Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Есть речи...




У каждого свои волшебные слова.
Они как будто ничего не значат.
Но встретятся, скользнут, мелькнут едва –
И сердце засмеется и заплачет.

Я повторять их не люблю; я берегу
Их от себя, нарочно забывая.
Они мне встретятся на новом берегу:
Они написаны на двери Рая.

– Вы смогли услышать, как перекликаются эти стихотворения?
В каком значении употреблено поэтом слово речи?
В чем особенность волшебных слов?
(Они как будто ничего не значат, но в них – все, что заставляет сердце смеяться и плакать.)
– Две строфы стихотворения Гиппиус выражают ту же мысль, что и 5 строф стихотворения Лермонтова. Эту выразительность речи придают собственно глаголы и глагольные формы. Давайте запишем их.
(Выписываем в тетради и на доске.)

1) не значат
2) вспомнятся
3) скользнут
4) мелькнут
5) засмеется
6) заплачет
7) повторять
8) не люблю
9) берегу
10) встретятся
11) забывая (деепричастие)
12) написаны (краткое причастие).

– Слова эпиграфа, с которыми вы согласились, утверждают, что глагол является основой языка, – следовательно, глагол подчиняется законам языка.
Какие виды классификации мы могли бы предложить для глагола, помня о законах языка? Для выбора оснований для классификации вспомните морфологические признаки глагола.
(Учащиеся под руководством учителя записывают основания для классификации, распределяют глаголы, выписанные из стихотворения З.Гиппиус, по группам.)

1. Вид:

а) совершенный – 2, 3, 4, 5, 6, 10
б) несовершенный – 1, 7, 8, 9

2. Наклонение: отмечаем, что все глаголы в изъявительном наклонении.

3. Время:

а) прошедшее – нет
б) настоящее – 1, 8, 9
в) будущее – 2, 3, 4, 5, 6, 10
инфинитив – 7

Обращаем внимание на то, что время и вид глагола тесно взаимосвязаны: глаголы несовершенного вида могут иметь все три формы времени, глаголы совершенного вида – только прошедшее и будущее, поэтому у нас полное совпадение двух групп – 1 (а) и 3 (в).
– Скажите, а для чего необходимо знать, уметь определять вид, наклонение и время глагола?
(Для соблюдения в творческой работе видовременного единства глаголов, для верного, грамматически правильного перевода текстов на иностранный язык.)

4. Категория переходности – непереходности:

а) переходные глаголы 7, 8, 9;
б) непереходные глаголы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 10.

– Напомню вам, что к непереходным глаголам относятся глаголы, обозначающие движение, положение в пространстве, физическое и нравственное состояние; глаголы с постфиксом сь, ся.
Переходные глаголы требуют дополнения в винительном падеже без предлога, поэтому следует различать конструкции с глаголами, близкими по значению, но требующими различного управления.
Чтобы почувствовать эту разницу, давайте поработаем над выбором падежной формы при глаголах переходных и непереходных.
К переходным глаголам из нашего текста (повторять, люблю, берегу) подберите из предложенного списка глаголы, близкие по значению, составьте с ними словосочетания, используя слова, данные в скобках.



5. Категория возвратности:

а) возвратные глаголы 2, 5, 10;
б) невозвратные глаголы 1, 3, 4, 6, 8, 9.

– При образовании возвратных глаголов мы должны учесть, что постфикс сь пишется после гласных, постфикс ся – после согласных.

6. Спряжение:

а) 1-е спряжение 3, 4, 5, 6, 9;
б) 2-е спряжение 1, 2, 7, 8, 10.

– Знания об отнесенности глагола к 1-му или 2-му спряжению позволяют верно писать окончания глаголов.
Вновь обращаю ваше внимание на эпиграф. Только ли движение выражает глагол? Если мы обратимся не к грамматическим признакам глагола, а к его лексическому значению, сможем выделить следующие лексико-семантические группы:

а) глаголы движения: скользнут, мелькнут, встретятся;
б) глаголы, передающие чувства, состояние: засмеется, заплачет, не люблю, берегу;
в) глаголы, обозначающие действия, связанные с умственной и речевой деятельностью: не значат, вспомнятся, повторять.

Ребята, мы убедились, что глагол, являясь основой языка, подчиняется его законам, и на следующем уроке мы будем вести разговор о правописании глаголов и глагольных форм.
Согласны ли вы с тем, что данное стихотворение «держится» на глаголах? Это те ключевые слова, которые помогают понять и принять идею стихотворения – «У каждого свои волшебные слова...».
Разговор столетий может и должен продолжаться. Продолжим мысль поэтов. Что же для вас таит эта фраза: У каждого свои волшебные слова?
Творческая работа – 5 минут.
Итог урока. Задание на дом: составьте словосочетания со словами, близкими по значению (аналогично тому, как это делалось в классе).


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал