Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Бюджетный процесс, его этапы






Бюджетный процесс – это регламентируемая законодательством деятельность государственных органов, иных участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов, а также составлению, рассмотрению и утверждению отчетов об их исполнении.

Участниками бюджетного процесса являются:

Президент Республики Беларусь;

Парламент Республики Беларусь;

Правительство Республики Беларусь;

местные Советы депутатов;

местные исполнительные и распорядительные органы;

органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь;

Национальный банк Республики Беларусь;

иные государственные органы, на которые законодательством возложены права и обязанности по регулированию бюджетных отношений, организации и осуществлению бюджетного процесса;

распорядители и получатели бюджетных средств;

банки, иные организации и физические лица, участвующие в бюджетном процессе.

Бюджетный процесс включает в себя четыре взаимосвязанные стадии:

1.Составление проектов бюджетов на очередной год;

2. Рассмотрение и утверждение бюджета страны и бюджетов органов местной власти;

3. Исполнение бюджетов (республиканского и местных);

4.Составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение.

Указанные стадии осуществляются в течение бюджетного периода - срока, в течение которого действует утвержденный бюджет.

В Республике Беларусь бюджетный период составляет 12 месяцев и длится с 1 января по 31 декабря.

Различают также счетный период - это бюджетный период (бюджетный год) и льготный период после его окончания (1 месяц ), в течение которого завершаются операции по обязательствам, принятым в период исполнения бюджета за прошедший финансовый год.

Деятельность государства в течение срока от начала составления государственного бюджета до утверждения отчета об его исполнении называется бюджетным циклом.

Бюджетным кодексом Республики Беларусь предусматривается переход к механизму среднесрочного бюджетного планирования.

Последовательное решение задач, выполняемых на каждом из этапов, обеспечивает формирование, а затем использование централизованного фонда государства, отвечающего целям утвержденной социально-экономической программы развития.

1 этап. Организация бюджетного процесса начинается с отбора участников, установления сроков обоснования расчетных показателей по доходам и расходам консолидированного, республиканского и местных бюджетов.

При разработке проекта бюджета учитываются:

· направления бюджетно-финансовой политики;

· параметры прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь, государственных и региональных программ;

· оценка исполнения бюджетов за предыдущий (по факту) и текущий (ожидаемого) финансовые (бюджетные) годы;

· нормативы отчислений от республиканских налогов и других обязательных платежей в соответствующие местные бюджеты.

На основе многовариантных расчетов определяются объем доходов и расходов всех видов бюджетов, а также их соотношение.

Разработка проектов бюджетов находится в исключительной компетенции Правительства Республики Беларусь и местных исполнительных и распорядительных органов, однако его непосредственным составлением занимаются Министерство финансов и местные финансовые (исполнительные и распорядительные) органы.

Составление проекта республиканского бюджета начинается не позднее чем за десять месяцев до начала очередного финансового года, т.е. до 1 марта.

2 этап. П роект бюджета выносится на рассмотрение Правительства Республики Беларусь для детального обсуждения его содержания и структуры, а при необходимости — для внесения изменений, касающихся объема, структуры доходов и расходов.

Рассмотренные и одобренные Правительством Республики Беларусь проект закона о республиканском бюджете и расчетные показатели по консолидированному бюджету Республики Беларусь на очередной финансовый год не позднее 1 сентября года, предшествующего очередному финансовому году, представляются на рассмотрение Президенту Республики Беларусь.

Проект закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год вносится в Палату представителей не позднее 1 ноября года, предшествующего очередному финансовому году.

К проекту бюджета прилагаются:

• пояснительная записка к проекту бюджета;

•основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый (бюджетный) год;

•проект консолидированного бюджета Республики Беларусь на планируемый финансовый (бюджетный) год;

•основные показатели взаимоотношений республиканского и местных бюджетов;

•оценка ожидаемого исполнения республиканского и консолидированного бюджетов за предшествующий год;

•прогнозные расчеты по доходам и расходам республиканского бюджета на планируемый финансовый (бюджетный) год.

В случае необходимости одновременно могут быть внесены изменения и дополнения в акты законодательства Республики Беларусь, связанные с формированием и исполнением бюджета.

Утвержденный проект бюджетаимеет силу закона иустанавливает основные параметры, характеризующие:

•объем доходов и расходов бюджета и их структуру в соответствии с бюджетной классификацией;

•распределение доходов между республиканским и местными бюджетами, нормативы отчислений от всех обязательных платежей в бюджеты областей и г. Минска;

•объем расходов республиканского бюджета по разделам и подразделам бюджетной классификации;

•величину ассигнований, финансируемых за счет республиканского бюджета, на государственные капитальные вложения в отраслевом разрезе. В последние годы в связи с усилением внимания к инновационному развитию законодательно устанавливается нижняя граница общих затрат на научную и научно-техническую деятельность в процентах от объема расходов республиканского бюджета;

•средства, предусмотренные в планируемом финансовом году на реализацию защищенных статей и целевых программ;

•размер оборотной кассовой наличности (он не может превышать объем расходов, равный двухнедельному фонду заработной платы, финансируемой из бюджета);

•превышение доходов над расходами бюджета или расходов над доходами бюджета (дефицит бюджета); предельный размер дефицита по республиканскому бюджету, бюджетам областей и г. Минску; внутренние и внешние источники финансирования дефицита республиканского бюджета;

•размер прироста внутреннего и лимит внешнего государственного долга Республики Беларусь;

•лимит участия Национального банка Республики Беларусь в кредитовании республиканского бюджета; размер платы за обслуживание Национальным банком Республики Беларусь государственного внутреннего долга и другие показатели.

После утверждения республиканского бюджета и нормативов отчислений от регулирующих доходов в консолидированные бюджеты областей и бюджет г. Минска осуществляется окончательное составление областных бюджетов, бюджета г. Минска и расчетных показателей по консолидированным бюджетам районов, бюджетам городов областного подчинения и областным бюджетам для определения нормативов отчислений от регулирующих доходов в эти бюджеты и сумм межбюджетных трансфертов.

Принятие закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год осуществляется не позднее 1 декабря года, предшествующего очередному финансовому году.

Местные исполнительные и распорядительные органы разрабатывают проекты решений местных Советов депутатов о бюджетах на очередной финансовый год и вносят на утверждение в соответствующие местные Советы. Проекты рассматривают постоянные комиссии местных Советов депутатов и готовят заключение.

Принятие решений местными Советами депутатов о бюджете на очередной финансовый год осуществляется до начала планируемого финансового года.

3 этап. В ходе исполнения бюджета осуществляется мобилизация предусмотренных законом доходов и производится распределение и использование бюджетных средств по целевому назначению.

Основные задачи исполнения бюджета можно объединить в две группы:

1) по доходной части:

•обеспечение своевременной и полной аккумуляции доходов бюджетов всех видов;

•контроль за соблюдением налогового законодательства и взысканием других сборов и платежей;

•распределение доходов между республиканским и местными бюджетами в соответствии с утвержденными нормативами от регулирующих доходов;

•учет всех источников поступлений в бюджет и составление отчетности по видам доходов;

2) по расходной части:

•своевременное и полное финансирование намеченных мероприятий в разрезе разделов и подразделов бюджетной классификации;

•первоочередное обеспечение финансовыми ресурсами приоритетных социальных и экономических направлений с учетом оценки их реального состояния;

•контроль за рациональным и целевым использованием бюджетных ресурсов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.