Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и классификация международных коммерческих операций






Международная торговля представляет собой систему различных коммерческих операций по купле и продаже, осуществляемых между покупателями, продавцами и посредниками различных государств, таким образом торгово-экономическое сотрудничество между государствами опосредуется заключением соответствующих внешнеэкономических сделок (торговых сделок).

Следовательно важность этих сделок во ВЭД подчеркивается тем, что они в большинстве случаев являются основанием возникновения обязательств во внешнем обороте.

Особенностью внешнеэкономических сделок является то, что товары, услуги в таких сделках как правило " пересекают" границы одного государства и, следовательно, для ввоза и вывоза товара требуется выполнение предусмотренных законом таможенных правил; в качестве средства платежа как правило используется иностранная валюта; существует риск невозможности исполнения внешнеэкономических сделок в результате политических событий, ограничительных действий государства.

Международные сделки купли-продажи товаров.

Сделки купли-продажи товаров, т. е. таких предметов соглашения, которые имеют материально-вещественную форму, составляют подавляющее большинство в общем объеме совершаемых внешнеторговых операций. Сделки купли-продажи товаров могут совершаться в чистом виде, а могут присутствовать в качестве составного элемента при осуществлении других форм внешнеторгового сотрудничества: технико-экономического, научно-технического, инвестиционного и др.

Товары, обращающиеся на мировом рынке, обладают следующими классификационными признаками.

По назначению:

• товары потребительского спроса;

• товары производственного назначения.

По срокам использования:

• товары кратковременного пользования;

• товары длительного пользования;

• товары выборочного спроса;

• престижные товары;

• предметы роскоши.

По характеру потребления и степени обработки:

• сырье;

• продовольствие;

• полуфабрикаты;

• готовые изделия;

• промежуточная продукция (комплектующие, части, детали).

По способу изготовления:

• стандартная продукция;

• уникальная продукция.

Для внешнеторговых сделок купли-продажи товаров традиционными являются экспортные и импортные операции. В равной степени они характерны и для купли-продажи услуг, и для купли-продажи объектов интеллектуальной собственности.

Экспортные операции связаны с продажей и вывозом за границу продукции национального происхождения или продукции, в значительной мере переработанной в данной стране, для передачи ее в собственность иностранному контрагенту без обязательств об обратном ввозе.

Прямые экспортные операции осуществляются при заключении соглашений купли-продажи непосредственно между продавцом и покупателем. В этом случае оба контрагента, как правило, в достаточной мере владеют информацией о конъюнктуре зарубежных рынков, ведут долговременное сотрудничество, а также учитывают степень кредитного риска при осуществлении внешнеэкономических операций.

Непрямые, или косвенные, экспортные операции осуществляются на основе сотрудничества с зарубежными посредниками и использования уже налаженной и довольно широкой сбытовой сети зарубежного посредника. Производителю в этом случае не нужно нести значительных расходов по налаживанию собственной сбытовой сети в зарубежных странах.

Импортными являются операции по покупке на зарубежном рынке иностранных товаров и их ввозу для последующей реализации на внутреннем рынке своей страны без обязательств об обратном вывозе.

Прямые импортные операции осуществляются национальными производителями при необходимости постоянных и масштабных поставок сырья и полуфабрикатов иностранного происхождения для нужд собственного производства. Прямые импортные операции могут осуществляться и национальными торговыми компаниями для дальнейшей реализации предмета соглашения на внутреннем рынке страны.

Непрямые (или косвенные) импортные операции чаще всего осуществляются для покрытия временной потребности в продукции иностранного происхождения, связанной с нарушением обычной системы снабжения.

Производными формами экспортно-импортных операций выступают реэкспортные и реимпортные операции.

Международные сделки купли-продажи услуг.

В мировой практике внешнеэкономической деятельности выделяют две группы сделок по купле-продаже услуг: основные и обслуживающие куплю-продажу товаров.

К основным сделкам купли-продажи услуг относятся такие операции, как сделки по оказанию производственно-технических услуг, арендные сделки, сделки купли-продажи услуг международного туризма, сделки по оказанию консультационных услуг.

В группу сделок по купле-продаже услуг, обслуживающих куплю-продажу товаров, входят услуги по международным перевозкам грузов, транспортно-экспедиторские услуги, услуги по хранению грузов, услуги по страхованию грузов, услуги по международным расчетам.

Инжиниринговые, или производственно-технические услуги, представляют собой совокупность работ производственного, коммерческого и научно-технического характера по оптимизации капитальных затрат заказчика на реализацию определенного проекта.

Инжиниринговые услуги предоставляются как специализированными инженерно-консультационными фирмами, так и промышленными, строительными и другими компаниями.

Внешнеторговые сделки по оказанию инжиниринговых услуг преследуют цель достичь наилучшего результата от капиталовложений и иных затрат, связанных с реализацией различного рода проектов. Данная цель может быть достигнута за счет наиболее рационального подбора и эффективного использования совокупности материальных, трудовых, технологических и финансовых ресурсов, а также за счет использования передовых научно-технических достижений в выборе методов организации и управления, учитывающих конкретные условия и факторы реализации проекта. Именно применение в качестве эффективного ресурса высококвалифицированного труда и профессиональных знаний специалистов способствует максимальному сокращению сроков ввода объектов в эксплуатацию, ускорению отдачи капитала. Причем большое разнообразие возникающих технических, коммерческих, финансовых, юридических, административных и других вопросов требует привлечения значительного числа специалистов разного профиля для реализации проекта.

Арендные сделки становятся все более популярным видом внешнеторговых операций между контрагентами из разных стран. Эти сделки предоставляют право на временное пользование определенным имуществом производственного назначения одного из контрагентов (собственника) после заключения соглашения на предоставление такого права арендатору. Арендные сделки могут быть долгосрочными, среднесрочными, краткосрочными.

Лизинговая сделка во внешнеэкономической деятельности представляет собой правоотношения сторон в рамках лизингового соглашения, согласно которому лизингодатель обязуется предоставить за плату во временное пользование лизингополучателю имущество производственного назначения, приобретенное им по договору купли-продажи в собственность у продавца (поставщика), в целях получения прибыли, дохода или достижения иного полезного эффекта.

При заключении контракта на оказание лизинговых услуг стороны могут предусмотреть и иные условия, не перечисленные выше, если это обусловлено необходимостью урегулирования их правоотношений.

При расчете графика и размеров лизинговых платежей контрагенты обязательно учитывают покупную стоимость объекта лизинга, срок лизингового соглашения, остаточную стоимость предмета лизинга, финансовое положение лизингодателя и лизингополучателя, действующее законодательство страны, особенно в области налогообложения и методов начисления амортизации.

Сделки купли-продажи услуг международного туризма реализуются посредством предоставления туристу определенного вида или набора услуг туризма для экспорта или импорта.

Экспортом услуг туризма является продажа туристских продуктов иностранным гражданам, въезжающим на территорию данного государства для их получения. Денежные поступления от реализации туристских продуктов будут получены из-за границы, а сами услуги предоставлены на территории принимающего государства.

Импортом услуг туризма является приобретение гражданами данной страны туристских продуктов, предоставляемых за ее пределами. Денежные поступления за покупку туристских продуктов перечисляются за границу, где и будут предоставлены приобретенные услуги.

Услуги международного туризма представляют собой экспортно-импортную деятельность туроператоров и турагентов из различных стран, которая предполагает обслуживание лиц, выезжающих за границу и не занимающихся там оплачиваемой деятельностью.

Процесс принятия ответственных решений при осуществлении международной коммерческой деятельности тесно связан с анализом существующих условий торговли на том или ином рынке: действующего законодательства, торговой практики, обычаев делового оборота, применяемых в той или иной стране или сфере торговли. Для того чтобы объективно оценить и оптимизировать коммерческие риски по сделке, субъекты внешнеэкономической деятельности могут прибегать к помощи профессиональных консультантов. Услуги профессиональных консультантов могут предоставляться по широкому кругу вопросов экономической деятельности субъектов хозяйствования – предприятий, фирм, организаций. Как правило, такие услуги предлагаются либо специализированными консалтинговыми компаниями (предоставление отдельных видов услуг), либо универсальными консалтинговыми компаниями (услуги консультантов различного профиля).

Консалтинговые фирмы предоставляют услуги по исследованию и прогнозированию рынка, исследованию цен мировых товарных рынков, оценке торгово-политических условий для осуществления экспортно-импортных операций, по разработке технико-экономических обоснований, бизнес-планов и инвестиционных проектов, разработке экспортной стратегии, по проведению комплекса маркетинговых исследований, разработке маркетинговых программ, анализу финансово-хозяйственной деятельности предприятия с учетом внутренней и внешней среды, а также по анализу характеристик конкретных рынков, на которых функционирует то или иное предприятие.

В области делового консультирования могут быть предложены услуги по поиску и подбору партнеров за рубежом, ведению деловой переписки, по разработке и составлению внешнеэкономических контрактов. Кроме того, с развитием систем управления транспортно-логистическими потоками субъекты внешнеэкономической деятельности стали прибегать к консультационным услугам по оптимизации доставки товаров иностранным контрагентам. Поставщикам, уже работающим на мировом рынке или только собирающимся выйти на него, недостаточно просто доставить груз из пункта отправления в пункт назначения. Таким компаниям необходима информация об экономической ситуации на рынке товаров/услуг, на который они собираются поставлять свой товар, а также требуются партнеры для организации поставок по удобным для них схемам.

Консультационные услуги представляют собой комплекс рекомендаций и советов в области финансовых, экономических, юридических и иных вопросов, предоставляемых высокопрофессиональными специалистами консалтинговых компаний участникам внешнеэкономической деятельности с целью оптимизации процесса реализации внешнеэкономических сделок и повышения их эффективности.

Кроме самостоятельных сделок купли-продажи услуг во внешней торговле существует целый ряд сделок по купле-продаже услуг, которые осуществляются для обслуживания товаропотоков между иностранными контрагентами. В группу сделок по купле-продаже услуг, обслуживающих куплю-продажу товаров, входят международные перевозки грузов, транспортно-экспедиторские услуги, услуги по хранению грузов, услуги по страхованию грузов, услуги по международным расчетам.

Как правило, вышеперечисленные услуги предоставляются вместе с куплей-продажей партии товаров. Партию товаров необходимо доставить от продавца к покупателю, и тогда одна из сторон в соответствии с условиями договора будет ответственна за организацию транспортировки, а при необходимости – и за сопровождение, и охрану данной партии в период транспортировки.

В процессе доставки товара от продавца к покупателю может возникнуть ситуация, когда партию товаров необходимо подвергнуть временному хранению, и тогда один из контрагентов будет вынужден передать данную партию для временного хранения на склад специализированной организации.

Стороны могут быть заинтересованы и в организации страхования во время доставки партии товара, поскольку данный этап совершения внешнеэкономической операции чреват рисками повреждения или гибели товара, что может обернуться убытками для одной из сторон.

Контрагентам, находящимся в разных странах, необходимо произвести расчеты за поставляемую партию товара, и для этого они прибегают к услугам по международным расчетам, посредством которых покупатель может уплатить установленную контрактом сумму, а продавец может получить этот платеж.

Такие услуги чаще всего предоставляются по запросу любого из контрагентов специализированными компаниями. Деятельность компаний, предоставляющих услуги, обслуживающие куплю-продажу товаров, обычно узконаправленна и специализируется на предоставлении услуг одного направления.

Как и любая сделка во внешнеэкономической деятельности, сделки по купле-продаже услуг, обслуживающих куплю-продажу товаров, будь то международные перевозки грузов, транспортно-экспедиторские услуги, услуги по хранению грузов, услуги по страхованию грузов, услуги по международным расчетам, должны оформляться контрактом на предоставление услуг.

Рынок информационных услуг

В процессе перехода от индустриального к постиндустриальному (информационному) обществу базовым становится информационный ресурс. Он занимает важное место в процессе производства наряду с трудовыми, материальными, финансовыми ресурсами. Поэтому целесообразно рассмотреть информацию, как ресурс, продукт и услугу, которая лежит в основе формирования нового рынка - рынка информационных продуктов и услуг.

Информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).

Информационные ресурсы являются базой для создания информационных продуктов. Любой информационный продукт отражает информационную модель его производителя и воплощает его собственное представление о конкретной предметной области, для которой он создан. Информационный продукт, являясь результатом интеллектуальной деятельности человека, должен быть зафиксирован на материальном носителе любого физического свойства в виде документов, статей, обзоров, программ, книг и т.д.

Информационный продукт - совокупность данных, сформированная производителем для распространения в вещественной или невещественной форме. Информационный продукт может распространяться такими же способами, как и любой другой материальный продукт, с помощью услуг.

Услуга - результат непроизводственной деятельности предприятия или лица, направленный на удовлетворение потребности человека или организации в использовании различных продуктов. Информационная услуга - получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов.

Существование информационных продуктов и услуг порождают появление рынка по обмену информацией.

Рынок информационных продуктов и услуг (информационный рынок) - система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе.

Информационный рынок характеризуется определенной номенклатурой продуктов и услуг, условиями и механизмами их предоставления, ценами. В отличие от торговли обычными товарами, имеющими материально- вещественную форму, здесь в качестве предмета продажи или обмена выступают информационные системы, информационные технологии, лицензии, патенты, товарные знаки, ноу-хау, инженерно-технические услуги, различного рода информация и прочие виды информационных ресурсов.

Основным источником информации для информационного обслуживания в современном обществе являются базы данных. Они интегрируют в себе поставщиков и потребителей информационных услуг, связи и отношения между ними, порядок и условия продажи и покупки информационных услуг.

Поставщиками информационных продуктов и услуг могут быть:

- центры, где создаются и хранятся базы данных, а также производится постоянное накопление и редактирование в них информации;

- центры, распределяющие информацию на основе разных баз данных;

- службы телекоммуникации и передачи данных;

- специальные службы, куда стекается информация по конкретной сфере деятельности для ее анализа, обобщения, прогнозирования, например консалтинговые фирмы, банки, биржи;

- коммерческие фирмы;

- информационные брокеры.

Потребителями информационных продуктов и услуг могут быть различные юридические и физические лица, решающие задачи.

Не один рынок не может существовать без инфраструктуры. Рассмотрим внутренне строение информационного рынка более подробно.

Инфраструктура информационного рынка - совокупность секторов, каждый из которых объединяет группу людей или организаций, предлагающих однородные информационные продукты и услуги.

Инфраструктуру информационного рынка можно представить пятью секторами:

- научно-техническая продукция в виде проектных, технологических, методических разработок по разным отраслям;

- объекты художественной культуры в виде текстовой, визуальной и аудиопродукции;

- услуги образования - все виды обучения;

- управленческие данные и сообщения (политическая и хозяйственная информация, статистические данные, данные о рыночной ситуации, рекламные сообщения, оценки и рекомендации по принятию решений);

- бытовая информация: сообщения общего характера, сведения о потребительском рынке, сведения о рынке труда.

В зависимости от вида объекта купли-продажи рынок информации может быть представлен пятью секторами.

1-й сектор - деловая информация, состоит из следующих частей:

- биржевая и финансовая информация - котировки ценных бумаг, валютные курсы, учетные ставки, рынок товаров и капиталов, инвестиции, цены. Поставщиками являются специальные службы биржевой и финансовой информации, брокерские компании, банки;

- статистическая информация - ряды динамики, прогнозные модели и оценки по экономической, социальной, демографической областям. Поставщиками являются государственные службы, компании, консалтинговые фирмы;

- коммерческая информация по компаниям, фирмам, корпорациям.

2-й сектор - информация для специалистов, содержит следующие части:

- профессиональная информация - специальные данные и информация для юристов, врачей, фармацевтов, преподавателей, инженеров, геологов, метеорологов и т.д.;

- научно-техническая информация - в области естественных, технических, общественных наук, по отраслям производства и сферам человеческой деятельности;

- доступ к первоисточникам - организация доступа к источникам информации через библиотеки и специальные службы.

3-й сектор - потребительская информация, состоит из следующих частей:

- новости и литература - информация служб новостей и агентств прессы, электронные журналы, справочники, энциклопедии;

- потребительская информация - расписания транспорта, резервирование билетов и мест в гостиницах, заказ товаров и услуг, банковские операции и т.п.;

- развлекательная информация - игры, телетекст, видеотекст.

4-й сектор - услуги образования, включает все формы и ступени образования: дошкольное, школьное, специальное, среднепрофессиональное, высшее, повышение квалификации и переподготовку.

5-й сектор - обеспечивающие информационные системы и средства, состоит из следующих частей:

- программные продукты - программные комплексы с разной ориентацией;

- от профессионала до неопытного пользователя компьютера: системное программное обеспечение, программы общей ориентации;

- технические средства - компьютеры, телекоммуникационное оборудование, оргтехника, сопутствующие материалы и комплектующие.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.