Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политики. Формы интеграции государств






 

Среди тенденций развития международной торговли на современном этапе отмечаются: ускоренный рост международной торговли после 2-й мировой войны; решающее значение в развитии международной торговли факторов производства; преимущественный рост внешнеторговой сферы по сравнению с общими темпами экономического роста; преобладание развитых стран с рыночной экономикой в экспорте и импорте товаров и услуг; активное расширение международной торговли государств, входящих в интеграционные группировки; неравномерность развития международной торговли в разрезе стран; увеличение удельного веса развивающихся стран в международной торговли; значительное расширение номенклатуры товаров, поступающих на мировой рынок; рост удельного веса продукции обрабатывающей промышленности и сокращение доли сырьевых товаров; преобладание развитых стран с рыночной экономикой в экспорте промышленных товаров; сокращение удельного веса сырья и минерального топлива в совокупной стоимости мирового экспорта, в основном за счет доли сырья; снижение удельного веса продовольствия; неравномерное развитие международной торговли текстилем и одеждой; разнонаправленная динамика цен на товары обрабатывающей промышленности с одной стороны, и на сырье, топливо и продовольственные товары – с другой; захват со стороны транснациональных корпораций роли главного субъекта международной торговли; противоборство принципов либерализации и протекционизма в международной торговле; развитие встречной торговли в условиях неконвертируемости валют развивающихся стран и роста их внешней задолженности.

На фоне этих тенденций все большее значение приобретает межгосударственная экономическая интеграция – объединение стран по географическому принципу, связанное с обострением конкуренции на мировых рынках и использованием эффекта масштаба.

Формы интеграции включают (перечисляются по восхождению от более простых к более сложным): зону свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз и валютный союз.

Одним из преимуществ мероприятий, связанных с развитием зоны свободной торговли и таможенного союза, является рост взаимной торговли стран-участников, в том числе на базе углубления специализации и увеличения сбыта продукции национального производства (предполагаемый эффект для стран-членов Таможенного Союза и ЕврАзЭС).

К преимуществам интеграции также следует отнести: увеличение размеров рынка – эффект от масштабов производства (особенно для стран с малой емкостью национального рынка); обеспечение лучших условий торговли и снижение потребительских цен за счет развития конкуренции, уменьшение транспортных, производственных, таможенных и других издержек.

Вместе с тем в ходе развития экономической интеграции между странами с разным уровнем экономического развития может возникнуть так называемый эффект «обратной волны», когда экономический рост одной страны оказывает неблагоприятное воздействие на развитие других стран. Данный эффект включает в себя, как правило, перелив факторов производства (особенно рабочей силы и капитала) из регионов с медленным ростом в регионы с быстрым темпом экономического роста. Считается, что эффект обратной волны вызывается возрастающей эффективностью производства, которая, в свою очередь, является результатом географической концентрации экономической деятельности.

Наиболее известными в мире реально функционирующими интеграционными формированиями являются: Европейский Союз (ЕС), Соглашение о создании Северо-Американской зоны свободной торговли (НАФТА), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, Южно-Американский общий рынок (Меркосур).

В настоящее время определенное значение в мировой экономике приобретают процессы, происходящие в рамках Таможенного Союза (Беларусь, Россия, Казахстан) и Евро-Азиатского Экономического Союза.

В целях ускорения процессов интеграции и преодоления основных проблем функционирования СНГ было решено создать интеграционные объединения внутри Содружества для перехода на более совершенные торговые отношения, обеспечивающие укрепление внешнеэкономических связей. 6 января 1995 г. было подписано Соглашение о таможенном союзе между Республикой Беларусь и Российской Федерацией. Как указано в Соглашении, стороны, подписывали данный документ, выражали «намерения продолжать реализацию положений Договора о создании Экономического Союза путем перехода к поэтапному формированию таможенного союза». Договаривающиеся стороны определили Таможенный союз как экономическое объединение государств, основывающееся на следующих принципах:

1. Наличие единой таможенной территории государств-участников Таможенного союза. Формирование единой таможенной территории осуществляется путем:

- отмены в торговле между государствами договаривающихся сторон товарами, происходящими с их территории, таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, а также количественных ограничений;

- установления и применения в отношениях с третьими странами одинакового торгового режима, общих таможенных тарифов и мер нетарифного регулирования внешней торговли;

- формирования механизма взаимоотношений Таможенного союза с третьими государствами и международными организациями на основе положений Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о едином порядке регулирования внешнеэкономической деятельности от 12 апреля 1994 г.

2. Наличие однотипного механизма регулирования экономики, базирующегося на рыночных принципах хозяйствования и унифицированном законодательстве.

Аналогичные документы были подписаны с Казахстаном в том же году, и позднее в марте 1996 г. в союз вступил Кыргызтан, и лишь в 1999 г. равноправным членом данного союза стал Таджикистан. В 2000 г. Таможенный союз был переименован в Евразийское Экономическое сообщество (ЕврАзЭС). В соответствии с принятыми решениями формирования Таможенного союза, а затем и ЕврАзЭС проводится в два этапа.

Важным финансовым аспектом функционирования ЕврАзЭС стало создание в 2001 г. бюджета данного объединения. На современном этапе бюджет формируется в следующих долях (Россия – 40%, Беларусь, Казахстан по 20%, Таджикистан, Кыргызтан – по 10%) отчислениями из государственных бюджетов всех пяти стран-участниц. В перспективе планируются преобразования и создание концептуальной основы формирования и распределения бюджетных средств ЕврАзЭС по аналогии с союзным бюджетом России и Беларуси.

На заседании межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) и Таможенного союза от 20.10.2011 г. было принято решение о присоединении Киргизии к Таможенному союзу (предполагается вступление Армении, Молдовы и Украины в обозримом будущем).

В задачи ЕврАзЭС входит:

- завершение оформления в полном объёме режима свободной торговли, формирование общего таможенного тарифа и единой системы мер нетарифного регулирования;

- обеспечение свободы движения капитала;

- формирование общего финансового рынка;

- согласование принципов и условий перехода на единую валюту в рамках ЕврАзЭС;

- установление общих правил торговли товарами и услугами и их доступа на внутренние рынки;

- создание общей унифицированной системы таможенного регулирования;

- разработка и реализация межгосударственных целевых программ;

- создание равных условий для производственной и предпринимательской деятельности;

- формирование общего рынка транспортных услуг и единой транспортной системы;

- формирование общего энергетического рынка;

- создание равных условий для доступа иностранных инвестиций на рынки сторон;

- предоставление гражданам государств Сообщества равных прав в получении образования и медицинской помощи на всей его территории;

- сближение и гармонизация национальных законодательств;

- обеспечение взаимодействия правовых систем государств ЕврАзЭС с целью создания общего правового пространства в рамках Сообщества.

- Межгосударственный совет — высший орган Евразийского экономического сообщества. В его состав входят главы государств и правительств сообщества.

Межгосударственный совет рассматривает принципиальные вопросы Сообщества, связанные с общими интересами государств-участников, определяет стратегию, направления и перспективы развития интеграции и принимает решения, направленные на реализацию целей и задач ЕврАзЭС.

Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Киргизия и Российской Федерации — межгосударственный договор о создании единого таможенного пространства, подписанный Россией, Белорусией, Киргизией и Казахстаном. Россия от создания Таможенного союза может получить прибыль в размере около $400 млрд, а Беларусь и Казахстан — по $16 млрд к 2015 году. Полное использование потенциала Таможенного союза может привести к сокращению сроков перевозки грузов из Китая в Европу примерно в 4 раза.

26 июля 2010 года президент Сирии выразил интерес Сирии о вступлении Сирии в Таможенный союз России, Казахстана, Кыргызстана и Белоруссии. В октябре 2011 года ранее начатые переговоры о присоединении Сирии к Таможенному союзу были продолжены, был разработан проект договора о создании зоны свободной торговли.

8 августа 2011 года глава Киргизии заявила о вступлении в Таможенный союз.

Новая Зеландия и Вьетнам планируют заключить соглашение о свободной торговле с Таможенным Союзом.

1 января 2012 года стартует важнейший интеграционный проект — Единое экономическое пространство России, Белоруссии и Казахстана. В полной мере интеграционные соглашения ЕЭП начнут работать с июля 2012 года. Принципиально важно, что ЕЭП будет базироваться на согласованных действиях в ключевых институциональных областях — в макроэкономике, в обеспечении правил конкуренции, в сфере техрегламентов и сельскохозяйственных субсидий, транспорта, тарифов естественных монополий. А затем — и на единой визовой и миграционной политике, что позволит снять пограничный контроль на внутренних границах.

Целью формирования ЕЭП является создание условий для стабильного и эффективного развития экономик государств-участников и повышения уровня жизни населения.

Основными принципами функционирования ЕЭП являются обеспечение свободы перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы через границы государств-участников.

Принцип свободного движения товаров предусматривает устранение изъятий из режима свободной торговли и снятие ограничений во взаимной торговле на основе унификации таможенных тарифов, формирования общего таможенного тарифа, установленного на основе согласованной государствами-участниками методики, мер нетарифного регулирования, применения инструментов регулирования торговли товарами с третьими странами. Механизмы применения во взаимной торговле антидемпинговых, компенсационных, специальных и защитных мер будут заменяться едиными правилами в области конкуренции и субсидий.

Направления интеграции и мероприятия по их реализации определяются на основе соответствующих международных договоров и решений органов ЕЭП, предусматривающих обязательность их выполнения для каждого из государств-участников в полном объёме, а также механизм их реализации и ответственности за невыполнение согласованных решений.

Правовой основой формирования и деятельности ЕЭП являются международные договоры и решения органов ЕЭП, заключаемые и принимаемые с учётом интересов и законодательств государств-участников и в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права.

Межгосударственная экономическая интеграция – объединение стран по географическому принципу, связанное с обострением конкуренции на мировых рынках и использованием эффекта масштаба. Формы (этапы) интеграции на макроуровне включают (перечисляются по восхождению от более простой к более сложной): зону свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз и валютный союз.

Одним из базовых показателей эффективности мероприятий, связанных с развитием зоны свободной торговли и таможенного союза, является рост взаимной торговли государств-участников, в том числе на базе углубления специализации и увеличения сбыта продукции национального производства.

К преимуществам интеграции на макроуровне следует отнести: увеличение размеров рынка - эффект от масштабов производства (особенно для стран с малой емкостью национального рынка); обеспечение лучших условий торговли и снижение потребительских цен за счет развития конкуренции, уменьшения транспортных, производственных, таможенных и других издержек. В ходе развития экономической интеграции между странами с разным уровнем экономического развития может возникнуть так называемый эффект «обратной волны», когда экономический рост одной страны оказывает неблагоприятное воздействие на развитие других стран. Данный эффект включает в себя, как правило, перелив факторов производства (особенно рабочей силы и капитала) из регионов с медленным ростом в регионы с быстрыми темпами экономического роста. Теория кумулятивной причинности применительно к региональному росту утверждает, что если темпы развития одной страны превосходят темпы развития соседней страны, то эффект «обратной волны» усилит первоначальное преимущество и увеличит разрыв в темпах развития интегрирующихся стран. Считается, что эффект «обратной волны» вызывается возрастающей эффективностью производства, которая в свою очередь, является результатом географической концентрации экономической деятельности.

В наше время зарегистрировано 379 Региональных торговых соглашений. Однако многие из них имеют формальный, «бумажный» характер. Наиболее известные в мире и реально функционирующие интеграционные формирования: Европейский Союз (ЕС), Соглашение о создании Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Южноамериканский общий рынок (Меркосур), Европейская Ассоциация свободной торговли (ЕАСТ).

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите основные направления осуществления внешнеэкономической деятельности.

2. Что подразумевает под собой понятие «внешнеторговая сделка»?

3. Перечислите основополагающие законы Республики Беларусь, регламентирующие внешнеэкономическую деятельность на ее территории.

4. Назовите государственные органы, осуществляющие регулирование и управление внешнеэкономической деятельностью в Республике Беларусь.

5. Какие организации содействуют развитию внешнеэкономического сотрудничества с зарубежными партнерами в сфере культуры?

6. Какие структуры управления и регулирования внешнеэкономической деятельности имеются в областях республики?

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.