Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.
⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов.
За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее.
✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать».
Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами!
Особенности учебного процесса в школе незрячих, слабовидящих, в классах для детей с функциональными нарушениями зрения
Разработка этой педагогической системы опирается на пред- ставления о наличии определенного своеобразия в психофизи- ческом развитии детей дошкольного возраста, находящихся в ус- ловиях зрительной депривации, которое обнаруживается в ряде проявлений:
- некотором общем отставании физического и психического развития по сравнению с нормально видящими сверстниками, обусловленном меньшей активностью в познании мира, ограни-
ченным и бедным запасом представлений об окружающем мире, недостаточной тренированностью двигательной сферы, ограни- ченностью освоенного пространства;
несовпадении темпов активного развития определенных пси- хических свойств и качеств с темпами их развития у нормально видящих сверстников, что связано с необходимостью вырабаты- вать свои специфические способы и приемы познания предмет- ного мира, свои социально-адаптивные навыки, несвойственные нормально видящим;
диспропорциональности психического развития (Л.И.Солн- цева), выражающейся в том, что одни процессы и стороны лич- ности, наименее зависимые от зрения (речь, мышление), разви- ваются быстрее, хотя и своеобразнее, а другие — медленнее (дви- жение, овладение пространством).
Своеобразие развития детей дошкольного возраста с наруше- ниями зрения обусловливает необходимость определения органи- зационно-содержательных характеристик педагогической систе- мы дошкольного образования с учетом не только общевозрастных закономерностей, но и особенностей их психофизического раз- вития, имеющих различный характер, и глубины зрительных на- рушений. Их воспитание и обучение может осуществляться как в условиях семьи (семейное воспитание), так и в дошкольных уч- реждениях.
Домашнее воспитание и обучение детей дошкольного возрас- та, находящихся в условиях зрительной депривации, имеет свою специфику и требует от родителей высокого уровня готовности принять ребенка с нарушениями зрения и доброжелательно отно- ситься к нему, а также твердого желания активно участвовать в его воспитании и обучении. Эффективность такого воспитания и обучения во многом определяется наличием у родителей знаний об особенностях развития ребенка, о влиянии первичного дефек- та на формирование психических функций, двигательных, соци- альных и учебных умений; зависит от их стремления овладеть спо- собами и приемами формирования и развития у ребенка навыков ориентировки в пространстве, умения общаться со сверстниками и взрослыми, обслуживать себя, познавать окружающий мир при помощи сохранных анализаторов. При этом родители должны ре- гулярно получать консультативную помощь тифлопедагога, пси- холога, офтальмолога и других специалистов.
Кроме того, в ходе домашнего воспитания и обучения ребенка с нарушениями зрения необходимо: обеспечить безопасную для ребенка среду, благоприятные условия жизни и хороший психо- логический климат — доброжелательное отношение со стороны всех членов семьи. Вместе с тем излишняя концентрация внима- ния на таком ребенке, проявления жалости к нему со стороны родителей или людей, его окружающих, могут негативно отра-
зиться на формировании у него самоотношения и самооценки, на его взаимодействии с внешним миром, способствовать фор- мированию отрицательных черт характера (неуверенности, пас- сивности, эгоизма, иждивенчества, боязливости и др.). Неблаго- приятно сказываются на формировании личности и создание чрез- мерно щадящего режима, ограничение активности и самостоя- тельности ребенка, окружение его неоправданной опекой.
Особое внимание родители должны обращать на организацию взаимодействия с ребенком, в ходе которого взрослому необхо- димо комментировать все свои действия, обеспечивать ребенку возможность непосредственного восприятия окружающих пред- метов и объектов, их исследования с помощью сохранных анали- заторов, а также его общения не только со взрослыми, но и со сверстниками, формируя у него речевые и неречевые средства взаимодействия.
В процессе домашнего воспитания и обучения ребенка с нару- шениями зрения необходимо особое внимание уделять его физи- ческому состоянию (коррекции и профилактике вторичных нару- шений физического развития, нивелированию навязчивых дви- жений и др.) и развитию познавательной деятельности (помочь ребенку в овладении компенсаторными способами восприятия предметов и объектов окружающего мира, обеспечить активиза- цию сохранных анализаторов, формировать социальные навыки и навыки ориентировки в пространстве и др.). Постоянно следует заботиться о формировании и закреплении положительных свойств личности: активности, самостоятельности, аккуратности, общи- тельности, открытости и др. — и предотвращении закрепления отрицательных качеств.
Наряду с воспитанием в семье ребенок с нарушениями зрения может получить образовательные услуги в государственных до- школьных учреждениях. В нашей стране для детей с нарушениями зрения действуют такие учреждения, как специальные (коррек- ционные) ДОУ III и IV видов (детские сады компенсирующего вида), комплексы «Детский сад — начальная школа», детские дома для детей с нарушениями зрения, оставшихся без попечения ро- дителей. Кроме того, общественное дошкольное воспитание де- тей, находящихся в условиях зрительной депривации, может осу- ществляться в специальных группах, организованных в общеоб- разовательных дошкольных учреждениях (детских садах комбини- рованного вида).
Работа с детьми, имеющими нарушения зрения, в дошколь- ных учреждениях направлена на решение задач как общего харак- тера (обеспечение жизнедеятельности и сохранение здоровья вос- питанников, всестороннее развитие и подготовка к обучению в школе), так и специальных — лечение, возможное восстановле- ние и развитие нарушенных функций, коррекция и профилакти-
ка отклонений в развитии, формирование компенсаторных спо- собов познания мира. Успешность реализации всех этих задач оп- ределяется соблюдением следующих условий:
обеспечение комплексной диагностики детей с нарушения- ми зрения и ориентация на ее результаты при выборе содержа- ния, методов и средств обучения, воспитания и коррекции от- клонений в развитии;
сочетание коррекционно-педагогической и коррекционно- психологической работы с лечебно-восстановительной;
активное совместное участие воспитателей, тифлопедагогов, логопедов, психологов, медицинских работников в решении ука- занных выше задач;
обязательное соблюдение офтальмо-гигиенических условий обучения и воспитания детей, находящихся в условиях зритель- ной депривации;
создание специальной коррекционно-развивающей среды;
привлечение родителей к решению задач, связанных с вос- становлением нарушенных у ребенка функций, коррекцией и профилактикой отклонений в развитии, с формированием ком- пенсаторных способов познания мира.
Общие задачи, стоящие перед ДОУ, принявшими на себя вос- питание и обучение детей с нарушениями зрения, решаются в системе работы, предусмотренной и для дошкольников с нор- мальным зрением, т.е. в процессе занятий по развитию речи, формированию элементарных математических представлений, ознакомлению с окружающим миром, изобразительному искус- ству, физическому воспитанию, трудовому обучению во время игры.
Содержание работы по общим направлениям, реализуемым в специальных дошкольных образовательных учреждениях, соответ- ствует содержанию работы, предусмотренной для детей с нор- мальным зрением. Программы для детей с нарушениями зрения разрабатываются на основе программ обучения и воспитания, ре- ализуемых в работе с нормально видящими дошкольниками, од- нако наряду с общими задачами в них введен целый комплекс коррекционных задач. При общем содержании методы, приемы, средства воспитания и обучения дошкольников, находящихся в условиях зрительной депривации, подбираются в соответствии с особенностями психофизического развития таких детей и сте- пенью нарушения зрения.
Решение специальных задач достигается посредством реализа- ции специфических направлений коррекционно-педагогической работы — развития зрительного восприятия, коррекции наруше- ний речи, совершенствования осязания и мелкой моторики, фор- мирования навыков ориентировки в пространстве, социально- бытовой ориентировки, занятий по лечебной физкультуре и рит-
мике. Основные цели специальных занятий — преодоление откло- нений в психофизическом развитии дошкольников с нарушения- ми зрения и профилактика их возникновения.
Занятия по развитию зрительного восприятия предусматривают совершенствование механизмов зрительного восприятия:
мотивационного — создание условий мотивированной, зна- чимой для ребенка зрительной деятельности, ситуаций успеха при выполнении зрительный работы;
функционального — развитие зрительных функций специ- альными коррекционно-педагогическими средствами;
операционного — целенаправленное формирование или раз- витие уже имеющихся механизмов зрительного восприятия.
Содержание работы в указанном направлении включает: рас- ширение и коррекцию предметных представлений и способов зри- тельного обследования предметов и объектов окружающего мира; создание системы сенсорных эталонов и овладение способностью их использования при анализе свойств и качеств предметов окру- жающего мира; формирование и развитие исследовательских дей- ствий и умений воспринимать сюжетные изображения; развитие способности восприятия пространства; совершенствование зри- тельно-моторной координации и др. В рамках работы по развитию зрительного восприятия большое внимание уделяется вопросам гигиены и охраны зрения.
Занятия по развитию осязания и мелкой моторики направлены на формирование у детей с нарушениями зрения умений и навы- ков осязательного обследования предметов и объектов окружаю- щего мира, обучение их приемам выполнения предметно-практи- ческих действий с опорой на тактильно-двигательное восприятие. В содержание такой работы входит формирование у ребенка пред- ставлений о возможностях рук и назначении пальцев; обучение различным действиям руками и отдельными пальцами при вы- полнении микродинамических актов и крупных действий; усвое- ние им определенной последовательности при обследовании раз- личных предметов и объектов; формирование представлений о ве- личине и форме предметов и способности их опознавания по раз- личным осязательным признакам и др.
Занятия по ориентировке в пространстве ставят своей целью обучение детей умению ориентироваться в окружающем простран- стве на ограниченной сенсорной основе. Содержание работы пре- дусматривает формирование готовности сохранных анализаторов к обучению пространственной ориентировке; развитие ориенти- ровки в своем теле, в микро- и макропространстве без помощи и с помощью вспомогательных средств (трость, звуковые сигналы); коррекция движений (демонстрация и закрепление правильной позы при ориентировке и в разных положениях тела); преодоле- ние боязни пространства и др.
Занятия по социально-бытовой ориентировке подготавливают детей с нарушениями зрения дошкольного возраста к социальной жизни. Для этого ведется работа по расширению возможностей сохранных анализаторов, овладению способами и приемами об- следования предметов и объектов окружающего мира, развитию бисенсорного и полисенсорного восприятия; формированию со- циальных навыков (навыки самообслуживания, участие в домаш- них делах и т.д.); расширению и коррекции знаний о процессах, явлениях обыденной и общественной жизни (предметах одежды, продуктах питания, труде взрослых, формах обслуживания, транс- порте и т.п.) и предметных представлений; формированию ком- пенсаторных способов восприятия окружающего мира и ориенти- ровки в пространстве; организации участия детей в выполнении различных действий и операций; знакомству с трудовыми дей- ствиями и операциями с приобщением детей к их выполнению.
Занятия по ритмике направлены на преодоление у детей с нарушениями зрения гиподинамии, двигательной скованности, а также трудностей зрительно-пространственной ориентировки. В содержание этой работы включаются: формирование способно- сти выполнять разнообразные музыкально-ритмические движения (ритмичная ходьба, бег в различном темпе, передача движений животных и т.д.) и музыкально-ритмичные упражнения, связан- ные со зрительной ориентировкой; развитие навыков музыкаль- но-игрового и танцевального творчества.
Занятия по лечебной физкультуре (ЛФК) ставят своей целью повышение двигательной активности детей с нарушениями зре- ния, коррекцию их физического развития и профилактику воз- никновения вторичных отклонений (гиподинамии, нарушений осанки и зрительно-двигательной ориентировки, плоскостопия и др.). Такие занятия носят индивидуально-подгрупповой характер. Дети объединяются в подгруппы по клиническим показателям уровня развития двигательной сферы и состояния зрения. При планировании и во время проведения занятий строго учитывают- ся особенности организма детей, пониженные функциональные возможности, замедленность адаптации к физическим нагрузкам. В зависимости от всех этих показателей предусматриваются раз- ные последовательность и дозировка используемых в работе фи- зических упражнений.
Основным требованием к проведению занятий по ЛФК с до- школьниками, имеющими нарушения зрения, является соблюде- ние индивидуально-дифференцированного подхода. Тщательный медико-педагогический контроль за детьми, которым свойствен- ны различные степени и глубина зрительных нарушений и неред- ко разные сопутствующие заболевания, позволяет подобрать оп- тимальную дозировку упражнений и адекватные методы и при- емы обучения и активизации каждого воспитанника. Такой под-
ход обеспечивает самопроявления ребенка в движениях, сообраз- ные его возможностям, что содействует более эффективному вли- янию на имеющиеся отклонения. В содержание работы по ЛФК входят: общеукрепляющие и дыхательные упражнения; комплекс упражнений для профилактики и лечения бокового искривления позвоночника, сутулой спины (кифотическая осанка), плоско- стопия; игры для развития зрительно-двигательной ориентиров- ки. На занятиях по ЛФК широко используется специальное обо- рудование: звуковые сигналы, световые и цветовые ориентиры, различные тренажеры и др.
Занятия по коррекции нарушений речи направлены на коррек- цию речи и ее общее развитие, на расширение возможностей по- знавательной деятельности, а также активизацию двигательной сферы дошкольников с нарушениями зрения. Эти занятия также имеют индивидуально-подгрупповой характер. Подгруппы состав- ляются на основании данных ПМПК и вместе с тем с учетом однородности нарушений речи и зрения. Работа по коррекции речи предусматривает общее развитие психических функций, мо- торики, движений артикуляционного аппарата; постановку и за- крепление искаженных звуков; формирование слухового внима- ния, зрительно-пространственных представлений, навыков осо- знания смысловой стороны речи, фонематического анализа и син- теза и др.
Освоенные на специальных занятиях навыки и умения (ком- пенсаторные способы восприятия и поведения, социальные на- выки и т.п.) закрепляются на общеобразовательных занятиях и в семейном воспитании. Большое внимание уделяется общему раз- витию и коррекции личностной сферы воспитанников — нивели- рованию негативных форм поведения и привычек и формирова- нию положительных качеств личности.
В коррекционно-развивающий блок входят занятия трех видов: 1) по развитию зрительного восприятия; 2) по совершенствова- нию пространственной и социально-бытовой ориентировки, раз- витию мелкой моторики и осязания, коммуникативной деятель- ности и по коррекции физического развития (комплексные заня- тия); 3) занятия по коррекции речи.
Первые два вида коррекционных занятий проводятся в груп- повых, подгрупповых и индивидуальных формах, занятия по кор- рекции речи имеют подгрупповой и индивидуальный характер.
В образовательных учреждениях, располагающих классами «ох- раны и развития зрения», большое внимание уделяется включе- нию учеников этих классов в общую жизнь школьного коллекти- ва, что реализуется за счет активного вовлечения их во внекласс- ную и внешкольную деятельность.
Конечными результатами обучения каждого конкретного ре- бенка в классах «охраны и развития зрения» являются развитие зрительных функций, их стабилизация, автоматизация и активи- зация, а также нивелирование имеющихся вторичных отклоне- ний и, безусловно, достижение каждым учеником максимально- го уровня обученности и воспитанности.
В нашей стране педагогическая система образования взрослых инвалидов по зрению служит определяющей формой их социаль- ной реабилитации, интеграции и самореализации. Научно-педа- гогические основы этой системы активно разрабатывались изве- стными отечественными тифлологами Б.В.Зиминым, Б.И.Кова- ленко, А.М.Кондратовым, М.Н.Наумовым, В.А.Феоктистовой, С.А.Хрусталевым и другими. Педагогическая система образова- ния взрослых инвалидов по зрению базируется на представлениях о необходимости преодоления последствий социально-психоло- гической дезадаптации, вызванной внезапной потерей зрения, реадаптации инвалида к предметно-практическому миру в усло- виях суженной сенсорной сферы, значимости непрерывного об- разования людей, имеющих нарушения зрения. Вместе с тем со- временная система образования взрослых инвалидов по зрению исходит из понимания социальной реабилитации слепых и слабо- видящих как многомерной структуры, имеющей:
- видовое (морфологическое) измерение социальной реаби- литации, в котором при рассмотрении определяются основные ее направления — социально-бытовое, социально-трудовое, соци- ально-культурное;
динамическое (стадийно-уровневое) измерение, в котором различаются первоначальная (предварительная), элементарная и полная социально-культурная реабилитации;
инструментальное (технологическое), применительно к ко- торому выделяются медицинская, техническая, психологическая и педагогическая реабилитации (В.3.Кантор).
Актуальность функционирования педагогической системы об- разования взрослых инвалидов по зрению связана, во-первых, с наличием достаточно стойкой тенденции к увеличению числа инвалидов, внезапно потерявших зрение вследствие травм, ране- ний, осложнений после различных заболеваний, во-вторых, с не- обходимостью социальной реабилитации и интеграции людей дан- ной категории.
|