Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности учебного процесса в школе незрячих, слабовидящих, в классах для детей с функциональными нарушениями зрения






Разработка этой педагогической системы опирается на пред-
ставления о наличии определенного своеобразия в психофизи-
ческом развитии детей дошкольного возраста, находящихся в ус-
ловиях зрительной депривации, которое обнаруживается в ряде
проявлений:

- некотором общем отставании физического и психического
развития по сравнению с нормально видящими сверстниками,
обусловленном меньшей активностью в познании мира, ограни-

ченным и бедным запасом представлений об окружающем мире,
недостаточной тренированностью двигательной сферы, ограни-
ченностью освоенного пространства;

несовпадении темпов активного развития определенных пси-
хических свойств и качеств с темпами их развития у нормально
видящих сверстников, что связано с необходимостью вырабаты-
вать свои специфические способы и приемы познания предмет-
ного мира, свои социально-адаптивные навыки, несвойственные
нормально видящим;

диспропорциональности психического развития (Л.И.Солн-
цева), выражающейся в том, что одни процессы и стороны лич-
ности, наименее зависимые от зрения (речь, мышление), разви-
ваются быстрее, хотя и своеобразнее, а другие — медленнее (дви-
жение, овладение пространством).

Своеобразие развития детей дошкольного возраста с наруше-
ниями зрения обусловливает необходимость определения органи-
зационно-содержательных характеристик педагогической систе-
мы дошкольного образования с учетом не только общевозрастных
закономерностей, но и особенностей их психофизического раз-
вития, имеющих различный характер, и глубины зрительных на-
рушений. Их воспитание и обучение может осуществляться как в
условиях семьи (семейное воспитание), так и в дошкольных уч-
реждениях.

Домашнее воспитание и обучение детей дошкольного возрас-
та, находящихся в условиях зрительной депривации, имеет свою
специфику и требует от родителей высокого уровня готовности
принять ребенка с нарушениями зрения и доброжелательно отно-
ситься к нему, а также твердого желания активно участвовать в
его воспитании и обучении. Эффективность такого воспитания и
обучения во многом определяется наличием у родителей знаний
об особенностях развития ребенка, о влиянии первичного дефек-
та на формирование психических функций, двигательных, соци-
альных и учебных умений; зависит от их стремления овладеть спо-
собами и приемами формирования и развития у ребенка навыков
ориентировки в пространстве, умения общаться со сверстниками
и взрослыми, обслуживать себя, познавать окружающий мир при
помощи сохранных анализаторов. При этом родители должны ре-
гулярно получать консультативную помощь тифлопедагога, пси-
холога, офтальмолога и других специалистов.

Кроме того, в ходе домашнего воспитания и обучения ребенка
с нарушениями зрения необходимо: обеспечить безопасную для
ребенка среду, благоприятные условия жизни и хороший психо-
логический климат — доброжелательное отношение со стороны
всех членов семьи. Вместе с тем излишняя концентрация внима-
ния на таком ребенке, проявления жалости к нему со стороны
родителей или людей, его окружающих, могут негативно отра-

зиться на формировании у него самоотношения и самооценки,
на его взаимодействии с внешним миром, способствовать фор-
мированию отрицательных черт характера (неуверенности, пас-
сивности, эгоизма, иждивенчества, боязливости и др.). Неблаго-
приятно сказываются на формировании личности и создание чрез-
мерно щадящего режима, ограничение активности и самостоя-
тельности ребенка, окружение его неоправданной опекой.

Особое внимание родители должны обращать на организацию
взаимодействия с ребенком, в ходе которого взрослому необхо-
димо комментировать все свои действия, обеспечивать ребенку
возможность непосредственного восприятия окружающих пред-
метов и объектов, их исследования с помощью сохранных анали-
заторов, а также его общения не только со взрослыми, но и со
сверстниками, формируя у него речевые и неречевые средства
взаимодействия.

В процессе домашнего воспитания и обучения ребенка с нару-
шениями зрения необходимо особое внимание уделять его физи-
ческому состоянию (коррекции и профилактике вторичных нару-
шений физического развития, нивелированию навязчивых дви-
жений и др.) и развитию познавательной деятельности (помочь
ребенку в овладении компенсаторными способами восприятия
предметов и объектов окружающего мира, обеспечить активиза-
цию сохранных анализаторов, формировать социальные навыки
и навыки ориентировки в пространстве и др.). Постоянно следует
заботиться о формировании и закреплении положительных свойств
личности: активности, самостоятельности, аккуратности, общи-
тельности, открытости и др. — и предотвращении закрепления
отрицательных качеств.

Наряду с воспитанием в семье ребенок с нарушениями зрения
может получить образовательные услуги в государственных до-
школьных учреждениях. В нашей стране для детей с нарушениями
зрения действуют такие учреждения, как специальные (коррек-
ционные) ДОУ III и IV видов (детские сады компенсирующего
вида), комплексы «Детский сад — начальная школа», детские дома
для детей с нарушениями зрения, оставшихся без попечения ро-
дителей. Кроме того, общественное дошкольное воспитание де-
тей, находящихся в условиях зрительной депривации, может осу-
ществляться в специальных группах, организованных в общеоб-
разовательных дошкольных учреждениях (детских садах комбини-
рованного вида).

Работа с детьми, имеющими нарушения зрения, в дошколь-
ных учреждениях направлена на решение задач как общего харак-
тера (обеспечение жизнедеятельности и сохранение здоровья вос-
питанников, всестороннее развитие и подготовка к обучению в
школе), так и специальных — лечение, возможное восстановле-
ние и развитие нарушенных функций, коррекция и профилакти-

ка отклонений в развитии, формирование компенсаторных спо-
собов познания мира. Успешность реализации всех этих задач оп-
ределяется соблюдением следующих условий:

обеспечение комплексной диагностики детей с нарушения-
ми зрения и ориентация на ее результаты при выборе содержа-
ния, методов и средств обучения, воспитания и коррекции от-
клонений в развитии;

сочетание коррекционно-педагогической и коррекционно-
психологической работы с лечебно-восстановительной;

активное совместное участие воспитателей, тифлопедагогов,
логопедов, психологов, медицинских работников в решении ука-
занных выше задач;

обязательное соблюдение офтальмо-гигиенических условий
обучения и воспитания детей, находящихся в условиях зритель-
ной депривации;

создание специальной коррекционно-развивающей среды;

привлечение родителей к решению задач, связанных с вос-
становлением нарушенных у ребенка функций, коррекцией и
профилактикой отклонений в развитии, с формированием ком-
пенсаторных способов познания мира.

Общие задачи, стоящие перед ДОУ, принявшими на себя вос-
питание и обучение детей с нарушениями зрения, решаются в
системе работы, предусмотренной и для дошкольников с нор-
мальным зрением, т.е. в процессе занятий по развитию речи,
формированию элементарных математических представлений,
ознакомлению с окружающим миром, изобразительному искус-
ству, физическому воспитанию, трудовому обучению во время
игры.

Содержание работы по общим направлениям, реализуемым в
специальных дошкольных образовательных учреждениях, соответ-
ствует содержанию работы, предусмотренной для детей с нор-
мальным зрением. Программы для детей с нарушениями зрения
разрабатываются на основе программ обучения и воспитания, ре-
ализуемых в работе с нормально видящими дошкольниками, од-
нако наряду с общими задачами в них введен целый комплекс
коррекционных задач. При общем содержании методы, приемы,
средства воспитания и обучения дошкольников, находящихся в
условиях зрительной депривации, подбираются в соответствии
с особенностями психофизического развития таких детей и сте-
пенью нарушения зрения.

Решение специальных задач достигается посредством реализа-
ции специфических направлений коррекционно-педагогической
работы — развития зрительного восприятия, коррекции наруше-
ний речи, совершенствования осязания и мелкой моторики, фор-
мирования навыков ориентировки в пространстве, социально-
бытовой ориентировки, занятий по лечебной физкультуре и рит-

мике. Основные цели специальных занятий — преодоление откло-
нений в психофизическом развитии дошкольников с нарушения-
ми зрения и профилактика их возникновения.

Занятия по развитию зрительного восприятия предусматривают
совершенствование механизмов зрительного восприятия:

мотивационного — создание условий мотивированной, зна-
чимой для ребенка зрительной деятельности, ситуаций успеха при
выполнении зрительный работы;

функционального — развитие зрительных функций специ-
альными коррекционно-педагогическими средствами;

операционного — целенаправленное формирование или раз-
витие уже имеющихся механизмов зрительного восприятия.

Содержание работы в указанном направлении включает: рас-
ширение и коррекцию предметных представлений и способов зри-
тельного обследования предметов и объектов окружающего мира;
создание системы сенсорных эталонов и овладение способностью
их использования при анализе свойств и качеств предметов окру-
жающего мира; формирование и развитие исследовательских дей-
ствий и умений воспринимать сюжетные изображения; развитие
способности восприятия пространства; совершенствование зри-
тельно-моторной координации и др. В рамках работы по развитию
зрительного восприятия большое внимание уделяется вопросам
гигиены и охраны зрения.

Занятия по развитию осязания и мелкой моторики направлены
на формирование у детей с нарушениями зрения умений и навы-
ков осязательного обследования предметов и объектов окружаю-
щего мира, обучение их приемам выполнения предметно-практи-
ческих действий с опорой на тактильно-двигательное восприятие.
В содержание такой работы входит формирование у ребенка пред-
ставлений о возможностях рук и назначении пальцев; обучение
различным действиям руками и отдельными пальцами при вы-
полнении микродинамических актов и крупных действий; усвое-
ние им определенной последовательности при обследовании раз-
личных предметов и объектов; формирование представлений о ве-
личине и форме предметов и способности их опознавания по раз-
личным осязательным признакам и др.

Занятия по ориентировке в пространстве ставят своей целью
обучение детей умению ориентироваться в окружающем простран-
стве на ограниченной сенсорной основе. Содержание работы пре-
дусматривает формирование готовности сохранных анализаторов
к обучению пространственной ориентировке; развитие ориенти-
ровки в своем теле, в микро- и макропространстве без помощи и
с помощью вспомогательных средств (трость, звуковые сигналы);
коррекция движений (демонстрация и закрепление правильной
позы при ориентировке и в разных положениях тела); преодоле-
ние боязни пространства и др.

Занятия по социально-бытовой ориентировке подготавливают
детей с нарушениями зрения дошкольного возраста к социальной
жизни. Для этого ведется работа по расширению возможностей
сохранных анализаторов, овладению способами и приемами об-
следования предметов и объектов окружающего мира, развитию
бисенсорного и полисенсорного восприятия; формированию со-
циальных навыков (навыки самообслуживания, участие в домаш-
них делах и т.д.); расширению и коррекции знаний о процессах,
явлениях обыденной и общественной жизни (предметах одежды,
продуктах питания, труде взрослых, формах обслуживания, транс-
порте и т.п.) и предметных представлений; формированию ком-
пенсаторных способов восприятия окружающего мира и ориенти-
ровки в пространстве; организации участия детей в выполнении
различных действий и операций; знакомству с трудовыми дей-
ствиями и операциями с приобщением детей к их выполнению.

Занятия по ритмике направлены на преодоление у детей с
нарушениями зрения гиподинамии, двигательной скованности,
а также трудностей зрительно-пространственной ориентировки.
В содержание этой работы включаются: формирование способно-
сти выполнять разнообразные музыкально-ритмические движения
(ритмичная ходьба, бег в различном темпе, передача движений
животных и т.д.) и музыкально-ритмичные упражнения, связан-
ные со зрительной ориентировкой; развитие навыков музыкаль-
но-игрового и танцевального творчества.

Занятия по лечебной физкультуре (ЛФК) ставят своей целью
повышение двигательной активности детей с нарушениями зре-
ния, коррекцию их физического развития и профилактику воз-
никновения вторичных отклонений (гиподинамии, нарушений
осанки и зрительно-двигательной ориентировки, плоскостопия и
др.). Такие занятия носят индивидуально-подгрупповой характер.
Дети объединяются в подгруппы по клиническим показателям
уровня развития двигательной сферы и состояния зрения. При
планировании и во время проведения занятий строго учитывают-
ся особенности организма детей, пониженные функциональные
возможности, замедленность адаптации к физическим нагрузкам.
В зависимости от всех этих показателей предусматриваются раз-
ные последовательность и дозировка используемых в работе фи-
зических упражнений.

Основным требованием к проведению занятий по ЛФК с до-
школьниками, имеющими нарушения зрения, является соблюде-
ние индивидуально-дифференцированного подхода. Тщательный
медико-педагогический контроль за детьми, которым свойствен-
ны различные степени и глубина зрительных нарушений и неред-
ко разные сопутствующие заболевания, позволяет подобрать оп-
тимальную дозировку упражнений и адекватные методы и при-
емы обучения и активизации каждого воспитанника. Такой под-

ход обеспечивает самопроявления ребенка в движениях, сообраз-
ные его возможностям, что содействует более эффективному вли-
янию на имеющиеся отклонения. В содержание работы по ЛФК
входят: общеукрепляющие и дыхательные упражнения; комплекс
упражнений для профилактики и лечения бокового искривления
позвоночника, сутулой спины (кифотическая осанка), плоско-
стопия; игры для развития зрительно-двигательной ориентиров-
ки. На занятиях по ЛФК широко используется специальное обо-
рудование: звуковые сигналы, световые и цветовые ориентиры,
различные тренажеры и др.

Занятия по коррекции нарушений речи направлены на коррек-
цию речи и ее общее развитие, на расширение возможностей по-
знавательной деятельности, а также активизацию двигательной
сферы дошкольников с нарушениями зрения. Эти занятия также
имеют индивидуально-подгрупповой характер. Подгруппы состав-
ляются на основании данных ПМПК и вместе с тем с учетом
однородности нарушений речи и зрения. Работа по коррекции
речи предусматривает общее развитие психических функций, мо-
торики, движений артикуляционного аппарата; постановку и за-
крепление искаженных звуков; формирование слухового внима-
ния, зрительно-пространственных представлений, навыков осо-
знания смысловой стороны речи, фонематического анализа и син-
теза и др.

Освоенные на специальных занятиях навыки и умения (ком-
пенсаторные способы восприятия и поведения, социальные на-
выки и т.п.) закрепляются на общеобразовательных занятиях и в
семейном воспитании. Большое внимание уделяется общему раз-
витию и коррекции личностной сферы воспитанников — нивели-
рованию негативных форм поведения и привычек и формирова-
нию положительных качеств личности.

В коррекционно-развивающий блок входят занятия трех видов:
1) по развитию зрительного восприятия; 2) по совершенствова-
нию пространственной и социально-бытовой ориентировки, раз-
витию мелкой моторики и осязания, коммуникативной деятель-
ности и по коррекции физического развития (комплексные заня-
тия); 3) занятия по коррекции речи.

Первые два вида коррекционных занятий проводятся в груп-
повых, подгрупповых и индивидуальных формах, занятия по кор-
рекции речи имеют подгрупповой и индивидуальный характер.

В образовательных учреждениях, располагающих классами «ох-
раны и развития зрения», большое внимание уделяется включе-
нию учеников этих классов в общую жизнь школьного коллекти-
ва, что реализуется за счет активного вовлечения их во внекласс-
ную и внешкольную деятельность.

Конечными результатами обучения каждого конкретного ре-
бенка в классах «охраны и развития зрения» являются развитие
зрительных функций, их стабилизация, автоматизация и активи-
зация, а также нивелирование имеющихся вторичных отклоне-
ний и, безусловно, достижение каждым учеником максимально-
го уровня обученности и воспитанности.

В нашей стране педагогическая система образования взрослых
инвалидов по зрению служит определяющей формой их социаль-
ной реабилитации, интеграции и самореализации. Научно-педа-
гогические основы этой системы активно разрабатывались изве-
стными отечественными тифлологами Б.В.Зиминым, Б.И.Кова-
ленко, А.М.Кондратовым, М.Н.Наумовым, В.А.Феоктистовой,
С.А.Хрусталевым и другими. Педагогическая система образова-
ния взрослых инвалидов по зрению базируется на представлениях
о необходимости преодоления последствий социально-психоло-
гической дезадаптации, вызванной внезапной потерей зрения,
реадаптации инвалида к предметно-практическому миру в усло-
виях суженной сенсорной сферы, значимости непрерывного об-
разования людей, имеющих нарушения зрения. Вместе с тем со-
временная система образования взрослых инвалидов по зрению
исходит из понимания социальной реабилитации слепых и слабо-
видящих как многомерной структуры, имеющей:

- видовое (морфологическое) измерение социальной реаби-
литации, в котором при рассмотрении определяются основные ее
направления — социально-бытовое, социально-трудовое, соци-
ально-культурное;

динамическое (стадийно-уровневое) измерение, в котором
различаются первоначальная (предварительная), элементарная и
полная социально-культурная реабилитации;

инструментальное (технологическое), применительно к ко-
торому выделяются медицинская, техническая, психологическая
и педагогическая реабилитации (В.3.Кантор).

Актуальность функционирования педагогической системы об-
разования взрослых инвалидов по зрению связана, во-первых, с
наличием достаточно стойкой тенденции к увеличению числа
инвалидов, внезапно потерявших зрение вследствие травм, ране-
ний, осложнений после различных заболеваний, во-вторых, с не-
обходимостью социальной реабилитации и интеграции людей дан-
ной категории.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.