Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема: НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ




 

План лекции

1. Трансцендентальный идеализм Канта.

2. Послекантовский немецкий идеализм

а) философия деятельности Фихте;

б) философия тождества Шеллинга.

3. Абсолютный идеализм Гегеля.

 

Основные понятия

Апостериори и априори (от лат. апост. – из последующего и апр. – из предшествующего), апостериори – знание, получаемое из опыта, априори – знание, предшествующее опыту и независимое от него.

Трансцендентальный (от лат. – переступать) – в схоластической философии означает такие аспекты бытия, которые выходят за сферу конечного, эмпирического мира и именуются трансценденталиями (единое, истинное, благое).

В философии Канта термин употреблен в гносеологическом смысле и означает априорные (доопытные) условия

познания; трансцендентальное противоположно эмпирическому.

Трансцендентное (от лат. – переступать) – понятийное обозначение всего того, что выходит за пределы нашего опыта, допускается в качестве предмета, существующего вне сознания. В гносеологическом смысле трансцендентное обозначает, что мы познаем не то, что содержится в сознании в опыте, а то, что находится вне нас. Противоположность – имманентное.

«Вещь в себе» философский термин, означающий вещи как они существуют сами по себе, в отличие от того, какими они являются «для нас» в нашем познании.

«Наукоучение» – общее обозначение комплекта соч. Фихте, в котором он считает, что философия должна быть фундаментом всех наук, «учением о науке», благодаря еесистематичности. Философия природы и философия тождества – учение, главная задача которого состояла в том, чтобы показать, как из единого первоначала, которое есть ни субъект, ни объект, рождается все многообразие универсума.

«Абсолютная идея» основная категория Гегеля, которая обозначает универсум в его полноте, безусловную, конкретную и личностную всеобщность /т.е. субстанцию и субъект одновременно/.

«Абсолютный дух» в философской системе Гегеля – звено развития духа, реализующее самосознание абсолютной

идеи.

 

Краткое содержание

 

1. Эволюция философских воззрений Канта, «докритический» и «критический» периоды его творчества.

Обоснование Кантом всеобщности и необходимости научного знания, пространство и время – априорные формы

чувственности, рассудок и проблема объективности познания. Рассудок и разум. Явление и «вещь в себе», природа и свобода.

В философии Канта центральной проблемой является проблема познания и его границ. Познание, по Канту, имеет два источника: «эмпирический» и «априорный». Априорная основа предшествуют чувственному опыту и обслуживает упорядочение данных опыта. Опытные данные, поступающие извне не дают адекватного знания об окружающем нас мире, и априорные формы, обеспечивающие всеобщность знаний, не делают его копией, слепком вещей. Здесь кроется опасная тенденция к агностицизму, но в то же время – предостережение против претензий науки на абсолютное знание. Познание не знает предела, утверждает Кант, верить в науку нужно, но переоценивать ее возможности не нужно. Кант высоко оценивал роль науки и силу разума.



 

Философия, согласно Канту, должна определить цели человеческого разума: поиск истины и высших нравственных ценностей. Отсюда его понимание морального закона – «категорического императива» как требование видеть в человеке самоцель, а не средство.

Следует обратить внимание на уяснение того, каким по Канту, надо быть, «чтобы быть человеком», как ответить на его знаменитые вопросы: «Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться».

 

2. История как способ бытия субъекта. Субъективный идеализм Фихте. Деятельность «Я» как начало всего сущего. Диалектика Фихте. Натурфилософия Шеллинга. Если Кант относил нравственный идеал к потусторонней сущности, то Фихте и Шеллинг считали, что он может воплотиться в жизнь, хотя и весьма отдаленном будущем. Фихте видел основную задачу своей философии в обосновании свободы и активности человека с позиций

последовательного субъективного идеализма. Деятельность абсолютного субъекта /Я/ он объявляет единственным источником всего сущего. Здесь в идеалистической форме выражена идея о примате практической деятельности в процессе познания. На этой основе Фихте делает вывод о совпадении теоретического и практического начал в абсолютном субъекте, деятельность которого в процессе преодоления природы /не Я/ порождает весь мир и



позволяет осознавать самого себя и развивать человеку свою активность и свободу, если он добровольно следует нравственным законам.

В отличие от Фихте Шеллинг развивает систему объективного идеализма. Природа в его философии порождена мировым духом, не связанным с индивидуальным сознанием. На низших ступенях своего развития природа выступает бессознательным проявлением единого первоначала. Она проходит ряд этапов: от неорганической к органической и, наконец, к возникновению сознания. Это развитие выступает как саморазвитие вследствие действия диалектических законов, в частности – противоречий. На первых ступенях преобладает объективная сторона, а на стадии человеческой истории – субъективная. Познать мировой процесс, по Шеллингу, можно лишь посредством интеллектуальной интуиции как единства сознательной и бессознательной деятельности. Поэтому он усматривал высшую форму познания не в науке , а в искусстве.

 

3. Философия Гегеля – завершение немецкого классического идеализма. Тождество бытия и мышления – исходный пункт философии Гегеля. Учение Гегеля о логическом процессе. Основные черты диалектики Гегеля.

Философия духа. Система и метод в философии Гегеля. Идея саморазвития приобрела систематическую форму у Гегеля. Его заслуга – разработка диалектического метода. Диалектика Гегеля – диалектика понятий.

Саморазвитие понятий – источник развития природы, общества и человеческого мышления. Причем диалектика природных и социальных процессов, по Гегелю, есть всего лишь «отчуждение» подлинной диалектики, присущей духовному первоначалу. Это связано с объективно- идеалистическими принципами его философии. Гегель положил в основу всего сущего Абсолютную идею, мировой разум /обожествленное безличное надчеловеческое сознание/. Познать мир можно лишь посредством обобщения и философской интерпретации всего богатства человеческого знания, накопленного мировой историей.

Поэтому высшей формой познания выступает рациональное познание на основе диалектической логики.

 

 

План семинарского занятия

1. И. Кант – основоположник немецкой классической философии.

а) Проблема достоверного знания. Критика догматизма и скептицизма. Возможность синтетических суждений априори.

б) «Явление» и «вещь - в - себе». «Критический идеализм» и дуалистический характер мировоззрения Канта.

в) Проблема метафизики в философии Канта.

2. И.Г. Фихте: обоснование субъективного идеализма.

Натурфилософия Шеллинга.

3. Философия Г.В.Ф. Гегеля

4. а) Основные идеи «Феноменологии духа». Проблемы гносеологии. Понятие «отчуждение».

б) Философская система Гегеля: «наука логики», философия природы, философия духа.

в) философия истории Гегеля.

 

Контрольные вопросы

1. В чем суть коперниканского переворота Канта в философии?

2. Как обосновывает Кант всеобщность и необходимость научного знания?

3. Как возможны синтетические суждения априори в математике, в теоретическом естествознании и метафизике?

4. Что такое свобода по Канту? Автономность воли?

5. Что является началом всего сущего по Фихте?

6. Как рассматривает природу Шеллинг? Гегель?

7. Каково историческое место и значение немецкой классической философии?

 

8. В свое время Кант сформулировал четыре вопроса для мыслящих людей: а/что я могу знать? б/что я должен делать? в/на что смею надеяться? г/что есть человек?

В решении каких из этих задач участвуют метафизика, антропология, религия и мораль? Попробуйте дать свои ответы на эти вопросы.

9. Ниже приводятся антиномии /космологические идеи/ Канта:

Тезис: Мир имеет начало (границу) во времени и пространстве. Антитезис: Мир во времени и пространстве безграничен.

Тезис: Все в мире состоит из простого. Антитезис: Нет ничего простого, все сложно.

Тезис: В мире существует причинность через свободу.

Антитезис: Никакой свободы нет, все совершается по законам природы.

Какова природа этих антиномий? Проанализируйте.

« Категорический императив» Канта в окончательной формулировке гласит: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла всегда стать и принципом всеобщего законодательства». Покажите абстрактность и формальность этого императива.

 

10. По Гегелю мировой разум имеет право быть расточительным и беспощадным.» …Он делает чудовищные затраты возникающих и гибнущих человеческих сил, он достаточно богат для такой затраты…, у него достаточно народов и индивидумов для этой траты». Разум не только расточителен, он хитер, прямо-таки коварен. Хитрость разума состоит в «опосредствующей деятельности, которая дав объектам действовать друг на друга соответственно их природе и истощать себя в этом воздействии, не вмешиваясь вместе с тем непосредственно в этот процесс, все же осуществляет свою собственную цель». Каков реальный смысл этих рассуждений Гегеля?

 

Темы рефератов

1. Философия Канта и современность.

2. Философия Канта и естествознание ХХ века.

3. Объективный идеализм Фихте: философия деятельности.

4. Натурфилософия Шеллинга: возвращение к природе.

5. Диалектика от Канта до Гегеля.

6. Проблема свободы в немецкой философии.

 

Рекомендуемая литература

1. Философия: Уч. для вузов. –Р/Д: Феникс, 1995 (и др. годы).

2. Философия: Уч. – М.: Русское слово, 1996.

3. Асмус В.Ф. Иммануил Кант. –М., 1973.

4. Гулыга А. В. Кант. –М., 1981.

5. Нарский И.С. Кант. –М., 1986.

6. Быховский Л.Л. Фейербах . –М., 1967.

7. Гулыга А.В. Гегель. –М., 1970.

8. Мотрошилов Н.В. Путь Гегеля к «Науке логики». –М., 1984.

9. Овсяников М.Ф. Гегель. – М., 1971.

10. Ойзерман Т.И. Историко-философское учение Гегеля. – М., 1982.

11. Гайденко П.П. Философия Фихте и современность. –М., 1979.

 

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал