Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема: СОЗНАНИЕ






 

План лекции

1. Специфика философского понимания сознания.

а) сознание как реальность

б) сознание как познавательная деятельность

2. Структура сознания.

3. Самосознание и мера сознательности.

 

Основные понятия

Сознание – это форма внутренней активности субъекта и его ориентации в мире и в самом себе, когда он отражает мир и когда его действия строятся, исходя из объективного смысла решаемой жизненной задачи или предполагаемых личных и общественных последствий.

Самосознание – это слово обозначает различные, хотя и тесно связанные между собой явления:

самоконтролирующую функцию сознания, а также самопознание, самоисследование.

Знание – удостоверенное практикой отражение действительности.

Рассудок – житейское расчетливое мышление, отличающееся чувственной конкретностью и

ориентированное на практическую пользу.

Разум – высшая ступень логического понимания, теоретическое сознание, оперирующее широкими обобщениями.

Мудрость – это личностная характеристика, предполагающая способность применять знания в жизни и вести себя благоразумно, с достоинством и предусмотрительностью.

Мышление – это организованный поисковый процесс, особенностью которого является постановка и решение проблем.

Краткое содержание

Сознание - это особое состояние, свойственное только человеку, в котором ему одновременно доступен и мир, и он сам. Сознание мгновенно связывает, соотносит то, что человек увидел, услышал, и то, что он почувствовал, пережил.

Сознание носит системный характер. Оно проходит ступени чувственной достоверности, восприятия, представления, рассудочного и разумного сознания. Все эти формы и уровни сознания как бы пронизаны пламенем эмоций и энергией.

Сознание – это вечно текущий поток мыслительных, эмоциональных и волевых актов.

По способу умственной деятельности мыслящее сознание личности можно разделить на два основных типа: рассудок и разум. Платон считал, что разум есть способность созерцать сущее в понятиях, а рассудок достаточен для обыденного применения в практической деятельности. В отличие от рассудка, имеющего формальный алгоритмический характер, разум диалектичен, охватывает противоречия в их единстве, а его логической формой

является идея.

Для философии проблема сознания важна потому, что то или иное понимание сущности сознания, характера отношения к бытию затрагивает исходные мировоззренческие и методологические установки любого философского направления. Понятие сознание – ключевое

философское понятие для анализа всех форм проявления духовной жизни человека в их единстве и целостности, а так же способов контроля и регуляции его взаимоотношений с действительностью, управления этим взаимоотношением.

 

Сознание – общественный продукт, возникает в процессе труда и общения. Сознание, деятельность и личность индивида представляют собой единство. Сознание является опосредствующим звеном между деятельностью и личностью. Обществу нужна не всякая деятельность, а

целесообразная, сознательная. Обществу необходима не

безликая индивидуальность, а личность, обладающая

сознанием, имеющая власть над собой и над деятельностью.

Сознание – это форма человеческой деятельности,

ориентированная на идеальное отражение и творческое

преобразование действительности.

Теперь поставим вопрос: из чего образуется

сознание, как оно возникает, каковы его источники? Таких

«образующих сознание» (Леонтьев) можно назвать три:

чувственная ткань, социальное значение и индивидуальный

смысл. Понятие смысла указывает на то, что

индивидуальное сознание сводимо к безличному знанию,

что оно, в силу принадлежности живому субъекту, всегда

страстно, жизненно, укоренено в бытии. Понятие значения

указывает на связь индивидуального сознания с

общественным, оно фиксирует то обстоятельство, что

сознание развивается не в условиях робинзонады, а внутри

культуры, внутри социума. Философы отстаивают

объективное, независимое от индивида значение идей,

продуктов сознания. Чувственная ткань участвует в

образовании сознания как целого. Ее главная функция

состоит в образовании жизненного, событийно-

деятельностного слоя сознания. Что касается источника

сознания, то это действительность в широком смысле слова.

Особое внимание в философской литературе обращается на

развитие форм отражения как генетической предпосылки

сознания. Отражение – лишь одна из форм деятельности.

Общим источником сознания является социальное

действие. Сфера бытия, в которой рождается и локализуется

сознание, - это деятельность.

 

Если сознание есть субъективное условие

ориентировки человека в окружающем его внешнем мире,

то самосознание есть ориентировка его во внутреннем мире

личности. Самосознание ориентировано на осмысление

человеком своих действий, своего положения в обществе.

Если сознание есть знание о другом, то самосознание – это

знание человека о самом себе, это своего рода духовный

свет, обнаруживающий и себя, и другое (Гегель). Если

сознание ориентировано на познание мира, то самосознание

на реализацию призыва «познай самого себя».

Самосознание дает возможность человеку относиться к

актам собственного сознания критически, «изучать акт

собственного сознания» (И.М. Сеченов). Нельзя отказать

животным в том, что они что-то знают, т.е. обладают какой-

то информацией о внешнем мире. Но у животных нет

самосознания. А человек знает о своем знании, он осознает

также степень своего незнания и невежества. Человек

располагает внутренним духовным миром, знанием своих

возможностей.

Самосознание – не только познание себя, но и

известное отношение к себе, т.е. самооценка. Верная

самооценка поддерживает человека и дает ему нравственное

удовлетворение.

Сознательность – это нравственно-

психологическая характеристика действий личности,

которая основывается на сознании и оценке себя, своих

возможностей, намерений и целей. Поступок обладает

качеством сознательности, поскольку он есть выражение

изменения или цели, предвосхищающей результат действия.

Нет абсолютной меры сознательности. Масштабы

осознания объектом своей психической деятельности

простираются от смутного понимания того, что происходит

в душе, до ясного самосознания. Сознательность

характеризуется прежде всего тем, в какой мере человек

способен осознавать общественные последствия своей

деятельности.

Жизненный смысл сознания состоит в том, чтобы верно ориентироваться в мире, познавать и изменить мир в

процессе практики.

 

 

Контрольные вопросы

 

1. Что такое «Я»?

2. Дайте определение сознания и самосознания.

Охарактеризуйте соотношение сознания и познания.

3. За что, собственно, ответственен человек – за цель,

внутренний замысел и мотив своего действия или за его

результат?

4. Чем, в конечном счете, детерминируется чувство

ответственности?

5. Как следует понимать выражение «сознание творит

мир»?

6. Сознание идеально - означает ли это, что сознание не

оказывает влияния на объективную реальность?

7. Дайте интерпретацию следующего положения Гегеля:

«Цель всякой истинной науки состоит в том, что дух во

всем, что есть на небе и на земле, познает самого себя».

8. «Во всякой новой человеческой мысли, - писал

Достоевский, - зарождающийся в чьей-нибудь голове,

всегда остается нечто, что ни за что не захочет выйти из-

под нашего черепа и останется при нас навеки, с тем вы

и умрете, не передав никому, может быть самого-то

главного из вашей идеи». Прокомментируйте это

высказывание Ф.М. Достоевского. Каковы соотношения

сознательного и бессознательного в творчестве? Какова

связь между мозгом человека, его сознанием и речью?

9. Что значит для вас сознание как философская проблема?

Темы рефератов

1. Сознание как объект философского осмысления.

2. Сознание и язык.

3. Сознание и культура.

4. Самосознание и проблема «Я».

5. Личное и общественное сознание.

6. Сознательное и бессознательное в творчестве.

7. Духовное общение и его символика.

8. Символизация в науке и философии.

 

 

Рекомендуемая литература

 

1. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. –М. 1972.

2. Коршунов А.М., Мантатов В.В. Диалектика социального

познания. –М., 1988.

3. Мантатов В.В. Образ, знак, условность. –М., 1980.

4. Вопросы философии. –1988. № 11. –С.2-30.

5. Гадамер Г. Философия и литература//Философские науки. –1990. – №2.

6. Мамардашвили М.К. Проблема сознания и философское призвание //Вопросы философии. –1968. -No8.

7. Лосев А.Ф. Дерзание духа. –М., 1988.

8. Рашковский Е.Б., Вл. Соловьев о судьбах и смысле философии//Вопросы философии. –1988. -N8.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.