Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Сервис онлайн-записи на собственном Telegram-боте
    Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое расписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже. Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.
    Для новых пользователей первый месяц бесплатно.
    Чат-бот для мастеров и специалистов, который упрощает ведение записей:
    Сам записывает клиентов и напоминает им о визите;
    Персонализирует скидки, чаевые, кэшбэк и предоплаты;
    Увеличивает доходимость и помогает больше зарабатывать;
    Начать пользоваться сервисом
  • Шарманщик поет 24.В церкви.






    Нетрудно заметить, что в варианте первого автографа «Детский альбом» гораздо логичнее делится на микроциклы. Первый из них можно назвать утренним. Строгое размышление пьесы «Утренняя молитва» сменяется полным тревожных предвестий «Зимним утром» и завершается ласковой пьесой «Мама». Микроцикл связан и тонально. Соль мажор в начальной и заключительной пьесах.

    Второй раздел – домашние игры и танцы, номера с № 4 по №11. Игры мальчиков и девочек. Цикл также объединен тонально. Ре мажор – ре минор. Вальс начинает миниатюрную танцевальную сюиту, которая составляет всего три номера №№ 9, 10, 11.

    Далее - путешествия. Сначала по России, затем по Европе. Нетрудно усмотреть здесь биографический мотив. Мелодии «Итальянской песенки» и «Шарманшик поет», своего рода странички из дневника композитора. Темы были записаны во время путешествия в Италию во Флоренцию в 1878 году. Знаменательно, что две из четырех песенок, «Итальянская песенка» и «Старинная французская песенка», имели весьма печальный смысл для Чайковского.

    Композитора поразил облик исполнителя-мальчика его голос и трагический текст, так не соответствующий детскому восприятию. Чайковский, посетив Италию, долго разыскивал его и, найдя, сфотографировал и записал у него несколько мелодий. Первую поместил в «Детском альбоме», а вторую использовал для музыки романса «Pimpinella». Тема «Французской песенки» была вторично использована в опере «Орлеанская дева» в Песне менестрелей и связана там с темой страдания и смерти.

    Странствия заканчиваются. Заключительный микроцикл составляют пьесы №№ с 19 по 24. Своеобразное возвращение домой. Первые три пьесы, драматический центр цикла. Их можно назвать ночными. Ночной кошмар «Бабы-яги» сменяется «Сладкой грезой»…

    Душевный покой приходит лишь в трех последних пьесах, заключительном микроцикле. Его открывает «Песня жаворонка», - утро приносит конец кошмарам ночи, её сменяет скорбный хор в церкви, точная «цитата» покаянного псалма. Именно эта пьеса завершает цикл во всех изданиях, но в автографе это - «Шарманщик поет». В мелодии скрыт, зашифрован, но явно узнается начальный мотив «Утренней молитвы». Теперь он звучит на терцию выше и становится более светлым и чистым. Заключительная и первая пьеса всего цикла усилены тонально, обе написаны в Соль мажоре. Последний микроцикл пьесы №№ 22, 23 и 24, также имеют общий тональный план – Соль мажор, параллельный ми-минор и опять Соль мажор.

    Таким образом, П.И.Чайковский выстраивает два образных смысловых ряда.

    Первый – День ребенка. Утро, игры и танцы, прогулки, мечты о путешествиях и дальних странах, вечер и ночь, пробуждение при пении жаворонка, снова вечер и молитвы, раскаяние в детских прегрешениях, светлые мысли перед сном.

    Второй – Жизнь человека. Пробуждение личности, размышления о религии, предчувствие опасностей и первые утраты, годы странствий, возвращение домой, жизненные коллизии, нравственное обновление, мысли о смерти, покаяние, итоговое принятие жизни.

    Композитор писал детский и только детский цикл, но создавался он в эпоху душевного потрясения. Мысли и чувства наполнили «Детский альбом» таким образом, что воплощение его оказалось глубже замысла.

    Много тематических нитей связывает отдельные пьесы цикла с другими произведениями Чайковского, так например, «Неаполитанская песенка» заимствована из балета «Лебединое озеро», окончание «Бабы-яги» с сценой у канавки из оперы «Пиковая дама». Здесь же явно прослушивается связь с главной партией первой части Пятой симфонии.

     






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.