Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Есть речи.






    У каждого свои волшебные слова.
    Они как будто ничего не значат.
    Но встретятся, скользнут, мелькнут едва –
    И сердце засмеется и заплачет.

    Я повторять их не люблю; я берегу
    Их от себя, нарочно забывая.
    Они мне встретятся на новом берегу:
    Они написаны на двери Рая.

    – Вы смогли услышать, как перекликаются эти стихотворения?
    В каком значении употреблено поэтом слово речи?
    В чем особенность волшебных слов?
    (Они как будто ничего не значат, но в них – все, что заставляет сердце смеяться и плакать.)
    – Две строфы стихотворения Гиппиус выражают ту же мысль, что и 5 строф стихотворения Лермонтова. Эту выразительность речи придают собственно глаголы и глагольные формы. Давайте запишем их.
    (Выписываем в тетради и на доске.)

    1) не значат
    2) вспомнятся
    3) скользнут
    4) мелькнут
    5) засмеется
    6) заплачет
    7) повторять
    8) не люблю
    9) берегу
    10) встретятся
    11) забывая (деепричастие)
    12) написаны (краткое причастие).

    – Слова эпиграфа, с которыми вы согласились, утверждают, что глагол является основой языка, – следовательно, глагол подчиняется законам языка.
    Какие виды классификации мы могли бы предложить для глагола, помня о законах языка? Для выбора оснований для классификации вспомните морфологические признаки глагола.
    (Учащиеся под руководством учителя записывают основания для классификации, распределяют глаголы, выписанные из стихотворения З.Гиппиус, по группам.)

    1. Вид:

    а) совершенный – 2, 3, 4, 5, 6, 10
    б) несовершенный – 1, 7, 8, 9

    2. Наклонение: отмечаем, что все глаголы в изъявительном наклонении.

    3. Время:

    а) прошедшее – нет
    б) настоящее – 1, 8, 9
    в) будущее – 2, 3, 4, 5, 6, 10
    инфинитив – 7

    Обращаем внимание на то, что время и вид глагола тесно взаимосвязаны: глаголы несовершенного вида могут иметь все три формы времени, глаголы совершенного вида – только прошедшее и будущее, поэтому у нас полное совпадение двух групп – 1 (а) и 3 (в).
    – Скажите, а для чего необходимо знать, уметь определять вид, наклонение и время глагола?
    (Для соблюдения в творческой работе видовременного единства глаголов, для верного, грамматически правильного перевода текстов на иностранный язык.)

    4. Категория переходности – непереходности:

    а) переходные глаголы 7, 8, 9;
    б) непереходные глаголы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 10.

    – Напомню вам, что к непереходным глаголам относятся глаголы, обозначающие движение, положение в пространстве, физическое и нравственное состояние; глаголы с постфиксом сь, ся.
    Переходные глаголы требуют дополнения в винительном падеже без предлога, поэтому следует различать конструкции с глаголами, близкими по значению, но требующими различного управления.
    Чтобы почувствовать эту разницу, давайте поработаем над выбором падежной формы при глаголах переходных и непереходных.
    К переходным глаголам из нашего текста (повторять, люблю, берегу) подберите из предложенного списка глаголы, близкие по значению, составьте с ними словосочетания, используя слова, данные в скобках.

    5. Категория возвратности:

    а) возвратные глаголы 2, 5, 10;
    б) невозвратные глаголы 1, 3, 4, 6, 8, 9.

    – При образовании возвратных глаголов мы должны учесть, что постфикс сь пишется после гласных, постфикс ся – после согласных.

    6. Спряжение:

    а) 1-е спряжение 3, 4, 5, 6, 9;
    б) 2-е спряжение 1, 2, 7, 8, 10.

    – Знания об отнесенности глагола к 1-му или 2-му спряжению позволяют верно писать окончания глаголов.
    Вновь обращаю ваше внимание на эпиграф. Только ли движение выражает глагол? Если мы обратимся не к грамматическим признакам глагола, а к его лексическому значению, сможем выделить следующие лексико-семантические группы:

    а) глаголы движения: скользнут, мелькнут, встретятся;
    б) глаголы, передающие чувства, состояние: засмеется, заплачет, не люблю, берегу;
    в) глаголы, обозначающие действия, связанные с умственной и речевой деятельностью: не значат, вспомнятся, повторять.

    Ребята, мы убедились, что глагол, являясь основой языка, подчиняется его законам, и на следующем уроке мы будем вести разговор о правописании глаголов и глагольных форм.
    Согласны ли вы с тем, что данное стихотворение «держится» на глаголах? Это те ключевые слова, которые помогают понять и принять идею стихотворения – «У каждого свои волшебные слова...».
    Разговор столетий может и должен продолжаться. Продолжим мысль поэтов. Что же для вас таит эта фраза: У каждого свои волшебные слова?
    Творческая работа – 5 минут.
    Итог урока. Задание на дом: составьте словосочетания со словами, близкими по значению (аналогично тому, как это делалось в классе).






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.