Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Деятельности






 

Экономическая эффективность в наиболее общем виде означает результативность, т.е. соотношение между достигнутыми результатами и израсходованными ресурсами. При любых системах людей интересует, ценой каких затрат достигнут результат. Следовательно, Уровень экономической эффективности устанавливается путем сопоставления двух величин: полученного экономического результата и израсходованных ресурсов. Сущность проблемы экономической эффективности состоит в увеличении экономических результатов на каждую единицу затрат в процессе использования имеющихся ресурсов. В основе понятия экономической эффективности лежит понятие эффекта. Экономический эффект – это полезный результат экономической деятельности, измеряемый разностью между полученным денежным доходом и денежным расходом на ее осуществление. В условиях рыночной экономики целевая функция предприятия заключается в получении положительного экономического эффекта, выражающегося в прибыли. Прибыль – это абсолютная величина дохода, она не может выступать в качестве определяющего признака оценки эффективности, раскрывающего ее сущность. Смысл критерия эффективности вытекает из необходимости максимизации полученного результата или минимизации затрат на его достижение. Исходя из этого, в качестве количественного критерия эффективности должна выступать норма прибыли – рентабельность.

Следует различать общую и сравнительную эффективность. Общая эффективность исчисляется для оценки затрат и результатов уже реализованных решений. Сравнительная эффективность определяется при выборе одного из вариантов решения, она позволяет выявить экономические преимущества одного варианта по сравнению с другими, определить степень оптимальности выбранного варианта.

Переход к рыночной экономике существенно корректирует теорию практику оценки экономической эффективности. В условиях рынка повышается ответственность за принимаемые решения по обоснованию экономической эффективности, так как собственник средств несет полную материальную ответственность за обоснованность расчетов и прогнозов. Повышается степень риска в инвестиционной, хозяйственной деятельности, что требует использования систем страхования, независимой экспертизы, услуг консалтинговых компаний. А это, в свою очередь, требует дополнительных затрат. При определении эффективности внешнеэкономической деятельности первостепенное значение имеют следующие методологические аспекты:

- необходимость полного и объективного учета как результатов ВЭД, так и затрат на их достижение. Если предприятие специализируется на экспортно-импортных операциях, то оценка эффективности предприятия совпадает с оценкой эффективности ВЭД. В случае если ВЭД предприятия – лишь часть его производственно-хозяйственной деятельности, необходимо выделить в отдельную отчетность как результаты экспортно-импортных операций, так и затраты, связанные с их проведением. При этом под результатами понимается денежная оценка полученной предприятием выгоды от внешнеэкономической сделки, учитываемой в национальной валюте, независимо от валюты платежа. Под затратами понимается денежная оценка всех видов затрат (материальных, трудовых, финансовых), включая обязательства предприятия перед государством в соответствии с действующим законодательством; повышение эффективности достигается как за счет экономии текущих (потребляемых ресурсов), так и путем наиболее выгодного использования действующего капитала и новых капиталовложений (применяемых ресурсов). В первую очередь это относится к использованию производственных мощностей. Так, увеличение продаж сверх объемов, принятых при расчете порога рентабельности, может перекрыть потери, связанные со скидками с цены на значительные оптовые партии товара. Однако это требует дополнительной информации, связанной с выделением в составе затрат переменных и постоянных издержек по ассортименту экспортных товаров, что традиционно сложившимися системами бухгалтерского учета не предусматривается. В условиях рынка каждое предприятие, являясь экономически самостоятельным товаропроизводителем, должно использовать любые оценки эффективности, как классические (эффективность продаж, производства, капитала), так и маржинальную прибыль от внешнеэкономической деятельности в расчете на единицу продукции (рассчитывается как разница между выручкой от экспорта товара и переменными издержками в составе экспортных затрат), и маржинальную рентабельность (отношение маржинальной прибыли к переменным издержкам). Такой подход позволяет располагать более реальной картиной эффективности всего ассортимента экспортной продукции

- должно обеспечиваться соблюдение принципа сравнимости с базовым вариантом. В качестве базы могут быть выбраны различные ситуации (вариант, учитывающий ситуацию у внешних конкурентов, состояние дел на внутреннем рынке и т.д.);

- сопоставимость затрат и результатов по разным параметрам (ценовая сопоставимость, качество, учет временного блага);

- необходимость учитывать особенности характера внешнеторговых сделок (экспортные, импортные, товарообменные, толлинговые и т.п.).

Эффективность внешнеэкономической деятельности в значительной степени зависит от уровня и качества работы государственных структур. В Республике Беларусь сложилась система государственных органов, возглавляемая Президентом Республики Беларусь.

Президент Республики Беларусь обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики страны.

При организации внешнеэкономической деятельности предприятие может преследовать одну или несколько из следующих целей:

- рост эффективности производства, вызванный различиями в издержках производства в разных странах;

- освоение новых рынков сбыта продукции, особенно для товаров, находящихся на последних стадиях жизненного цикла, но являющихся конкурентоспособными за пределами страны-производителя;

- обеспечение оптимальных объемов производства в случае, если рамки национального рынка оказываются узкими;

- получение валютной выручки, необходимой для импорта новой технологии, ноу-хау, дефицитных сырья и материалов;

- улучшение финансового положения предпринимателя за счет закупки более дешевых товаров в странах, где для их производства существуют лучшие условия;

- реализация ненужного оборудования, излишних сырья и материалов при изменении профиля предприятия;

- повышение технического уровня производства, рост производительности труда и качества продукции;

- использование передового зарубежного технического опыта;

- рост занятости и повышение квалификации работников.

Внешнеэкономическая деятельность приносит ожидаемые результаты при наличии определенного комплекса внутренних и внешних предпосылок. Эти предпосылки представляют собой исходный материал для технико-экономического обоснования и бизнес-планирования.

Внутренние предпосылки характеризуют непосредственно деятельность предприятия и включают технологические, производственные, финансовые, организационные, управленческие предпосылки, необходимые для участия в международном бизнесе. Они проявляются через наличие конкурентоспособной продукции, высококвалифицированных специалистов, достаточных финансовых, в т.ч. валютных ресурсах и т.д. Основной принцип внешнеэкономической деятельности – достижение валютной самоокупаемости, предполагающей возмещение валютных расходов предприятий за счет их валютных доходов.

Внешние предпосылки позволяют оценить экономические, политические, географические, социальные характеристики предпринимательской среды, сопровождающей выход фирмы на внешний рынок. К таким предпосылкам относятся степень «открытости» хозяйственной системы страны в целом, государственная политика в области регулирования внешнеэкономической деятельности, конвертируемость национальной валюты, типы таможенных систем зарубежных стран, уровень и характер конкуренции на внешних рынках, разнообразные естественно-географические условия, влияющие на эффективность экспортно-импортных операций.

Правовая база внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов в Республике Беларусь включает: «Таможенный кодекс таможенного союза»; «О таможенном регулировании в Республики Беларусь» от 10.01.14г. №129-З; «О таможенных сборах» от 13.07.2006. №443; «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» от 27.03.2008 г. №178; «О некоторых вопросах таможенного регулирования» от 18.07.2011 №319; «Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть)» 29.12.2009г. № 71-З.

Принципы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности определены законом «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», который определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, права и обязанности государственных органов Республики Беларусь в области внешнеторговой деятельности с целью обеспечения экономической безопасности Республики Беларусь, стимулирования национальной экономики при осуществлении внешнеторговой деятельности и обеспечения условий эффективной интеграции экономики Республики Беларусь в мировую экономику.

Правительство Республики Беларусь осуществляет мероприятия, содействующие развитию внешнеторговой деятельности, в том числе: разработку программ развития внешнеторговой деятельности; принятие мер по обеспечению кредитования участников внешнеторговой деятельности; обеспечение функционирования систем гарантий и страхования внешнеторговых сделок; создание и обеспечение развития системы внешнеторговой информации и информационно-консультационных служб; реализация различных форм стимулирования и поощрения внешнеторговой деятельности.

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности включает тарифное регулирование, нетарифное регулирование или количественное ограничение экспорта и импорта; валютное регулирование; экспортный контроль.

Система экспортного контроля действует в целях обеспечения национальной безопасности и защиты экономических интересов Республики Беларусь, выполнение обязательств Республики Беларусь по международным договорам и поддержания международных усилий оружия массового поражения и обычных средств вооружений. Объектами экспортного контроля являются товары, технологии и услуги, предусмотренные международными договорами и обязательствами Республики Беларусь, касающиеся международной и национальной безопасности; химические субстанции (токсины), микроорганизмы (вирусы, бактерии), устройства, технологии и услуги, которые могут быть использованы для создания ядерного оружия и ядерных взрывчатых устройств; товары, технологии и услуги военного назначения, результаты научно-технической деятельности.

Законы определяют перечни отдельных видов товаров на экспорт и (или) импорт которых устанавливается государственная монополия. Государственная монополия на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров осуществляется на основе лицензирования деятельности по экспорту и (или) импорту товаров. Лицензии на осуществление этой деятельности выдается республиканским органом государственного управления.

Правительство Республики Беларусь проводит защитные меры в отношении импорта товаров, необходимых для устранения ущерба или предотвращения его наступления, в форме количественных ограничений или введения особых видов таможенных пошлин.

Могут устанавливаться запрет и ограничения экспорта и (или) импорта товаров исходя из национальных интересов, включающих соблюдение общественной морали и правопорядка; охрану жизни и здоровья людей, животного и растительного мира; необходимость предотвращения иррационального использования невосполнимых природных ресурсов; обеспечение экономической безопасности Республики Беларусь и др.

Ввозимые на территорию Республики Беларусь товары должны соответствовать техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным и экологическим стандартам и требованиям, установленным в РБ. Подтверждение соответствия вводимых товаров указанным требованиям осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Для осуществления отдельных видов внешнеторговой деятельности устанавливаются таможенные процедуры и таможенные операции. Порядок осуществления приграничной торговли определяется правительством Республики Беларусь в соответствии с законодательством Республики Беларусь и международными договорами Республики Беларусь.

Таможенное тарифное регулирование осуществляется посредством применения импортного и экспортного таможенных тарифов. Таможенный тариф представляет собой свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемых через таможенную границу.

Механизм определения таможенной стоимости товара закреплен Законом Республики Беларусь «О таможенном тарифе».

Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Беларусь производится в соответствии с их таможенными режимами.

Таможенное оформление товаров производится по месту нахождения отправителя или получателя товара при условии уведомления таможни о доставке товара в отведенное для него место и предоставлении следующих документов: грузовой таможенной декларации, лицензии для лицензируемых товаров; платежных документов.

Декларирование товаров производится путем представления органам государственного таможенного комитета (ГТК) грузовой таможенной декларации стандартного типа или товаросопровождающих документов.

Грузовая таможенная декларация содержит информацию об отправителе и получателе товара, о стране, в которой зарегистрирована фирма-партнер, о стране назначения, об условиях поставки, о валюте контракта, о квоте, о таможенной стоимости контракта, о таможенных пошлинах и сборах подлежащих взысканию и др.

За совершение нарушений таможенных правил могут быть наложены следующие виды взысканий: предупреждение, штраф, отзыв лицензии, конфискация товаров и транспортных средств. Наряду с административными правонарушениями определяют виды преступлений, которые приводят к уголовной ответственности. К ним относятся: контрабанда, умышленное уклонение от уплаты таможенных платежей в крупных размерах, незаконные валютные операции.

Нетарифное регулирование ВЭД осуществляется путем квотирования и лицензирования внешнеторговой деятельности.

Под внешнеторговой квотой понимается количественное ограничение объема продукции определенного вида, которая может быть ввезена в страну или вывезена из нее.

Лицензирование ВЭД осуществляется посредством получения разрешений на проведение экспортно-импортных операций.

Валютное регулирование ВЭД в Республике Беларусь осуществляется на основании Закона Республики Беларусь «О валютном регулирования и контроле» от 28.07.2003г. №226-З.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение внешнеэкономической деятельности.

2. Что определяет характер внешнеэкономической политики государства?

2. Дайте определение внешней торговли как основного направления ВЭД.

3. Что такое оборот внешней торговли?

4. Какова структура и география внешней торговли?

5. Дайте характеристику прямым и косвенным сделкам во внешнеэкономической деятельности.

6. Раскройте понятие международной коммерческой деятельности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.