Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Фортепианный стиль Чайковского и педагогические проблемы Детского альбома.






« Детский альбом» писался Чайковским с учетом возможностей юных пианистов. В то же время в детском цикле, как в капле воды, отразились характерные черты взрослого фортепианного стиля композитора.

Пианизм Чайковского поющий. «Детский альбом» дает прекрасный материал для работы над мягким, певучим звучанием инструмента, обучением игре legato.Объединение мелодической линии, особая вокально-декламационная речевая выразительность интонаций, осознание роли пауз – все эти задачи представлены в музыке цикла, Колористическое начало, определенная инструментовка, нашли яркое отражение в звуковой палитре композитора. Неслучайно существует такое множество различных переложений цикла для различных инструментальных составов.

Для фортепианной фактуры Чайковского характерна значительная роль аккордового типа изложения. В Альбоме нет гаммаобразных пассажей. В узко пианистическом смысле «Детский альбом» можно назвать школой крупной техники. А.Николаев связывал технические особенности цикла с педагогическими принципами Ф. Листа, который категорически отвергал, что к работе над крупной техникой можно приступать с учеником лишь тогда, когда он овладеет мелкой техникой.

Создавая цикл, Чайковский учел и особенности детских рук - во всем сборнике нет ни одной октавы или аккорда, расположенного шире, чем септима. Ни в одной пьесе мы не найдем одновременного сочетания крайних регистров клавиатуры, а низкий регистр вообще не используется. Обычное изложение с использованием имитаций, подголосков, так характерное для Чайковского здесь почти полностью отсутствует.

Пианистическая специфика альбома представляет определенную сложность для детей, особенно первых лет обучения. На этом этапе аккорды даются с особенным трудом.

Частично фактурные неудобства помогают преодолеть перераспределения рук, но к ним надо подходить с осторожностью. Чайковский не был профессиональным пианистом, фактура его далеко не всегда удобна.

Особенностью «Детского альбома» является и то, что впервые все ремарки Чайковский проставил на русском языке.

Педагогические цели этого цикла несомненны – дать мощный толчок развитию образного мышления к пониманию музыки. Обилие полифонических приемов, сложная гармония и альтерации, вызывает большие трудности при разборе, употребление не только запаздывающей педали, но и владение приёмами полупедали – всё это необходимо учитывать, выбирая произведения для учеников.

Исполнение некоторых пьес возможно уже в начальных классах, тогда как другие играются только в средних и старших классах школы.

 

Вопросы текста.

Большинство изданий «Детского альбома», используемых в педагогической практике, основано на каком-либо из двух источников – прижизненном издании П.Юргенсона в рамках Полного собрания фортепианных сочинений П.И. Чайковского, т.4, 1890г, просмотренном и исправленным автором, и издании цикла под редакцией Я, Мильштейна и К, Сорокина. Среди наиболее авторитетных источников следует указать также публикации Детского альбома в составе Нового полного собрания сочинений, т.69б, М., Музыка, Майнц, Шотт, 2001 год.

Все источники отличаются несомненными текстологическими достоинствами, однако буквальное следование абсолютно всем указаниям вряд ли целесообразно.

К сожалению, корректуру сделанную автором, занятым в ту пору новыми сочинениями, нельзя назвать достаточно последовательной. Стремлением решить эти проблемы характеризуется редакция Я. Мильштейна и Н. Сорокина. Большинство изменений оговорено в комментариях.

Её интересная особенность – темповая ремарка. В «Утренней молитве имеется указание - Тихо. Неопытные педагоги часто принимают его за обозначение ньюансировки. В действительности это устаревшее обозначение спокойного темпа. В других изданиях выставлено итальянский термин Andante.

Аппликатурные и педальные указания в автографе отсутствуют. В педагогической практике времен Чайковского не было единства в вопросе о применении педали на ранних этапах обучения. Поэтому принцип удерживания пальцами всех элементов фактуры проводится чрезвычайно последовательно.

Одна из самых сложных текстологических проблем альбома – авторские лиги. Особенно трудно их истолковать в лирических пьесах цикла. Артикуляционные лиги, как правило, предполагают перерыв в звучании и всегда ограничены паузами и знаками стаккато, например «Марш деревянных солдатиков» или «Неаполитанская песенка». В выборе произнесения фразировочных лиг решающую роль играет текст и художественные намерения автора. Но бесспорно, что сам педагог должен осознать для себя значение каждой лиги, как, впрочем, и всех иных элементов текста.

Необходимо остановится ещё на двух примечательных изданиях «Детского альбома». В 1994 году цикл был издан со стихотворной подтекстовкой В.Лунина и иллюстрациями Веры Павловой.

В педагогической практике используются записи исполнения цикла А.Гольденвейзером, Я.Флиером и М.Плетневым. Запись Гольденвейзера самая ранняя из трех. В интерпретации музыканта, лично знакомого с автором, запечатлены традиции исполнения, восходящие ко времени жизни композитора. В исполнении Флиера привлекает совершенство пианистического воплощения. Запись Плетнева примечательна тем, что впервые пианист порывает с традицией и

исполняет первоначальный автограф сочинения, сосредотачиваясь на взрослой стороне подтекста цикла.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.