Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Г. Исследование движений и действий




1. Анализ элементарных компонентов движений:

их силы, точности, быстроты и координированности. Выполнение простых инструкций: «Сожми мою руку», «Пройдись по комнате», «Попрыгай на одной ноге». Определение ведущей руки.

2. Выявление синкинезий (пробы Заззо) –

обе кисти ребенка помещаются на чистый лист бумаги и обводятся карандашом. Затем экспериментатор поочередно прикасается к каждому пальцу ребенка. кроме IV (движения которого и у здоровых детей в опыте сопровождаются синкинезиями), говоря: «Подними только этот палец!» На контурном изображении. помечаются непроизвольные движения других пальцев: односторонние, перекрестные и двусторонние.

Оценка результатов:

4 балла — односторонние синкинеэии в части заданий.

3 балла — односторонние стойкие синкинезий.

2 балла — перекрестные синкинезий.

1 балл — двусторонние синкинезий.

 

3. Оптико–кинестетическая организация движений — пробы на «праксис позы»: сложение по подражанию I и II пальцев в кольцо; вытягивание II и III (либо II и V, I и II и т.п.). Игровая форма данного задания: поза «II—V» — сделай «козу рогатую» и «забодай медвежонка»; поза «II—III» — «сделай «зайчика», поза «I—II»—«сделай «кольцо» и посмотри через него на меня».

Оценка результатов:

4 балла — выполнение правильное, но замедленное, с предварительным «поиском».

3 балла — выполнение правильное при наличии синкинезий.

2 балла — формирование позы с загибанием и удержанием пальцев при помощи второй руки.

1 балл — заданная поза не формируется.

 

4. Зрительно-пространственная организация движения (пробы Хэда). Предварительно выявляется, усвоено ли понятие «левой» и «правой» руки. Затем экспериментатор садится напротив ребенка и предлагает воспроизвести положение своей руки.

Инструкция: «Когда я подниму правую руку, ты тоже поднимешь правую руку, а когда я подниму левую руку, ты поднимешь левую руку. Понял? Повтори: «Когда я подниму правую руку, ты...?» При отсутствии понятий «левой» и «правой» руки инструкция другая: «Когда я подниму ту руку, которой пишу, ты тоже поднимешь свою руку, которой ты пишешь, а когда я подниму другую руку, ты тоже поднимешь свою другую руку».

При эхопраксиях для исключения влияния зрительных образов то же задание предлагается выполнять по словесной инструкции: «Подними правую руку!», «Возьми правой рукой левое ухо» и т. д.

Оценка результатов:

4 балла — правильное выполнение в замедленном темпе.

3 балла — эхопраксии на истощении (в конце серии предъявлений 5—7 движений), либо в начале выполнения с последующей «врабатываемостью», ошибки замечаются самостоятельно.

2 балла — стойкие эхопраксии, но ошибки замечаются.



1 балл — стойкие эхопраксии, ошибки не замечаются.

 

5. Динамическая организация двигательного акта.

а) «перебор пальцев» — поочередное прикосновение большим пальцем ко II, III, IV и V пальцам (5 серий движений), которые должны производиться одновременно обеими руками сначала в медленном (2—3 серии движений в 5 с), а потом в максимально быстром темпе (5—7 серий движений в 5 с). При. затруднениях вводятся игровой компонент и речевые команды: «Пусть все пальчики по очереди поздороваются с большим пальцем — раз, два, три, четыре» или «Ты командир, а твои пальчики — солдаты, командуй: раз, два, три, четыре...»

Оценка результатов:

4 балла — выполнение правильное, но в несколько замедленном темпе.

3 балла — дезавтоматизация движений на истощении.

2 балла — явления персевераторности на истощении.

1 балл — выраженная персевераторность движений.

 

б) реципрокная координация движений (пробы Озерецкого). Одновременное и поочередное сжимание кистей. Вначале экспериментатор показывает, как следует производить движения руками. Если ребенок не может повторить движения, повторный показ сопровождается инструкцией: «Положи обе руки на стол — вот так. Одну сожми в кулак, а другая пусть пока лежит спокойно. Теперь положи руки вот так Продолжай движения вместе со мной».

Оценка результатов:

4 балла — движения координированные, плавные, но замедленные.

3 балла — дезавтоматизация и нарушение координации на истощении.

2 балла — стойкое нарушение координации, изолированность или аллированность движений,



1 балл — выраженная персевераторность движений.

Далее задание предлагается, в ситуации игры с включением речевых команд: «Командуй: раз, два, раз, два!» и т. д.

 

«Асимметричное» постукивание. 1-я часть задания — воспроизвести по подражанию 5—9 серий движений из переменного постукивания два раза одной рукой и один раз—другой (условное обозначение: «2—1»). Во 2-й части задания порядок ударов противоположный («1—2»). Задание предлагается дважды: в быстром (8—9 серий в 5 с) и более медленном (5—6 серий в 5 с) темпе. При затруднениях вводятся речевой просчет ударов, игровая ситуация.

Оценка результатов:

4 балла — умеренный темп в 1-й части задания, но замедляющийся во 2-й.

3 балла — замедленность движения с тенденцией к дезавтоматизации в 1-й части; во 2-й — выраженная истощаемость, пропульсивные удары; ребенок замечает ошибки, принимает помощь.

2 балла — выраженная истощаемость, много пропульсивных ударов в 1-й части; во 2–й — персеверации, одинаковость движений обеих рук, малая эффективность помощи.

1 балл — беспорядочное отстукивание, помощь неэффективна.

       
   
 

в) графические пробы. Ребенок должен, не отрывая карандаш от бумаги,, воспроизвести графические ряды из одного или двух сменяющихся звеньев:

«цепочки» «заборчики»

Для анализа регулирующей функции речи задания предлагаются в двух вариантах: вначале — по наглядному образцу, а затем — по речевой инструкции (ПLПLПLПLПL: Рисуй и подсказывай себе: башня — крыша— башня — крыша»).

Оценка результатов:

4 балла — в конце ряда — замедление, отрыв карандаша от бумаги.

3 балла — при сохранности топологической схемы выраженная истощаемость, нарушение плавности, микро- и макрографии.

2 балла — утрата топологической схемы в конце графического ряда.

1 балл—отсутствие топологической схемы.

Нарушение топологической схемы (оценка «2» и «1») требует прицельного исследования функций, ответственных за формирование программы действия.

 

6. Слухо–моторная координация.

Выстукивание различных по сложности ритмических групп с интервалами 1—1,5 с (простых ** ** ** ; *** *** *** ; с акцентами: II***11*** ; ***II ***II; II******II). Руки экспериментатора закрываются экраном (листом бумаги).

Инструкция: «Постучи вот так». Игровой вариант: «Ты — барабанщик. Ну-ка, постучи, как я». При затруднениях вводится речевой просчет: «Ударяй и приговаривай; раз, два—тук, тук, тук... и т. д.»

Оценка результатов:

4 балла — выполнение правильное, но замедленное.

3 балла — дезавтоматизация на истощении при сохранении ритмической схемы, помощь эффективна.

2 балла — появление персевераций на истощении, малая эффективность помощи.

1 балл — беспорядочное выстукивание, помощь неэффективна.

 

7. Конструктивный праксис.

а) рисование без образца: «домик», «ромашка», «елочка», «человечек»;

б) складывание разрезных картинок: «матрешка» (из 2 фрагментов); «корова» (из 3 фрагментов); «петух» (из 4 фрагментов); в баллах не оценивается.

в) складывание из палочек пространственно организованных структур: копирование простое (экспериментатор сидит рядом); копирование с «перешифровкой», «перевертыванием» на 180° (экспериментатор сидит напротив); задание выполнялось после предварительного обучения.

Оценка результатов:

4 балла — копирование простое правильное; с «перевертыванием» — длительный «поиск».

3 балла — копирование простое правильное; с «перевертыванием» — часто «зеркальность».

2 балла — во всех заданиях, требующих «перешифровки», — «зеркальность», либо другие грубые нарушения.

1 балл — преобладание ошибочных ответов при простом копировании.

Трудности в пространственной ориентировке можно выявить также в заданиях, требующих сравнения правильного и «зеркального» написания букв и цифр (В, Р, Я, К, 4, 6, 9). Дополнительные данные о наличии зеркального расположения букв и цифр на письме можно получить из ученических тетрадей ребенка;

г) решение конструктивных задач (методика Коса, двухцветный вариант 10 заданий); Инструкция:

«Вот кубики, они окрашены по-разному. В какой цвет покрашена эта сторона? Правильно, в красный. А эта? Правильно, в синий. А здесь половина красная, а половина белая... На карточках нарисованы узоры. Попробуй сложить их из кубиков».

Вначале на простых задачах (№ 1, 2, 3) проверяется, правильно ли ребенок понял инструкцию, различает ли цвета, как воспроизводит простые («расчлененные») структуры. Затем предлагаются задачи в виде «нерасчлененных» моделей.

Оценка результатов:

4 балла — выполнение правильное, но замедленное, путем проб и ошибок.

3 балла — при правильном выборе кубиков затруднения в их расположении; незначительная организующая помощь; «Посмотри внимательно, где белые уголки?» или «Этот узор похож на домик (флажок, бабочку), ты правильно выбрал кубики, теперь сложи из них домик (флажок, бабочку...)».

2 балла — принцип действия усваивается после массивной планирующей помощи (расчленение узора на 2 симметричные части, наложение «сетки», делящей узор на 4 квадрата).

1 балл — невозможность усвоения принципа действия.

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал