Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Беларусь с ВТО Присоединение Республики Беларусь к ВТО.






 

Всемирная торговая организация представляет собой организационно правовую систему современной международной торговли, распространившуюся на все ее секторы. ВТО – преемница действовавшего с 1947 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с 1 января 1995 г. учредителями ВТО стали 125 стран-членов ГАТТ. Еще свыше 30 стран имеют статус наблюдателя и ведут интенсивные переговоры о присоединении. Кроме того, статусом наблюдателя пользуются около 30 международных организаций. Секретариат ВТО находится в Швейцарии (г. Женева).

Главная задача функционирования Всемирной торговой организации заключается в либерализации мировой торговли путем последовательного сокращения уровня импортных пошлин и устранения различных нетарифных барьеров. В своей деятельности она исходит из того, что расширение международного обмена позволит наиболее оптимально использовать мировые ресурсы, обеспечит стабильность экономического развития всех стран и сохранение окружающей среды.

ВТО играет важную роль в динамичном развитии интеграционных процессов в мировом сообществе, при этом выполняя такие функции, как:

- контролировать национальную торговую политику стран-членов и выполнение ими требований соглашений, а также используют предусмотренные меры для обеспечения соблюдения правил регулирования внешней торговли;

- является организатором многосторонних переговоров в целях устранения препятствий для роста международной торговли и ее упорядочения;

- служит общепризнанным международным судом, позволяющим правительствам разрешать споры, связанные с нарушением принципов и правил функционирования на мировом рынке;

- тесно сотрудничает с другими международными экономическими учреждениями (правительственными и неправительственными), участвуя, таким образом, в формировании глобальной экономической политики.

Структура ВТО в значительной степени базируется на структуре органов ГАТТ с некоторыми изменениями и дополнениями, вызванными расширением ее функций и сферы деятельности. Высшим органом ВТО является Конференция министров, объединяющая представителей всех государств-участников. Сессии конференции собираются не реже одного раза в два года для обсуждения и принятия решений по принципиальным вопросам, связанным с соглашениями Уругвайского раунда. Конференция учреждает следующие комитеты: по торговле и развитию; по ограничениям в целях обеспечения равновесия платежного баланса; по бюджету, финансам и администрации; по торговле и окружающей среде. Конференция также назначает Генерального директора ВТО, который в свою очередь назначает сотрудников подразделений Секретариата ВТО, определяет их обязанности и условия службы в соответствии с положениями, принятыми Конференцией министров.

В периоды между конференциями министров ее функции возложены на Генеральный совет ВТО, открытый для участия также представителей всех стран-членов и созываемый по мере необходимости – обычно 8-10 раз в год. Генеральный совет решает текущие и процедурные вопросы, а также курирует деятельность Органа по урегулированию споров и Органа по обзору торговой политики. Под руководством Генсовета работают Совет по торговле товарами, Совет по торговле услугами, Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности и другие органы ВТО. Всего в структуре организации около 20 комитетов, в том числе 4 комитета созданы непосредственно Генеральным советом, 12 комитетов соответственно Советом по торговле товарами и 1 комитет – Советом по торговле услугами.

Бюджет ВТО формируется из ежегодных взносов стран-членов, утверждаемых Генеральным советом. Взносы определяются пропорционально доле страны в мировой торговле.

На 2 марта 2013 года в ВТО состояло 159 стран, на долю которых в сумме приходилось 97 % мирового торгового оборота. Россия вступила во Всемирную торговую организацию и стала её 156-м членом 22 августа 2012 года. 2 марта 2013 Таджикистан стал 159-м членов ВТО. За рамками ВТО остаются пять постсоветских стран: Азербайджан, Беларусь, Казахстан, Туркменистан и Узбекистан. В 2013 году Туркменистан выступил с инициативой о вступлении в ВТО.

В декабре 1992 г. 49-я сессия договаривающихся сторон ГАТТ приняла решение о предоставлении Республике Беларусь статуса государства-наблюдателя. Республика Беларусь, таким образом, стала первой из стран региона бывшего СССР, получившей такой статус. Спустя девять месяцев в секретариат была направлена нота МИД Республики Беларусь с просьбой о полном присоединении Республики Беларусь к ГАТТ. 26 октября 1993 г. белорусская делегация выступила с докладом на сессии Совета представителей ГАТТ, и последний единогласно принял положительное решение относительно просьбы Республики Беларусь, учредив как того требует процедура, специальную группу стран-членов ГАТТ по переговорному процессу. В ее предварительный состав вошли страны ЕС, США, Канада, Япония, Австралия, Швейцария, Норвегия, Польша и Турция.

8 декабря 1993 г. была создана Межведомственная комиссия по подготовке вступления Республики Беларусь в ГАТТ. Позже, в связи с трансформацией ГАТТ в ВТО, вышеуказанная комиссия была преобразована в Межведомственную комиссию по вопросам вступления Республики Беларусь во Всемирную торговую организацию. В состав данной комиссии вошли представители от 22 министерств и других центральных органов управления республики.

В январе 1995 г. Беларусь получила статус наблюдателя при генеральном совете и других органов ВТО, а 8 ноября 1995 г. был утвержден Меморандум о торговом режиме Республике Беларусь, который был направлен генеральному директору ВТО. В мае 1996 г. из секретариата был получен сводный вопросник стран – членов ВТО по внешнеторговому режиму Республики Беларусь, который содержал более 200 вопросов. Ответ, подготовленный рядом министерств и ведомств, был передан в секретариат ВТО в декабре 1996 г. Согласно установленной процедуре после рассмотрения в секретариате перечень был передан в рабочую группу, которая провела с официальной делегацией Республики Беларусь уже три раунда переговоров.

Так, 5 июня 1997 г. в Женеве состоялось первое заседание рабочей группы по присоединению Республики Беларусь к ВТО, где рассматривался Меморандум. В ходе второго раунда, который проходил в апреле 1998 г., обсуждались вопросы, касающиеся внешнеторговой политики в области сельскохозяйственной продукции, санитарных и фитосанитарных мер, применяемых Республикой Беларусь, а также основных направлений государственной поддержки производителей сельскохозяйственной продукции. В течение трех лет вопрос о вступлении Республики Беларусь в ВТО практически не поднимался. С увеличением роли этой организации в мировой торговле и расширение сфер ее деятельности, а также возникновения проблем и противоречий Республики Беларусь с различными странами по поводу внешнеторгового режима, появились сомнения о целесообразности вступления Беларуси в ВТО. Тем не менее, третий раунд состоялся 5 марта 2001 г. и стал толчком и благоприятной основой для определения первоочередных целей и направлений, которые касаются вступления Республики Беларусь в ВТО. В ходе переговоров рабочая группа по присоединению отметила положительные тенденции в области внешнеэкономической политики, так же во всей экономике в целом в последние годы. Отдельное заседание было посвящено сельскому хозяйству.

После заседания рабочей группы белорусская сторона приняла решение о разработке и начале реализации стратегии вступления в ВТО. В первую очередь необходимо привести законодательство в соответствие с правилами и принципами ВТО в таких сферах, как нетарифное регулирование, ценовая политика, государственная поддержка сельского хозяйства, налогообложения, порядок получения льгот и субсидий, лицензирование, стандартизация и техническое нормирование, таможенное регулирование и т.д. Важным вопросом является выработка долгосрочной тарифной политики страны.

Достаточно трудоемкий организационно-технический процесс вступления государства в ВТО требует четкого осознания преобладания преимуществ над недостатками от участия в данной организации.

Итак, таможенное регулирование является важной сферой обеспечения государством финансовых отношений внешнеэкономических связей. Однако трансмиссия объектов через границы Республики Беларусь не ограничивается исключительно товарами. Движение капиталов играет также важную роль в стабильном функционировании финансов ВЭД государства. Мобильность международного капитала, основанная на принципах кредита, содержит в себе, помимо очевидных положительных моментов, ряд скрытых угроз, которые могут привести к проблемам внешней государственной задолженности. В свою очередь кризис внешнего государственного долга является одним из ключевых индикаторов состояния финансов внешнеэкономической деятельности государства.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.