Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема: русская философия






 

План лекции

1. Основные этапы развития русской философии

2. Русская историософия

3.Философия всеединства (В.Соловьев, Н.Бердяев,

В.Вернадский и русский космизм)

 

Основные понятия

Богочеловечество - личное и общечеловеческое спасение человека в сотрудничестве с Богом (В. Соловьев).

Русская идея - идея особой судьбы и предназначения России. Является центральной во всей русской философии.

Сформировалась в XVI веке и явилась первым идеологическим оформлением национального самосознания русского народа. В дальнейшем " русская идея" разрабатывалась в период XIX-XX вв. (П. Чаадаев, Ф. Достоевский, Н. Бердяев, В. Соловьев и др.). Суть ее в том,

что именно Россия должна стать во главе движения к

общечеловеческой цивилизации на основе христианства.

Соборность - философский принцип славянофилов

(разработан А.С. Хомяковым). Он решает проблему

сочетания свободы и необходимости в преодолении как

индивидуализма, так и коллективизма в утверждении

принципов свободы и любви, которые есть в русской

православной церкви.

 

Византизм - концепция поздних славянофилов (разработана

К.Н. Леонтьевым). Ее сторонники считают, что в русском

народе сильны идеи монархического государства,

православия, отказа заботиться о земных благах,

составлявшие основу духовной и политической жизни

Византии. Поэтому Россия есть не Европа, а православный

Восток.

Космизм - учение, согласно которому процессы развития на

земле и в обществе взаимосвязаны с космическими.

Поэтому человечество способно объединиться на разумных

началах и общечеловеческих ценностях. Космизм

разработан такими философами как Н. Федоров, В.

Вернадский, К. Циолковский.

Европоцентризм - учение, согласно которому Европа

признавалась лидером мировой цивилизации.

Восточноцентризм - принцип ограничения роли

европейской культуры в развитии мировой и русской

культуры. Разработан евразийством (Н.С. Трубецкой, П.Н.

Савицкий, Г.В. Вернадский, Л.Н.Гумилев).

 

Краткое содержание

Всякая форма философствования несет на себе

печать национально-культурного своеобразия. Поэтому

следует выделять национальные типы философии, в том

числе и русскую философию. Всему миру известны не

только русские поэты, писатели, композиторы, но и

философы. Наряду с именами Пушкина, Лермонтова,

Чайковского должны стоять имена философов, таких как

Чаадаев, Хомяков, Соловьев, Бердяев и другие.

 

Русская философия развивалась под влиянием

византийской христианской философии. Реформы Петра I

способствовали наиболее полному ознакомлению русских

мыслителей с западноевропейской философией 17-18 веков.

Начало последовательного и своеобразного развития

русской философии справедливо относят ко второй

четверти XIX в. После революции 1917 г. многие философы

оказались в эмиграции. Философия русского зарубежья дала

целую плеяду великих мыслителей. Современные

российские философы достойно продолжают традиции

своих предшественников. Для русской философии

характерна преемственность, особенно это касается

религиозного направления. В целом русскую философию

можно разделить на два направления, западническое и

славянофильское.

Западники были убеждены, что россиянам надо

учиться философии у Запада. К ранним западникам относят

П.Я. Чаадаева, Н.В. Станкевича, В.Г. Белинского, А.И.

Герцена. Западники пропагандировали и защищали идею

" европеизации" России. Они считали, что страна должна

преодолеть вековую экономическую и культурную

отсталость и стать полноправным членом европейской

цивилизации. Западники критиковали церковь, тяготели к

материализму. Из их среды выросли революционные

демократы (В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский).

Выдающимся русским философом и социальным

мыслителем был П.Я. Чаадаев. Философия Чаадаева связана

с тревогой за судьбу России. Он видел особый путь России

в том, что она находится между Западом и Востоком и

обладает исключительностью. У нее особое

предназначение. Взгляды Чаадаева сыграли роль в

оформлении идей как западников, так и славянофилов.

 

Оригинальным русским философским течением

являлось славянофильство. Славянофилы обосновали идеи

особой, мессианской роли России в мире. Из этого

направления вышла русская религиозная философия.

Славянофилы, среди которых выделялись своим

философским потенциалом И.В. Киреевский, К.С. Аксаков,

Ю.Ф. Самарин и особенно А.С. Хомяков, стремились

опровергнуть немецкий тип философствования и

выработать на основе исконно отечественных идейных

традиций особую русскую философию.

В отличие от западников они идеализировали

русскую старину и полагали, что установление

благопристойного миропорядка в России лежит не через

заимствования ею западных политических структур, а в

возвращении к истокам, в органическом развитии

патриархального уклада русской жизни, которое было

насильственно и искусственно прервано реформами Петра.

 

Славянофилы утверждали, Россия не просто не Запад, она

антипод Запада, у нее свой особый способ бытия и путь

развития, у нее иной тип цивилизации.

Классическому славянофильству не суждена была

долгая жизнь, из-за европейской ориентированности

царского правительства. Однако идеи национальной

самобытности, великой миссии России, особых свойств

русского народа и противопоставления Западу еще долго

витали в воздухе и будоражили многие умы.

Идеи славянофилов развивали в конце XIX в.

Данилевский и Леонтьев. В своей работе «Россия и

Европа» Данилевский показал мировой исторический

процесс как развитие и смену культурно-исторических

типов или самобытных цивилизаций. К.Н. Леонтьев

разработал концепцию византизма. Он считал, что Россию

нужно изолировать от Европы и тогда она даст миру новую

культуру. У Леонтьева идея противопоставления России

Европе достигла своего апогея.

Самобытной частью наследия русской философии

является идеология евразийства, которая до относительно

недавнего времени была малоизвестной. Возникшее в

начале двадцатых годов в среде русской эмиграции и

объединившее философию, историю, географию,

экономику, психологию и другие области знания,

евразийство явилось новым и в то же время достаточно

традиционным для России течением мысли. Наиболее

известными евразийцами были: лингвист, филолог и

культуролог кн. Н.С. Трубецкой; географ, экономист и

геополитик П.Н. Савицкий; философ Л.П. Карсавин;

религиозные философы и публицисты Г.В. Флоровский,

В.Н. Ильин; историк Г.В. Вернадский; музыковед и

искусствовед П.П. Сувчинский; правовед Н.Н. Алексеев;

экономист Я.Д. Садовский; критики и литературоведы А.В.

Кожевников (Кожев), Д.П. Святополк-Мирский; востоковед

В.П. Никитин; писатель В.Н. Иванов. Евразийство было

оригинальной концепцией, имеющей свои философские

корни и свою идеологию. Определены основополагающие

идеи евразийства как историко-культурной концепции: идея

о России как Евразии - особом этнографическом мире со

своей самобытной культурой, идея об особом месте России-

Евразии в мировой истории и особых путях ее развития;

идея культуры как симфонической личности; идея

распространения Церкви, Православия.

 

В истории русской философии особое место

занимает В.С. Соловьев. Философию Соловьева называют

философией всеединства. Она заключалась в следующем: 1)

сущность Абсолютного есть положительное всеединство,

т.е. единая, целая, безусловная идея; 2) личностный аспект,

теологический - София, божественная премудрость,

мистическая сторона его мировоззрения. Именно в трудах

Соловьева " русская идея" приобрела свое полное и

философски осмысленное воплощение.

Представителем экзистенциализма в русской

религиозной философии был Н.А.Бердяев, представитель

философии русского зарубежья. Его взгляды

эсхатологичны, устремлены в будущее. Рассматривая

человека Бердяев выделяет в нем свободу воли и духа.

Основные идеи этого известного философа выражены в

 

 

следующем: 1) идея свободы определяет всю онтологию; 2)

нет единого основания в философских взглядах; 3) идея

творчества и объективации; 4) эсхатологический смысл

истории; 5) 2 ряда оснований: А. свобода, дух (бог),

личность (я), Б. необходимость, мир, феномен. Мир

объектов лишен духовности. Творящий субъект включает

мир в себя, его внутренняя жизнь открыта для свободы.

Центральное понятие в философии Бердяева - Личность,

которая связывает человека с миром свободы и творчества.

Интересным явлением в русской философии было

направление, которое получило название космизм. В

русском космизме встает проблема единства человека с

космосом, космической природы человека (Н.Ф. Федоров,

В.С. Соловьев, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский, В.И.

Вернадский). Концепции космизма опирались на

эволюционные воззрения, которые были популярны в

России. В русском космизме существовали тенденции

фантастики, богословия. По Федорову человек даже

способен благодаря познанию, опыту и труду обрести

бессмертие, воскресить ушедшие поколения. Личность в

космизме обладая индивидуальностью в то же время

неотрывна от всеобщего.

 

Центральной идеей русской философии был поиск и

обоснование особого места и роли России в общей жизни и

судьбе человечества. Русская философия обладает своими

особыми чертами благодаря своеобразию исторического

развития России. Для нее характерна социальная

направленность. Русская философия развивая идею

самобытности главным условием ее ставила религиозное

начало, а именно - православие.

 

 

Контрольные вопросы

 

1. В чем специфика русской философии?

2. " Умом Россию не понять…". В чем главное различие во

взглядах западников и славянофилов?

3. Что такое " русская идея"?

4. Как вы понимаете " философию Всеединства" В.

Соловьева?

5. Какова роль православия в истории русской философии?

6. В чем уникальность такого направления как русский

космизм?

7. На основе взглядов славянофилов, Н. Данилевского и К.

Леонтьева попытайтесь обосновать идею об особой

миссии русского народа.

8. Как понималось представление " Запад-Россия-Восток" в

евразийстве?

 

План семинарского занятия

1. Идея всеединства в философии В.Соловьева,

Н.Бердяева, В.Вернадского

2. Русская идея в философии:

- западничества

- славянофильства

- евразийства

 

Темы рефератов

1. Проблема человека в русской философии

2. Русская идея В.С. Соловьева

3. Русская идея Н.А. Бердяева

4. Проблема гармонии " человек-природа" в русском

космизме (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И.

Вернадский, А.Л. Чижевский)

5. Судьба России

6. Специфика русской философии в период эмиграции

7. Влияние православия на русскую философию

8. Восток в евразийской мысли

9. Русская цивилизация

10. Евразийские взгляды Л.Н.Гумилева

 

Рекомендуемая литература

1. Радугин А.А. Курс лекций. - М.: Изд-во ЦЕНТР, 1996.

2. Русские философы (конец XIX-сер XX века): Антология.

Вып. 1 /Сост.: А.Л. Доброхотов, С.Б. Неволин, Л.Г.

Филонова. - М.: Изд-во " Кн. палата", 1993.

3. Лосский Н.О. История русской философии. - М.:

Высшая школа, 1991.

4. Бердяев Н.А. Русская идея. - М.: Наука, 1990.

5. Сухов А.Д. Русская философия. Пути развития. - М.:

Наука, 1989.

6. Гиренок Ф.И. Русские космисты. - М.: Знание. Сер.

Философия и жизнь, 1990. - No 2.

7. Мир России - Евразия: Антология. (Сост. Л.И. Новикова,

И.Н. Сиземская). - М.: Высш. шк. - 1995.

8. Трубецкой Н.С. Наследие Чингисхана. - М.: Аграф,

1999.

9. Савицкий П.Н. Континент Евразия. - М.: Аграф. - 1997.

10. Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии. - М.: 1993.

11. Ильин И.А. О грядущей России: Избранные статьи. -

М.: 1993.

12. Бессонов Б.Н. Судьба России: Взгляд русских

мыслителей. - М.: 1993.

13. Мыслители русского зарубежья: Бердяев, Федотов. -

СПб, 1992.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.