Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема: философия в ХХ веке






 

План лекции

I. Специфика и основные проблемы философии ХХ в.

II. Основные направления философии ХХ в.

 

 

2.1. Феноменология

2.2. Аналитическая философия

2.3. Психоанализ

2.4. Экзистенциализм

2.5. Философская антропология

2.6. Структурализм

2.7. Постструктурализм

 

Основные понятия Феномен – психическое переживание, представленность предмета в сознании Эпохэ – в философии Гуссерля воздержание от поспешных суждений.

Интенциональность – в философии Гуссерля направленность сознания на феномен, полнота

рефлексивного акта над потоком психических переживаний.

Верификация – установление достоверности высказываний опытным путем.

Фальсификация – установление ложности высказываний в результате экспериментальной или теоретической проверки.

Фаллибилизм – (подверженный ошибкам, ненадежный) принцип, согласно которому всякое знание ошибочно.

Фрейдизм – направление современной философии, стремящееся применять учение Фрейда для объяснения явлений культуры, творчества и общества.

Психоанализ – метод лечения психических заболеваний, разработанный З.Фрейдом, а также теория, объясняющая роль бессознательного в жизни человека.

Бессознательное – совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта.

Либидо – половое влечение, сексуальная энергия, понятие психоанализа З.Фрейда

 

 

Сублимация – перенос сексуальной энергии на другой объект.

Рационализация – нахождение приемлемых причин и объяснений для приемлемых мыслей и действий.

Деконструкция - философская позиция, как политическая стратегия, как способ чтения, как метод анализа противоположный европейской «метафизике» в изучении культуры и философии. Деконструкция — это не отрицание, и не разрушение, а попытка заново обосновать, осуществить акт реконструкции, но при этом раскрыть, развязать, распутать всю дискурсивную цепь.

 

Краткое содержание

В ХХ в. иррационалистическую традицию продолжили психоанализ и экзистенциализм. По- прежнему важнейшей остается тема человека (психоанализ, экзистенциализм, философская

антропология). Новый ракурс в исследовании сознания (феноменология, психоанализ).

Философия в ХХ в. из аналитико-рациональной превращается в некое творчество, имеющее целью отразить, интерпретировать, объяснить изменившиеся символы культуры и смысложизненные вопросы человеческого бытия.

Феноменология — оригинальное направление, оказавшее фундаментальное влияние на последующее развитие философских идей. Ее основатель — немецкий философ

Эдмунд Гуссерль (1859—1938) считал, что как «строгая наука» она призвана изменить основания и методологические посылки процесса познания, лежащие в

основе наук, и всех философских систем. Феноменология ориентирует познание на непосредственный опыт сознания, созерцание феноменов как очевидных данностей.

Посредством редукции Гуссерль последовательно «выносит за скобки» все данные опыта, суждения, оценки, пока сущность не станет «чистой» и интуитивно

осознаваемой, а сознание будет мыслить логическими принципами, идеями чистой логики. Дальнейшее свое развитие идеи феноменологии получили в экзистенциализме и герменевтике.

Аналитическая философия. Логико-лингвистический поворот, т.е. перевод философских проблем в сферу языка и решение их на основе анализа языковых средств и выражений в философии ХХ в. начался с Бертрана Рассела (1872-1970), Людвига Витгенштейна (1889-1951).

Лингвистическую традицию анализа продолжил неопозитивизм. Основные идеинеопозитивизма сформировались в рамках Венского кружка (1930-1940 гг.). В отличие от позитивистов он видел задачу философии не в систематизации и обобщении специально-научного знания, а в деятельности по анализу языковых форм знания. Предметом философии должен быть язык, и, прежде всего язык науки, как способ выражения знания, а также деятельность по анализу этого знания и возможностей его выражения в языке.

Особенностью языка науки является язык наблюдения, протокольных предложений, фиксирующий чистый чувственный опыт. Теоретическое научное знание должно быть принципиально сводимо к опыту, т.е. верифицируемо. Ненаучным, следовательно, признается знание, теория, суждение, понятие, которые не поддаются проверке.

 

Представители неопозитивизма: Мориц Шлик (1882-1936), Рудольф Карнап (1891-1970), Отто Нейрат (1882-1945).

Психоанализ — одно из наиболее влиятельных идейных течений XX в. Основы психоанализа как философской концепции были заложены Зигмундом

Фрейдом (1856—1939). Развивают его идеи К.Юнг, А.Адлер, К.Хорни, неофрейдисты В.Райх, Г.Маркузе, Э.Фромм, постмодернизм.

 

Фрейд открыл в сознании человека особую бессознательную сферу, некий бездонный потаенный резервуар переживаний, который в принципе не может быть до конца выявленразумом и энергия которого во многом определяет работу сознания человека и его

внешнее поведение. Многие переживания детского возраста были «забыты» сознанием и, чтобы не разрушить детскую психику, вытеснены в бессознательное, но они продолжают жить там и мучают человека, иногда разрастаясь до серьезных психических расстройств.

Каждый человек носит в себе большое количество комплексов, страхов, суеверий, которые порой выражаются в безобидных чудачествах, а временами носят явно антисоциальный характер. Анализируя подобные бессознательные глубинные переживания пациентов,

ставших причиной неврозов, Фрейд заявляет, что первичным источником жизненной активности вообще является сексуальный инстинкт, «либидо». Он полагал, что психиатрия должна лечить не тело, а личность. Огромное внимание он уделял снам, где силы бессознательного проявляются наиболее ясно. Фрейд предложил психоаналитическую трактовку культуры, религии, истории.

 

Карл Юнг (1875-1961) разрабатывал теорию внеперсонального, «родового» или коллективного слоя бессознательного, которое состоит из совокупности архетипов (прообразов) древних способов понимания и переживания мира. Архетип — это система установок и реакций на мир древних людей, когда мир открывался жутким, кошмарным, неизвестным, но к которому люди

приспосабливались через объяснение и интерпретацию.

 

Эрих Фромм (1900—1980) отличается многосторонностью охвата проблем. Он разрабатывал целостную концепцию личности, исследуя механизм взаимодействия

психологических и социальных факторов в процессе ее формирования, пытался соединить психоанализ Фрейда с марксистским учением об обществе («демократический социализм», «коммунитарное общество»). Фромм полагал, что социальная структура формирует потребности человека, а его собственная антропологическая основа

определяет способы его существования. Он вводит понятие типов социальных характеров: рецептивного, эксплуататорского, накопительского и рыночного.

 

Экзистенциализм — философское течение, которое ставит в центр внимания индивидуальные

смысложизненные вопросы (вины и ответственности, решения и выбора, отношения человека к своему призванию, свободе, смерти) и проявляет интерес к проблематике науки, морали, религии, философии истории, искусству. Его представители Мартин Хайдеггер (1899-1976), Карл Ясперс (1883-1969), Ж. –Поль Сартр (1905-1980), Габриэль Марсель (1889-1973), Альберт Камю (1913—1960), Хосе Ортега-и-Гассет и другие соединены скорее сюжетно-тематически своими работами, которые отличаются причудливыми категориальными

построениями, свободно переносимые в драматургию и прозу. Авторы стремятся вслушаться в изменчивыеумонастроения и ситуационно-исторические переживания человека современной эпохи, пережившего глубокие потрясения. Эта философия обратилась к проблеме критических, кризисных ситуаций, пытаясь рассмотреть человека в жестоких испытаниях, пограничных ситуациях.

 

Главное внимание уделяется духовной активности людей, духовной выдержке человека, заброшенного в иррациональный поток событий и разочарованного в истории. Новейшая история Европы обнажила неустойчивость, хрупкость, неустранимую

конечность всякого человеческого существования. Новым

небиблейским откровением оказывается сознание

собственной смертности и несовершенства, которым

обладает каждый человек. Это состояние М.Хайдеггер

называет подлинным бытием человека, как «бытие-к-

смерти». Самым надежным свидетелем истины при этом

считается нетранслируемая индивидуальная

субъективность сознания, выраженная в настроениях,

переживаниях, эмоциях человека. Бытие, по Сартру,

только может быть достигнуто путем переживания, скуки,

отвращения. Задачи подлинной философии — аналитика

бытия человека, застигнутого «здесь и теперь», в

произвольной сиюминутности его переживаний. Это

чувственно-интуитивное постижение мира и человека,

который «заброшен» в историю. Область безусловных

очевидностей внутренне едина и составляет мир

«жизненной веры» человека.

 

Человек как объект философского анализа в его

целостности становится в центр философской

антропологии. Человек — это особый род сущего, поэтому

необходимо синтезировать новые знания о человеке. В 20-х

гг. ХХ столетия актуализация этих проблем Ницше,

Дильтеем, Гуссерлем нашла свое продолжение у Макса

Шелера (1874—1928). В работе «Место человека в

космосе» он рассматривает могущественный, но слепой

жизненный «порыв» и всепостигающий, но бессильный дух

как основные принципы человеческого бытия. XX в.

приумножил неопределенность по вопросу о

происхождении и сущности человека. К идеям

Божественного творения и разумного конструирования

философская антропология добавила дионисийского

человека, стремящегося к слиянию с природой, и человека

деятельного, создающего символы, формирующего

интеллект. В поисках своей сущности он выходит за

пределы своей природы и раскрывает себя на уровне игры,

творчества и т.п. То или иное его свойство (вера, разум,

природность, вооружение) демонстрирует многозначность

человеческих архетипов. При оценке этих свойств

рождаются суверенные образы человека и многообразные

антропологические учения. Современные конструкции

философской антропологии означают особый метод

мышления, когда человек рассматривается в конкретной

ситуации (исторической, социальной, экзистенциальной,

психологической, инструментальной и пр.). Так

продуцируются религиозная антропология, педагогическая

антропология, антропология культуры и прочие типы

гуманистической антропологии. В конечном итоге это

свидетельствует о развитии комплексного изучения

человека.

 

Структурализм как новый научный метод в

гуманитарных науках, претендующая на универсальность

теория в литературоведении и искусствоведении возник в

30-е гг. Формирование философского направления связано

с концепциями Соссюра, американской школы семиотики,

русского формализма, структурной антропологией К-Леви-

Стросса, структурного психоанализа Ж.Лакана, структуры

познания М.Фуко и др. Обобщенно, структурализм —

попытка выявить глубинные универсальные структуры,

которые проявляются в социуме на всех уровнях: начиная с

бессознательных психологических моделей, артефактов до

искусства, философии, математики, литературы,

архитектуры, языка и т.д. Эти универсальные структуры

общества выявляют, изучая мифы, интерпретируя

бессознательное с точки зрения его текстуального ха-

рактера, укорененного в языке. М.Фуко (1926-1984)

занимался поисками скрытых связей между социальными

институтами, идеями, обычаями и отношениями власти. Он

пытался раскрыть коды знания общества, которые

находятся в постоянном процессе трансформации.

 

Р. Барт (1915-1980) подверг критике устоявшиеся мнения в

литературоведении. Теория текста рассматривалась им как

производительность языка и порождение смысла. Каждый

из структуралистов стремится выявить бинарные

оппозиции, лежащие в основе глубинных структур

человеческого разума, определить универсальную

структуру человеческого бытия. Как и модернизм,

структурализм основан на убеждении в существовании

единства всего сущего, универсальности его принципов.

Постструктурализм, который взаимосвязан с

постмодернизмом, развивая идеи структуралистской

бинарной оппозиции в различных областях человеческой

жизни («господство / подчинение», «означающее /

означаемое», «язык / речь», «природа / культура»),

заменяет их понятиями множественности, не основанной на

каком-то единстве. Образно это выражено в термине

ЖДелеза и Ф.Гваттари «ризома» — корневище — метафоре

системного, метафорического мышления. Ризома — это

принципиально иной способ распространения

множественности как «движения желания» без оп-

ределенного направления и предсказуемости. Это и

метафора современной культуры, с ее отрицанием

упорядоченности и синхронности. Мир как ризома

уничтожает универсализм, как и смысл бинарных

оппозиций. Постструктурализм предложил процессы и

процедуры децентрации, детерриториализации,

деконструкции, которые были ассимилированы

постмодернизмом. Так, децентрация — это когда центр,

управляя структурой, не структурирован, он находится

внутри структуры и вне ее. В экономике — децентрация

производства, в культуре — отказ от этноцентризма в

пользу равноправия культур, внимания к «другому».

 

Контрольные вопросы

1. Каковы основания лингвистического поворота в

философии ХХ в.

2. Каковы основания логического поворота в философии

ХХв.

3. Какие направления являются приемниками традиции

рационализма и иррационализма в философии ХХ в.

 

План семинарского занятия

1. Феноменологическая гносеология Э.Гуссерля: понятие

феномена, его структура, теория интенциональности.

Феноменологическая редукция, ее основные этапы.

Естественная и феноменологическая установки.

2. Логический атомизм Б. Рассела и Л.Витгенштейна как

предформа неопозитивизма. Предмет и задачи

философии в неопозитивизме. Основные черты

неопозитивисткой гносеологии. Познание как знаковое

обозначение ощущений. Принцип верификации, его

дальнейшая эволюция. Процедура верификации.

3. Экзистенциализм Хайдеггера. Учение о “man”,

проблема свободы и ответственности. Экзистенциализм

К.Ярперса: существование и экзистенция. Учение о

пограничных ситуациях. Понятие трансценденции.

Философия истории К.Ясперса.

4. Экзистенциализм Ж.-П. Сартра: феноменологическая

онтология. Бытие-в-себе и бытие-для-себя. Бытие и

ничто. Проблема межчеловеческого общения.

Социально-политическая программа Сартра.

 

5. З.Фрейд о структуре человеческой психики. Проблема

бессознательного. Конфликт личности и культуры.

К.Юнг о коллективном бессознательном. Э.Фромм о

социальном характере.

6. Философская антропология ХХ в. о природе и сущности

человека (М.Шеллер, Х.Плейснер). Концепция человека

как «недостаточного существа» А.Гелена.

7. Проблема понимания в структурализме К.Леви-Строса,

М.Фуко, Ж.Дерриды.

 

Темы рефератов

1. Основные идеи феноменологической философии

Э.Гуссерля.

2. Современная «философия науки».

3. Психоанализ и философия неофрейдизма.

4. Экзистенциализм М.Хайдеггера: предмет и задачи

философии.

5. Философия истории К.Ясперса.

6. Новый синтез знания о человеке и ноосфера (М.Шелер,

Тейяр де Шарден).

7. Фрейдизм как философское мировоззрение.

8. Структурная антропология К. Леви – Строса.

 

 

Рекомендуемая литература

1. Аналитическая философия. Избранные тексты. — М.:

1993.

2. Барт Р. Избранные работы. — М.: 1989.

3. Бергсон. А. Творческая эволюция.—С.-П.: 1914.

4. Бубер М. «Я» и «Ты». — М.: 1993.

5. Витгенштейн Л. Философские работы: В 2 ч. — М.:

1994.

6. Гадамер Г.Г. Истина и метод. — М.: 1988.

7. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и

философия // Вопросы философии No 3. 1986 (Гуссерль Э.

Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994. С

101 -126).

8. Камю А. Бунтующий человек. — М.: 1990.

9. Кун Т. Структура научных революций. — М.: 1977.

10. Леви-Строс К. Структурная антропология. — М.: 1985.

11. Моритен Ж. Философ в мире. —• М.: 1994.

12. Ортега-11-Гассет X. Что такое философия? — М.: 1991.

13. Поппер К. Логика и рост научного знания. — М.: 1983.

14. Проблема человека в западной философии. — М.: 1988.

15. Фейерабенд П.К. Избранные труды по методологии

науки. — М.:.1986.

16. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура.— М.: 1992.

17. Фромм Э. Бегство от свободы. — М.: 1990.

18. Фромм Э. Иметь или быть? — М.: 1990.

19. Фуко М. Слова и вещи. — М.: 1977.,

20. Хайдеггер М. Время и бытие.—М.: 1993.

21. Шелер М. Избранные произведения.—М.: 1994.

22. Юнг К.Г. Архетип и символ.—М.: 1991.

23. Ясперс К. Смысл и назначение истории. — М.: 1991.

24. Андреев Л. Жан-Поль Сартр. Свободное сознание и XX

век. — М.: 1994.

25. Арок Р. Мнимый марксизм. — М.: 1993.,

26. Богомолов А.С. Буржуазная философия США XX века.

— М.: 1974.

27. Буржуазная философская антропология. — М.: 1986.

28. Габитова Р.М. Человек и общество в немецком

экзистенциализме. — М.: 1972.

29. Григорьян Б.Т. философская анропология.—М.: 1982.

30. Добренькое В.Я., Радугин А.В. Христианская теология

и революция. — М.: 1990.

31. Колесников А.С. Философия Бертрана Рассела. — Л.:

1991.

32. Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная

западная философия. — М.: 1990.

33. Проблемы философской герменевтики. — М.: 1990.

34. Психоанализ и науки о человеке. — М., 1996.

35. Сидоров И.Н. Философия действия в США: от

Эмерсона до Дьюи. — Л.: 1989.

36. Современная аналитическая философия. — М.: 1988-

1991. Вып. 1 -3.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.