Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






П. Я. Гальперин лекции по психологии. Но при этом выступает один момент, который раньше нами недостаточно учитывался






Но при этом выступает один момент, который раньше нами недостаточно учитывался. Дело в том, что эта подсистема, в которой отображены объективные условия действия, выступает только как предпосылка для собственного действия субъекта. И это очень резко перекаливает весь процесс обучения на личные достижения каждого. Вся та теоретическая сторона, которая, собственно, заключена в эту систему условий, дается сразу, в готовом виде. На ней не останавливаются и сразу переходят к действию учащегося. Ну, естественно, что все сосредотачивается на том, как он сам будет продвигаться в этом действии. Это создает своеобразный мотиваци-онный (и не только мотивационный) фон — особое отношение к предмету, когда предмет и его усвоение становятся только условием достижения личных успехов.

И, наконец, есть другой тип предложения этой полной системы условий — когда эта подсистема не задается в готовом виде, а, наоборот, строится самим учащимся, который исходит из проблем, возникающих при столкновении фактов. Двигаясь шаг за шагом под руководством экспериментатора или учителя, он составляет схему полной ориентировочной основы действия. В этом случае решение отдельной задачи отступает на задний план. На передний же план выступает все большее и большее проникновение в предмет, что создает совершенно новую мотивацию учения, и сам процесс обучения потом идет совершенно иначе Несколько парадоксально, но в итоге оказывается, что при таком типе обучения главное заключается в первоначальной, предварительной стадии, которая, правда, осуществляется на основе собственного действия учащегося Но когда схема ориентировочной основы построена самим учащимся, то ее последующее усвоение не составляет труда Так вот, две трети усилий и времени тратится на разъяснение предмета, а на овладение предметом уже не приходится затрачивать больших усилий. Разделение трех принципиально различных способов создания схемы ориентировочной основы действия, которые составляют основные типы учения (об этом я потом расскажу вам), очень существенно

Теперь еще одно замечание по поводу этой подсистемы Возьмем второй этап — он наиболее простой, наиболее четкий Можно сразу рассказать о схеме, затем, предложив ее в фиксированном внешнем виде — в виде записи на ориентировочной карточке, сразу перейти к решению задач Л можно делать по-другому разъяснить

FTiTil


ЕГПП

Отдельное положение и записать на доске; потом разъяснить второе положение и тоже записать на доске. Это лучше, потому что когда вы много говорите и ничего не фиксируете, то это — худшее условие для усвоения нового. А когда вы каждое отдельное положение разъясняете и тут же фиксируете, то создаются гораздо более благоприятные условия. В частности, они, например, заключаются в том, что вы можете оборвать разъяснение, на любом месте, а потом, показав то, что вы успели сделать, без всякого затруднения переходить к дальнейшему. Это создает особую свободу и для того, кто объясняет, и для того, кто слушает объяснение. Вот это второй этап — этап составления схемы будущей ориентировочной основы действия.

Третий этап заключается в том, что вы переходите к решению ряда задач, предварительно подобранных (об этом я вам рассказывал раньше, говоря о третьей подсистеме условий формирования умственного действия), на основе так или иначе составленной схемы ориентировочной основы. Очень большой вопрос заключается в том, в каком виде должна происходить эта первая форма самостоятельного действия. Поскольку то, что вы разъясняете, есть новый объективный предмет (объективный для каждого, кто с ним впервые знакомится), это и нужно подавать в наиболее объективированном виде. Причем в таком виде, в каком он устойчиво стоит перед глазами учащегося, очень замедленно, полностью развертывая все операции данного действия. И такой формой являются действия с материальными объектами.

Поэтому первая форма самостоятельного действия с новым объектом выступает как материальная Причем здесь нужно различать две части материал, с которым вы действуете, и запись схемы ориентировочной основы, с помощью которой учащийся выполняет свое действие Это две неравнозначные части Но и то и другое сначала должно быть представлено как внешний материал.

Не всегда, конечно, удобно действовать с оригинальными объектами. Оригинальные объекты могут быть или недоступны, или неудобны Но для процесса обучения это оказывается и не очень обязательным Материальную форму можно заменить другой, материализованной формой, представляющей собой уже несколько преобразованный материал Ну, скажем, можно действовать на материальных моделях, можно на диаграммах, на рисунках, наконец, на записях Очень многие считают что запись — это не материальное






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.