Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Е. Исследование школьных навыков




 

Оценка состояния навыков чтения, письма, счета, решения арифметических задач производится с учетом ступени обучения, данных педагогической характеристики после знакомства с материалом, пройденным ребенком в классе незадолго до нейропсихологического эксперимента, просмотра ученических тетрадей.

1) Навыки чтения исследуются в заданиях на чтение:

а) букв (простых и стилизованных);

б) простых слов («дом», «лето», «окно», «дерево»);

в) сложных и редко встречающихся слов («подставка», «мельница», «подоконник», «куколка», «пространство»);

г) коротких отрывков (тексты из учебника).

Оценка результатов:

5 баллов — навык соответствует ступени обучения.

4 балла — чтение текста с легкой дезавтоматизацией в словах со сложной слоговой структурой; ошибки исправляются самостоятельно, смысл прочитанного понимается.

3 балла — чтение текста не автоматизировано с переходами на соседнюю строку, при затруднениях— по слогам; в сложных словах много литеральных паралексий; ошибки исправляются самостоятельно; понимание прочитанного — фрагментарно.

2 балла — чтение послоговое, побуквенное, с литеральными и вербальными паралексиями («угадывающее»), с переходом на соседнюю строку; смысл прочитанного не понимается.

1 балл — затруднено чтение изолированных слов; нередко неразличение букв, сходных по начертанию.

 

2) Навыки письма специально исследуются в заданиях на списывание и письмо под диктовку:

а) печатных букв;

б) слов простых — дом, окно, стул; с оппозиционными фонемами (дочка — точка, забор — собор — запор); с оппозиционными артикулемами (стол — стон — слон); сложных (портной, строчить, кораблекрушение);

в) фраз.

Оценка результатов:

4 балла — при письме под диктовку единичные пропуски, перестановки в основном в словах со сложной слоговой структурой.

3 балла — при письме под диктовку нестойкие параграфии, чаще в виде специфической замены букв.

2 балла — те же ошибки, стойкие в диктантах и при списывании.

1 балл — неправильное письмо изолированных букв, ошибки в простых словах.

 

3) Счет.

а) называние чисел натурального ряда в простом и обратном порядке (1—10; 10—1:3—9; 9—3 и т.д.);

б) понимание количественного и порядкового значения числа («возьми четыре палочки», «возьми такое же количество палочек», «возьми вторую палочку» и т. п.);

в) счет предметов (счетных палочек) от заданного числа, путем присчитывания либо отсчитывания по одному с ответом на вопрос: «Сколько всего стало?» без дополнительного просчитывания;

г) сравнение равных и не равных по численности множеств («В двух коробочках лежат счетные палочки. Сколько палочек в этой коробочке?... А сколько в другой? Одинаково? Где больше? На сколько?»).



При затруднениях палочки обеих групп раскладываются в два ряда, вопросы повторяются.

д) разложение заданного числа на меньшие («5 — это 2 и З», «4 — 2 и 2», «4 — 3 и 1»);

е) представление о длине (величине). Предлагаются разноцветные палочки разной длины: «Возьми две палочки одинаковой длины», «Возьми две палочки разной длины... Какая длиннее?», «Какую палочку нужно приставить к желтой, чтобы она стала такой же длины, как красная?»);

ж) чтение и письмо простых цифр;

з) выполнение счетных операций (устно и. письменно): «простых» 2+3=; 5+2=; 9–3=; «сложных»— 11–2= ; 15+7= ; 12–8= .

Задания могут быть упрощены либо усложнены в зависимости от ступени обучения.

Оценка результатов:

4 балла — сформированное представление о составе числа, владение числовым рядом и арифметическими действиями, ошибки в сложных заданиях (чаще в устном счете) из-за нестойкости внимания.

3 балла — ошибки в простых счетных операциях при устном счете; ошибки в сложных заданиях даже при опоре на запись.

2 балла — выполнение заданий лишь на предметно–практическом уровне, ошибки при чтении и письме цифр.

1 балл — затруднения в заданиях и на предметно–практическом уровне; несформированность представлений о составе числа и числовом ряде.

 

4) решение задач. Предлагаются следующие задания:

1. Задача на нахождение суммы и остатка. Образец: «Было 10 яблок. Съели 5. Сколько осталось?>. «Петя вырезал 5 кружков, Ира — 4. Сколько кружков вырезали оба?»

2. Задача на увеличение или уменьшение числа на несколько единиц с прямой формулировкой условия. Образец: «На полке 3 книги, а на столе на 2 книги больше. Сколько книг на столе?», «Длина ручки 12 см. Карандаш на 2 см короче ручки. Какой длины карандаш?»



3. Задача на увеличение или уменьшение числа на несколько единиц с косвенной формулировкой условия. Образец: «В корзине 15 подосиновиков, их на 5 больше, чем белых грибов. Сколько белых грибов?», «Высота дома 7 метров, это на 2 метра меньше, чем высота дерева. Какой высоты дерево?»

4. Составление самим испытуемым арифметической задачи. Образцы: «Вставь числа в условия задачи», «Поставь вопрос к задаче». «Составь задачу с данным количеством предметов», «Составь задачу на сложение» и т. п.

5. Задача-шутка. Образец: «Миша и Саша ловили бабочек. Миша поймал больше. Сколько всего бабочек они поймали?»

Оценивание:

4 балла — ошибки лишь из-за нестойкости внимания и импульсивности.

3 балла — трудности усвоения грамматической формулировки условия задачи, особенно задач с косвенной формулировкой условия.

2 балла — трудности ориентации в структуре задачи, выборе арифметического действия и записи решения.

1 балл—непонимание общего смыслового плана задачи.

 

***

Таким образом, настоящая модификация нейропсихологической методики предназначена для диагностики характера и степени дефицитарности гнозиса, праксиса, речи, памяти с целью выявления причин, обусловливающих трудности усвоения элементарных школьных навыков у детей младшего школьного возраста с явлениями резидуальной органической церебральной недостаточности.

Результаты такого исследования могут быть использованы для выработки нейропсихологически обоснованных, дифференцированных приемов психолого–педагогических коррекционных воздействий.

Предлагаемая методика может быть также использована для сравнительного анализа характеристик высших психических функций как на различных возрастных ступенях психического развития, так и на отдельных этапах, психолого–педагогических и лечебных мероприятий. Данные подобных динамических наблюдений могут служить основанием для выводов об эффективности примененных психолого-педагогических и медицинских воздействий, а также прогнозирования возможностей психического развития аномального ребенка в условиях специального обучения.

 

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал