Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






И общества






Тема: ФИЛОСОФИЯ КАК ФОРМА ЗНАНИЯ.

РОЛЬ ФИЛОСОФИИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

И ОБЩЕСТВА

План лекции

1. Философия как теоретическое мировоззрение.

2. Философская картина мира: диалектика сущего и должного.

3. Сущность современного антропоцентризма.

 

Основные понятия

Мировоззрение – система взглядов на объективный мир и место в нем человека, а так же взгляды, основные жизненные позиции людей, их идеалы и ценности.

Ценность – термин, используемый для указания на гуманистический смысл и социокультурное значение определенных явлений действительности.

 

Ценностные ориентации – важнейшие элементов духовной структуры личности, отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого не существенного.

Идеи – идеальные сущности, находящиеся вне конкретных вещей (Платон).

Это отношение к тому, что лежит за пределами личного опыта – к запредельному. Иначе говоря, это форма постижения в мысли высших ценностей, форма проектирования человека, его целей.

Диалектика – это учение о развитии, о том, как могут быть и как бывают тождественными противоположности и при каких условиях они переходят друг в друга.

Философия – это теоретическое мировоззрение, т.е. умозрение вечных идей и высших ценностей, познание смысла и приобщение к смыслу.

 

Сущее – совокупность многообразных проявлений бытия; многообразие действительного, то, что есть; не идентично данному, т.к. охватывает также и неданное.

 

Антропоцентризм – философско-мировоззренческий принцип, содержанием которого является понимание мира в связи с включенностью в него человека как сознательного деятельного существа.

 

 

Краткое содержание

 

Мир, в котором живет человек, чрезвычайно сложен и противоречив как по содержанию, так и по тем связям, которые обеспечивают единство с его противоположностями. Человеку любой исторической эпохи необходимо понять смысл и цели своей деятельности, научиться видеть жизненные перспективы.

Философия сделала открытие: «Бытие человека – бытие в мире ценностей».

Это означает то, что каждый человек живет так, что в своей деятельности реализует систему своих ценностей. При этом он руководствуется определенными представлениями о мире. Его программа жизни имеет под собой две «опоры»: знания и ценности.

Познанием движет стремление к истине. Ценностное сознание воплощает в себе отношение людей к реальности в соответствии с их целями, с тем или иным пониманием смысла жизни. При всей их разнородности познавательный и ценностный способы освоения мира должны быть как-то уравновешены и приведены в согласие. Философия и есть ценностное понимание мира, высшее единство истины, добра и красоты.

При этом она теоретически обобщает достижения науки и культуры, всей человеческой истории, выступая в форме теоретического мировоззрения.

 

В системе духовной культуры философия берет на себя роль отражения жизненного опыта, формирует наиболее общие идеи или идеалы, на которых базируется культура определенного исторического типа общества.

Вот почему определенная философская картина мира представляет собою диалектическое единство сущего и должного, в котором сущее критикуется с позиций должного (идеала).

При этом автор философской системы как правило выступают от имени всех членов общества. Здесь отражается специфическая роль философии в обществе:

выступая квинтэссенцией духовной культуры эпохи, она решает прежде всего проблемы человека.

Поэтому антропоцентризм является характерным признаком философского знания. Как философский мировоззренческий принцип, является таким пониманием мира, в который включен человек как сознательно деятельностный фактор, определяющий, в конечном счете бытие мира.

В развитии философии проблема человека в окружающем мире всегда являлась ведущей, а в настоящее время она играет решающую роль в понимании современного мира. Ее становление было связано с пониманием человека не просто как биосоциального существа, но с осознанием человеком себя как индивида и личности.

 

 

Контрольные вопросы

1. Какие исторические типы мировоззрения предшествовали философии?

2. Почему философия является высшим историческим типом мировоззрения?

3. В чем специфика философского отражения мира?

4. Как соотносятся научная и философская картины мира?

5. Что может означать взаимопревращение сущего и должного как элементов философской картины мира?

6. Как понимать философскую картину мира в свете открытия философии?

7. В чем заключается смысл представлений философов древней Греции о человеке?

8. В чем принципиальное отличие представлений о человеке в Восточной и Западной культурах?

 

 

План семинарского занятия

1. Предмет философии и специфика философского мышления.

2. Человек – главная проблема философии.

3. Основные типы отношения человеку к миру: практика, познание, нравственность.

 

 

Темы рефератов

1. Мир и человек в их сложном единстве.

2. Человек – главная проблема философии.

3. Функции философии в обществе.

4. Диалектика знаний и ценностей.

5. Философия и наука.

6. Философия как методология.

 

 

Рекомендуемая литература

1. Алексеев П.В., Панин А.В., Философия: Учебник. Изд. 3-е, переработанное и дополненное –М.: Проспект, 2000.

2. Основы современной философии: Уч. для вузов. – СПб: Лань, 1997.

3. Основы философии: Уч. пос. для вузов. –М.: Владос, 1997.

4. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. –М., 2000.

5. Философия: Учебник для вузов. –Р/Д.: Феникс, 1995

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.