияние на общественные процессы в кратчайшие сроки. С учетом современной специфики и выстроенной системы власти в Казахстане, информационное пространство по всей видимости будет постепенно заниматься государственными структурами, тем самым постепенно увеличивая недостаток объективной информации в стране.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.