Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль звукового представления и слухового контроля.






Уже при игре первых упражнений с учеником перед ним ставится задача воображать определенный характер звука, когда же начинается работа над музыкальным произведением, задача становится неизмеримо более сложной.

Формирование предслышания и слухового контроля – считается наиболее важной, сложной и мало исследованной, частью педагогической работы. Чтоб запустить работу внутреннего слуха, опережающего реальную игру, важно научить ученика делать это с первых шагов за инструментом. Одни педагоги предлагают ученику сначала спеть, а затем сыграть мелодию, другие, используют совет Карла Мартинсена, великого немецкого педагога, известного редактора. Он предлагает действовать так. Педагог берет звук и предлагает ученику его мысленно представить и затем воспроизвести, потом, меняя манеру, другой. По его мнению, внутреннее представление и вокальная моторика не совпадают, а мешают друг другу. Именно поэтому он отрицает первый способ обучения.

Внутренний слух развивается и включается, когда мы припоминаем прозвучавшую или прослушанную музыку, когда мысленно повторяем только что сыгранное нами, когда читаем ноты глазами. Благодаря внутреннему слуху, мы способны формировать звуковые представления, предваряющие реальную игру.



Понятие ясного звукового представления как необходимого условия исполнения музыки получает плодотворную трактовку в работах К.Мартинсена. Исследуя, как протекает полноценный исполнительский процесс, Мартинсен оперирует понятием звукотворческой воли, под которой он понимает направленность слуха на звуковую цель. Это воля к сотворению звука и желание реализовать ту или иную звучность. Включение душевных сил и рождает звуковой образ. Причем, именно от яркости этого представления зависит полученный результат.

Яркость мысленного представления позволяет безошибочно выбрать исполнителю ту необходимую меру звучания, артикукляции, темпа, движений и прикосновений к клавишам и других форм выразительности.

Не менее ответственна роль педагога по воспитанию умения слушать себя, адекватно воспринимать собственную игру в ее реальном воплощении. Замечено, что у людей одаренных ток музыки с такой яркостью представлен в сознании, что подавляет работу контролирующего слуха.

Внимание ученика часто бывает поглощено другими трудностями - плохим знанием текста, аппликатуры, техническими проблемами, новой педализацией. Необходимо показать ему, что включение слуха поможет справиться с затруднениями.

Механизм действия нашей слуховой сферы во время исполнения чрезвычайно сложен и до сих пор неизвестен. Предслышание музыки всегда связано с послеслышанием, то есть с одномоментным представлением и осознанием играющего, дальнейшего пути развития его музыкального образа.

.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.