Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оценка памяти.






1) Попросите ребенка выполнить несколько действий подряд: встать со стула, обойти стол кругом, взять книгу, подойти с ней к двери, постучать рукой в дверь, открыть ее и вернуться на место.

Нормативы:

18 мес. — выполняет 3–4 действия

2, 5 года — выполняет 4–5 действий

3, 5 года — выполняет 5–6 действий

4, 5 года — выполняет все действия подряд

 

2) Попросите ребенка сказать Вам, с кем он живет дома, что он кушал на завтрак, во что любит играть, а также назвать свое имя и фамилию и повторить фразы:

«Сегодня на улице много грязи и луж»;

«Его зовут Ваней. Он учится в школе»;

«Шура услыхала свисток и увидела поезд»;

«Летом в лесу было много грибов и ягод»,

а затем повторить:

4—7— 1;

3—8—6;

2—5—9;

3—4—1—7;

6—1—5—8;

7—2—9—6.

Нормативы:

· 2, 5 года — называет своя имя, фамилию частично отвечает на вопросы

· 3 года — хорошо отвечает на вопросы, повторяет простую фразу из 6–7 слов и 3 цифры

· 4 года — повторяет 4–5 цифр и сложные фразы

 

3) Покажите ребенку набор из 10 карточек с изображениями простых и знакомых ему объектов. Показывая ребенку карточки по одной, попросите его называть их. Если ребенок затрудняется назвать какую-либо карточку, замените ее.

Затем, располо­жив карточки в своей руке веером тыльной стороной к ребенку, скажите, обращаясь к нему: «Отгадай, какие у меня в руке карточки. Отгадаешь, я отдам их тебе».

После того как ребенок попытается отга­дать или отгадает несколько карточек, покажите ему оставшиеся карточки по одной и попросите его снова назвать их. Затем повторите процедуру отгадывания.

Нормативы:

3, 5 года — дети отгадывают 4–6 карточек после 6 повторений, при последующих повторениях число отгадываемых карточек, как правило, сохраняется, хотя вместо одних изображений ребенок может припоминать другие

5 лет — запоминают и отгадывают 7–8 карточек из 30

Пятилетних детей можно попросить запомнить 10 стандартных слов: дом, лес, кот, звон, игла, мед и т. д.

Нормативы: 5 лет — произвольно запоминают 6–7 слов из 10.

 

Диагностика развития эмоционально–волевой сферы

Изложенные выше задания, направленные на диа­гностику познавательной сферы, могут быть также использованы для диагностики особенностей эмоцио­нально-волевых проявлений ребенка. Наблюдая за деятельностью ребенка в эксперименте, обращают внимание на следующие показатели:

1. Общий фон настроения ребенка (адекватный, депрессивный, тревожный, эйфоричный и т. д.); его активность; наличие познавательных интересов, проявления возбудимости, расторможенности.

2. Контактность ребенка (желание сотрудничать со взрослыми).

Поверхностность, легкость и связанная с этим не­полноценность контакта чаще всего могут быть свя­заны с интеллектуальным дефектом, характерным для детей–олигофренов.

Затруднение в установлении контакта испытыва­ют дети с симптомами повышенного уровня тревож­ности, тормозимости, сложностями адаптации к новой обстановке и незнакомым людям, реакциями страха и другими невротическими реакциями.

Уход от контакта чаще всего наблюдается в по­ведении аутичных детей и связывается с отсутствием у них потребности в общении, отгороженности, пре­имущественной направленностью на предметный мир.

3. Эмоциональное реагирование на поощрение и одобрение. Поощрение и одобрение вызывают радост­ную, окрашенную положительными эмоциями реак­цию детей уже с самого раннего возраста (1—1, 5 го­да). У невротизированных детей при поощряющем стимулировании наряду с проявлениями радости от­мечается резкое повышение результативности выпол­нения заданий, что происходит благодаря уменьшению эмоционального напряжения. Равнодушное от­ношение отмечается у детей, не заинтересованных в оценке взрослого, а также у детей, не понимающих смысла и значения одобрения. Природа этого фено­мена раскрывается в комплексном исследовании ребенка.

4. Эмоциональное реагирование на замечания и требования. Фиксируются; реакция ребенка на заме­чание; исправление ребенком своего поведения в со­ответствии с замечанием; необходимость более стро­гих мер для коррекции поведения. Отсутствие реак­ции на замечание у детей старше 3 лет может сви­детельствовать о крайней избалованности, когда огра­ничения и замечания непривычны для ребенка, или об интеллектуальном снижении, когда ребенок не по­нимает смысла замечаний. Ярко выраженные нега­тивные, агрессивные реакции на предъявленные тре­бования говорят о том, что ребенок, понимая смысл замечания, не желает ему подчиниться.

5. Реагирование на трудности и неуспех в деятель­ности. Дети старше 2, 5–3 лет самостоятельно спо­собны обнаружить ошибочность собственных дейст­вий, при этом определенные аспекты наглядно-дей­ственной ситуации фиксируются в элементарных ре­чевых высказываниях типа: «так, не так», «а как же?», «правильно», «неправильно», «а теперь пра­вильно?», «ой!» и пр. Обнаружив ошибку и немедлен­но среагировав на нее в речевом плане, они затем сосредоточиваются на выполнении заданий и очень серьезно, исправляя ошибки, стараются достичь же­лаемого результата, обращаясь, по мере необходимос­ти, за помощью ко взрослому.

Реакция детей на неудачи может протекать по иному, менее адекватному типу. В качестве примера приведем несколько из возможных типов реагирова­ния:

 

А) Постоянное обращение за оценкой правильнос­ти действия ко взрослому, особенно в случае ошибки (имеет место у детей 2—3 лет, сохраняется дольше. если ребенок воспитывается в ситуации гиперопеки).

Б) Потеря интереса при первом затруднении (встречается у детей с формальным отношением к выполнению задания, отсутствием направленности на результат деятельности и заинтересованности в ее оценке).

В) Пассивный уход от выполнения задания, молча­ливый отказ от дальнейшего участия в эксперименте (встречается у детей с задержкой психического развития, которые, с одной стороны, критичны к соб­ственному неуспеху, с другой — не понимают или не могут выполнить задание правильно).

Г) Активный уход от выполнения задания, часто в форме агрессивных действий, разрушающих экспери­ментальную ситуацию (встречается при органической возбудимости и патохарактерологических особенно­стях).

Д) Эмоциональный уход от выполнения задания. В подобных случаях дети реагируют на неудачи или неоправданным громким дурашливым смехом, или плачем (встречается у избалованных детей и у детей с невротическими реакциями).

Е) Растормаживаемость, проявляющаяся в появ­лении массы быстрых неадекватных манипуляций с объектами, делающих невозможным достижение правильного результата (встречается у детей с мини­мальными и более серьезными церебральными дис­функциями, у детей–олигофренов).

Ж) Дезорганизация деятельности, проявляющаяся в хаотическом переборе вариантов, препятствующем правильной ориентировке и осмыслению задания, а соответственно и нахождению правильного решений при сохранении стремления довести задание до конца (характерно для детей с выраженными невротически­ми проявлениями).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.