Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.
⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов.
За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее.
✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать».
Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами!
Образования детей с нарушениями зрения
Разработка этой педагогической системы опирается на пред- ставления о наличии определенного своеобразия в психофизи- ческом развитии детей дошкольного возраста, находящихся в ус- ловиях зрительной депривации, которое обнаруживается в ряде проявлений:
- некотором общем отставании физического и психического развития по сравнению с нормально видящими сверстниками, обусловленном меньшей активностью в познании мира, ограни-
ченным и бедным запасом представлений об окружающем мире, недостаточной тренированностью двигательной сферы, ограни- ченностью освоенного пространства;
несовпадении темпов активного развития определенных пси- хических свойств и качеств с темпами их развития у нормально видящих сверстников, что связано с необходимостью вырабаты- вать свои специфические способы и приемы познания предмет- ного мира, свои социально-адаптивные навыки, несвойственные нормально видящим;
диспропорциональности психического развития (Л.И.Солн- цева), выражающейся в том, что одни процессы и стороны лич- ности, наименее зависимые от зрения (речь, мышление), разви- ваются быстрее, хотя и своеобразнее, а другие — медленнее (дви- жение, овладение пространством).
Своеобразие развития детей дошкольного возраста с наруше- ниями зрения обусловливает необходимость определения органи- зационно-содержательных характеристик педагогической систе- мы дошкольного образования с учетом не только общевозрастных закономерностей, но и особенностей их психофизического раз- вития, имеющих различный характер, и глубины зрительных на- рушений. Их воспитание и обучение может осуществляться как в условиях семьи (семейное воспитание), так и в дошкольных уч- реждениях.
Домашнее воспитание и обучение детей дошкольного возрас- та, находящихся в условиях зрительной депривации, имеет свою специфику и требует от родителей высокого уровня готовности принять ребенка с нарушениями зрения и доброжелательно отно- ситься к нему, а также твердого желания активно участвовать в его воспитании и обучении. Эффективность такого воспитания и обучения во многом определяется наличием у родителей знаний об особенностях развития ребенка, о влиянии первичного дефек- та на формирование психических функций, двигательных, соци- альных и учебных умений; зависит от их стремления овладеть спо- собами и приемами формирования и развития у ребенка навыков ориентировки в пространстве, умения общаться со сверстниками и взрослыми, обслуживать себя, познавать окружающий мир при помощи сохранных анализаторов. При этом родители должны ре- гулярно получать консультативную помощь тифлопедагога, пси- холога, офтальмолога и других специалистов.
Кроме того, в ходе домашнего воспитания и обучения ребенка с нарушениями зрения необходимо: обеспечить безопасную для ребенка среду, благоприятные условия жизни и хороший психо- логический климат — доброжелательное отношение со стороны всех членов семьи. Вместе с тем излишняя концентрация внима- ния на таком ребенке, проявления жалости к нему со стороны родителей или людей, его окружающих, могут негативно отра-
зиться на формировании у него самоотношения и самооценки, на его взаимодействии с внешним миром, способствовать фор- мированию отрицательных черт характера (неуверенности, пас- сивности, эгоизма, иждивенчества, боязливости и др.). Неблаго- приятно сказываются на формировании личности и создание чрез- мерно щадящего режима, ограничение активности и самостоя- тельности ребенка, окружение его неоправданной опекой.
Особое внимание родители должны обращать на организацию взаимодействия с ребенком, в ходе которого взрослому необхо- димо комментировать все свои действия, обеспечивать ребенку возможность непосредственного восприятия окружающих пред- метов и объектов, их исследования с помощью сохранных анали- заторов, а также его общения не только со взрослыми, но и со сверстниками, формируя у него речевые и неречевые средства взаимодействия.
В процессе домашнего воспитания и обучения ребенка с нару- шениями зрения необходимо особое внимание уделять его физи- ческому состоянию (коррекции и профилактике вторичных нару- шений физического развития, нивелированию навязчивых дви- жений и др.) и развитию познавательной деятельности (помочь ребенку в овладении компенсаторными способами восприятия предметов и объектов окружающего мира, обеспечить активиза- цию сохранных анализаторов, формировать социальные навыки и навыки ориентировки в пространстве и др.). Постоянно следует заботиться о формировании и закреплении положительных свойств личности: активности, самостоятельности, аккуратности, общи- тельности, открытости и др. — и предотвращении закрепления отрицательных качеств.
Наряду с воспитанием в семье ребенок с нарушениями зрения может получить образовательные услуги в государственных до- школьных учреждениях. В нашей стране для детей с нарушениями зрения действуют такие учреждения, как специальные (коррек- ционные) ДОУ III и IV видов (детские сады компенсирующего вида), комплексы «Детский сад — начальная школа», детские дома для детей с нарушениями зрения, оставшихся без попечения ро- дителей. Кроме того, общественное дошкольное воспитание де- тей, находящихся в условиях зрительной депривации, может осу- ществляться в специальных группах, организованных в общеоб- разовательных дошкольных учреждениях (детских садах комбини- рованного вида).
Работа с детьми, имеющими нарушения зрения, в дошколь- ных учреждениях направлена на решение задач как общего харак- тера (обеспечение жизнедеятельности и сохранение здоровья вос- питанников, всестороннее развитие и подготовка к обучению в школе), так и специальных — лечение, возможное восстановле- ние и развитие нарушенных функций, коррекция и профилакти-
ка отклонений в развитии, формирование компенсаторных спо- собов познания мира. Успешность реализации всех этих задач оп- ределяется соблюдением следующих условий:
обеспечение комплексной диагностики детей с нарушения- ми зрения и ориентация на ее результаты при выборе содержа- ния, методов и средств обучения, воспитания и коррекции от- клонений в развитии;
сочетание коррекционно-педагогической и коррекционно- психологической работы с лечебно-восстановительной;
активное совместное участие воспитателей, тифлопедагогов, логопедов, психологов, медицинских работников в решении ука- занных выше задач;
обязательное соблюдение офтальмо-гигиенических условий обучения и воспитания детей, находящихся в условиях зритель- ной депривации;
создание специальной коррекционно-развивающей среды;
привлечение родителей к решению задач, связанных с вос- становлением нарушенных у ребенка функций, коррекцией и профилактикой отклонений в развитии, с формированием ком- пенсаторных способов познания мира.
Общие задачи, стоящие перед ДОУ, принявшими на себя вос- питание и обучение детей с нарушениями зрения, решаются в системе работы, предусмотренной и для дошкольников с нор- мальным зрением, т.е. в процессе занятий по развитию речи, формированию элементарных математических представлений, ознакомлению с окружающим миром, изобразительному искус- ству, физическому воспитанию, трудовому обучению во время игры. Школы для слепых (коррекционно-образовательные учрежде- нияIII вида) и для слабовидящих (коррекционно-образователь- ные учреждения IV вида) являются составной частью единой го- сударственной системы специального образования и функциони- руют на основе присущих ей принципов. Система обучения и вос- питания детей с особыми образовательными потребностями опи- рается на следующие научно-методические основания: учение о разностороннем развитии личности; естественно-научные осно- вы компенсации слепоты и слабовидения; концепции о единстве
биологических, социальных и аномальных факторов в развитии людей с нарушениями зрения, о ведущей роли целенаправленно- го обучения в коррекции и компенсации недостатков в развитии (М.И.Земцова, А.И.Зотов, А.Г.Литвак, Л.И.Солнцева, В.А.Фе- октистова и др.). При реализации организационно-содержатель- ных принципов обучения и воспитания слепых и слабовидящих учитываются определенные изменения контингента детей школь- ного возраста, проявляющиеся, во-первых, в увеличении числа детей, имеющих остаточное зрение; во-вторых, в возможности возникновения у ребенка не одного, а двух и более зрительных заболеваний; в-третьих, в увеличении числа детей, у которых об- наруживаются дополнительные нарушения развития, наиболее характерными из них являются нарушения центральной нервной системы.
Наличие зрительной депривации обусловливает определенные трудности в осуществлении слепыми и слабовидящими детьми учебно-познавательной деятельности, что проявляется в услож- нении для них многих процессов:
формирования зрительных образов — затруднения в различе- нии цвета, формы, размера предметов, формирование нечетких, неполных или неадекватных зрительных образов и т.д.;
ориентировки в своем собственном теле, на рабочей поверх- ности, в микро- и макропространстве и др.;
- усвоения и использования практических навыков;
овладения навыками письма и чтения — заторможенность зрительно-моторной координации, трудности в запоминании букв, различении конфигураций сходных по написанию букв, цифр и их элементов, в копировании букв и цифр и др.;
осуществления мыслительных операций — анализа, синтеза, сравнения, обобщения и др.
В связи с этим наряду с общими образовательными задачами перед школами для слепых и слабовидящих детей встает необхо- димость решения задач специальных, направленных на восста- новление, коррекцию и компенсацию нарушенных и недоразви- тых функций, а также профилактику возникновения вторичных отклонений в развитии. Поэтому и содержание, и методы работы школ III и IV видов предусматривают необходимость выполнения следующих функций: учебно-воспитательных, коррекционно-раз- вивающих, офтальмо-гигиенических, лечебно-восстановительных, социально-адаптационных и профориентационных.
Организационная специфика школ слепых и слабовидящих детей проявляется:
в функционировании преимущественно в режиме школ-ин- тернатов или школ полного рабочего дня;
в увеличении срока обучения на один год (срок обучения слепых и слабовидящих с нормальным интеллектом — 12 лет,
срок обучения слепых и слабовидящих, имеющих нарушения ин- теллекта, — 10 лет);
в учете общих закономерностей и специфических особенно- стей развития детей, находящихся в условиях зрительной депри- вации, с опорой на их здоровые силы и сохранные возможности;
в модификации учебных планов и программ, перераспреде- лении учебного материала и изменении темпа его прохождения;
в дифференцированном и индивидуальном подходе к детям, уменьшении наполняемости воспитательных групп и классов (для слабовидящих — до 12 человек, для слепых — до 9, для детей с комплексным дефектом — до 5 человек);
в применении специальных форм, методов и приемов рабо- ты, оригинальных учебников, наглядных пособий, тифлотехни- ческих средств обучения;
в специальном оформлении учебных классов и кабинетов, создании офтальмо-гигиенических условий, отвечающих потреб- ностям слепых и слабовидящих детей, организации лечебно-вос- становительной работы;
в усилении работы по социально-трудовой адаптации и са- мореализации выпускников.
В школах III и IV видов предусмотрены три ступени обучения: первая — начальная школа (с I по IV класс), вторая — ос- новная школа или неполная средняя (с V по X класс), третья — средняя школа (с XI по XII класс). Эти ступени соответствуют трем основным этапам развития человека — детству, отрочеству, юности.
Школа 1-й ступени призвана обеспечить становление лично- сти ребенка, целостное развитие его потенциальных возможно- стей, лечение, гигиену и охрану зрения, формирование у школь- ников умения и желания учиться. Учащиеся начальной школы приобретают умения и навыки учебной деятельности, обучаются чтению, письму и счету, пониманию изображений, овладева- ют элементами наглядно-образного и теоретического мышления. В целях восстановления, коррекции и компенсации нарушенных и недоразвитых функций проводятся фронтальные, групповые и индивидуальные специальные коррекционные занятия. В ходе та- ких занятий у учащихся повышается уровень развития сохранных анализаторов, формируются компенсаторные способы познания окружающего мира; дети овладевают элементарными приемами личной гигиены и самообслуживания, мобильности, двигатель- ной активности, ориентировки.
В школе 2-й ступени закладывается прочный фундамент обще- образовательной и трудовой подготовки, необходимой учащимся для продолжения образования и полноценного включения в жизнь общества. Неполная средняя школа развивает потенциальные за- датки подростка, формирует научное мировоззрение и способно-
сти к социальному самоопределению, расширяет область позна- ния различных видов трудовой деятельности и возможность овла- дения ими с учетом профессионального обучения и трудоустрой- ства. В средней школе продолжается работа по коррекции позна- вательной, личностной, двигательной сфер, по гигиене и охране зрения.
Школа 3-й ступени обеспечивает завершение общеобразова- тельной подготовки и курса профессионального обучения на ос- нове его дифференциации. Здесь созданы условия для наиболее полного учета интересов учащихся, для их социально-психологи- ческой адаптации, активного включения в жизнь современного общества и общественно полезный труд. С этой целью в учебный план вводятся факультативные занятия по выбору самих школь- ников.
Обучение детей с нарушениями зрения ведется по специаль- ным учебным планам, программам, учебникам. В нашей стране реализуется дифференцированное обучения слепых и слабовидя- щих, что достигается за счет специальных учебных программ и учебников для каждой категории учащихся. Учебные планы школ III и IV видов имеют общеобразовательный и компенсаторно-адап- тационный блоки. Первый содержит общеобразовательные дис- циплины, предусмотренные для соответствующей ступени обуче- ния; в компенсаторно-адаптационный блок входят коррекцион- ные предметы.
Программы по общеобразовательным предметам по объему и содержанию изучаемого материала соответствуют аналогичным программам общеобразовательной массовой школы. При этом они построены с учетом особенностей развития слепых и слабовидя- щих. В них предусмотрена необходимость коррекционно-компен- саторной работы, направленной на развитие восприятия, конк- ретизацию представлений, совершенствование наглядно-образного мышления, формирование приемов и способов самоконтроля и регуляции движений с помощью сохранных анализаторов, а так- же компенсаторных приемов познания предметов и явлений ок- ружающего мира.
Поскольку восприятие учебного материала слепыми и слабо- видящими по скорости, полноте и точности уступает его воспри- ятию нормально видящими сверстниками, а представления детей с нарушенным зрением об окружающем их реальном мире бед- ны, фрагментарны, а в ряде случаев искажены, в программах по общеобразовательным предметам увеличено время на выполне- ние измерительных действий, проведение наблюдений, опытов и экскурсий, кроме того, в них введены предметные уроки, обес- печивающие формирование у школьников, находящихся в усло- виях зрительной депривации, более полных и адекватных пред- метных представлений.
В ходе изучения дисциплин, входящих в общеобразовательный цикл, наряду с обучающими, воспитывающими и развивающими задачами решаются коррекционные задачи, в результате чего каж- дый общеобразовательный урок содержит определенный коррек- ционно-развивающий потенциал. Так, на всех уроках большое вни- мание уделяется формированию представлений на основе обога- щения чувственного опыта учащихся, установлению соответствия между словом и конкретным образом предмета, умению работать с рельефными, объемными наглядными пособиями, овладению ориентировочными навыками в микро- и макропространстве, вы- делению сигнальных признаков предметов при помощи сохран- ных анализаторов и т.д.
Компенсаторно-адаптационный блок учебных планов включа- ет специальные занятия — по развитию зрительного восприятия, осязания и мелкой моторики, по ориентировке в пространстве, социально-бытовой ориентировке, формированию коммуникатив- ной деятельности, лечебной физкультуре, ритмике, коррекции нарушений речи.
Кроме того, программами по общеобразовательным дисцип- линам и специальным предметам предусмотрено использование средств коррекции и компенсации познавательных возможностей слепых и слабовидящих с помощью оптических приспособлений, тифлоприборов, рельефно-графических (для слепых) и плоско- печатных (для слабовидящих) пособий.
Содержание учебников для детей с нарушениями зрения иден- тично содержанию учебников массовой общеобразовательной школы. Однако в оформлении учебников для слепых и слабовидя- щих имеется определенная специфика. Тексты в учебниках для слепых напечатаны рельефно-точечным шрифтом по системе Л.Брайля (шеститочечная система) и снабжены рельефными ри- сунками, чертежами, схемами. Для слепых, имеющих остаточное зрение, выпускаются учебники, сочетающие рельефную и цвет- ную печать. В учебниках для слабовидящих использован более круп- ный плоскопечатный шрифт и имеются адаптированные (отсут- ствуют мелкие детали, и выведены более четкие контуры и т.п.) цветные иллюстрации.
В школах для детей с нарушениями зрения широко использу- ются тифлотехнические средства обучения. В основе тифлотехни- ческих средств компенсации нарушенных функций зрительного анализатора лежит преобразование (перекодирование) визуаль- ной информации в сигналы, доступные для восприятия посред- ством слуха и осязания (сохранных анализаторов). Функции при- емника световых сигналов выполняет тифлоприбор.
Коррекция неполноценного зрения с помощью тифлотехни- ческих средств осуществляется путем усиления (повышения уров- ня) полезного оптического сигнала над уровнем помех, обуслов-
ленных неполноценностью зрительного анализатора, что дости- гается усилением яркости, контрастности, угловых размеров изоб- ражения наблюдаемого объекта на сетчатке глаза. В школах для слепых и слабовидящих повсеместно используются специальные оптические средства — лупы (ручные, опорные, стационарные), очки (микроскопические, телескопические, гиперокулярные), монокуляры и бинокуляры, проекционные увеличивающие аппа- раты (эпи- и диапроекторы). Применяются также телевизионные увеличивающие устройства для индивидуального и коллективно- го пользования, создающие более чем 60-кратное увеличение и компьютерные программы. В процессе обучения слабовидящих ус- пешно пользуются специальными замкнутыми телевизионными устройствами, позволяющими проводить фронтальную работу. Для школьников, имеющих нарушения поля зрения (трубчатое зре- ние, гемианопсия), разработаны специальные оптические систе- мы, в необходимых пределах расширяющие поле зрение. В тех слу- чаях, когда зрение ухудшается при повышенной освещенности, употребляются светотехнические средства в виде светозащитных корригирующих линз из цветного стекла или бесцветного стекла с покрытием.
Для слепых разработаны различные по назначению и сложно- сти технические устройства и приспособления — трости для обес- печения возможности самостоятельного передвижения, грифели и приборы для ручного письма по системе Л.Брайля, для плоско- го письма и рельефного рисования, специальные пишущие ма- шинки и т.д.
Большое место в учебном процессе занимают компьютеры, снабженные брайлевскими экранами (брайлевской строкой), пре- образующие плоскопечатные буквы в азбуку Брайля, а также прин- терами, воспроизводящими тексты брайлевским шрифтом. При наборе действуют системы распознавания речи, которые могут воспроизводить текст «на слух» и преобразовывать в слова: компью- тер как бы пишет «под диктовку» и воспринимает простейшие голосовые команды. Слабовидящим в работе помогают монито- ры, создающие на экране увеличенный текст.
На уроках по физической культуре, на занятиях по ЛФК и ритмике используются специальные тренажеры, звуковые мише- ни, звучащие мячи и т.п. На уроках трудового и профессиональ- ного обучения специальные технические средства и приспособле- ния позволяют слепым и слабовидящим школьникам осуществ- лять сборку электротехнических и радиоэлектронных устройств, производить механическую обработку разных материалов, холод- ную штамповку и другие операции.
В изучении предметов гуманитарного цикла и в воспитатель- ной работе большую помощь оказывают «говорящие» книги, представляющие собой записи книг, тиражированные на раз-
личных носителях, а также специальные устройства для их про- слушивания.
Неотъемлемой частью деятельности школ для слепых и слабо- видящих детей является организация лечебно-восстановительной и профилактической работы, которая осуществляется врачами- специалистами — офтальмологом, педиатром, психоневрологом — и средним медицинским персоналом. Лечебная работа направлена на сохранение здоровья учащихся, предупреждение возникнове- ния различных заболеваний, на максимальное восстановление, улучшение и охрану зрения. В обязанности офтальмолога и сест- ры-ортоптистки входят:
периодический осмотр и обследование состояния зрения уча- щихся школы;
консервативное лечение глазных заболеваний (медикамен- тозная терапия, оксигенотерапия, физиотерапия и др.);
своевременное направление в стационар учащихся, нуждаю- щихся в хирургическом вмешательстве;
активное плеоптическое, плеоптоортоптическое, компьютер- ное лечение;
- проверка и назначение оптической коррекции;
- создание и соблюдение офтальмо-гигиенических условий обу- чения и воспитания школьников с учетом различного характера и степени имеющихся у них зрительных нарушений.
В зависимости от показаний проводится консультирование уча- щихся в специализированных клинических центрах.
Особое место в школах для детей с нарушениями зрения зани- мают трудовое обучение и профориентация, которые реализуют- ся с учетом специфических возможностей, возрастных особенно- стей и интересов учащихся.
Первоначальное трудовое обучение (I — IV классы) предусмат- ривает привитие интереса и любви к труду, ознакомление уча- щихся с элементами технических, сельскохозяйственных и об- служивающих работ. В этот период ученики получают элементар- ные сведения об основных свойствах некоторых материалов (бу- маги, картона, жести, проволоки, глины и др.), знакомятся с устройством, назначением и применением рабочих и измеритель- ных инструментов (метра, масштабной линейки, угольника, ру- летки, различных шаблонов и др.), усваивают основные понятия мер длины, веса и объема. Большое внимание уделяется бытовому труду и самообслуживанию.
В основной школе (V — X классы) трудовое обучение приобре- тает политехнический характер и предусматривает активное во- влечение школьников в общественно полезный труд. Расширяют- ся знания и умения учащихся в сфере труда:
- технического — они изучают элементы электроники, маши- новедения, овладевают приемами пользования инструментами и
способами обработки разных материалов, выполняют различные практические работы;
сельскохозяйственного — школьники получают знания о пре- обладающих в данной местности овощных, плодово-ягодных и цветочно-декоративных растениях, овладевают навыками их вы- ращивания и ухода за животными;
обслуживающего — подростки усваивают знания и умения по кулинарии, ремонту бытовой техники, обработке тканей, ухо- ду за одеждой.
На этом этапе начинается профориентационная работа — школьники знакомятся с разными профессиями, доступными людям с нарушениями зрения.
В средней школе (XI—XII классы) осуществляется широко- профильная трудовая подготовка с вовлечением учащихся в об- щественно полезный производительный труд, организованный в условиях школы или на предприятиях, формируется психоло- гическая готовность к выбору профессии. В перечень профессий, на которые ориентированы школы для слепых и слабовидящих, входят массаж, машинопись (слепой метод), переплетные, ма- шиносборочные, электромонтажные и картонажные работы, вязание, плетение, игра на различных музыкальных инструмен- тах и их настройка, пение, швейные работы, раскрой тканей по шаблону, ручная обработка металла (нарезка, плавка, штампов- ка и др.), штамповка пластмассовых изделий, расфасовка, ук- ладка, упаковка заготовок, полуфабрикатов и готовой продук- ции, наклейка ярлыков.
Работа по профориентации наряду с расширением знаний о различных профессиях включает формирование психологической готовности к выбору профессии, знакомство с сущностными ха- рактеристиками видов деятельности в рамках выбранной профес- сии.
Одной из важнейших задач школ для детей, имеющих наруше- ния зрения, является воспитание учащихся, которое прежде все- го направлено на их социализацию. Социализация обеспечивает детям и подросткам, находящимся в условиях зрительной депри- вации, овладение определенной системой ценностей, установок, знаний, умений, норм межличностного взаимодействия, правил поведения. Однако эти школьники по сравнению со зрячими свер- стниками испытывают значительные трудности в познании об- щественно значимых ценностей, в их присвоении и превращении в личные ориентиры.
|