Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 12. Условия формирования свойств действия







на моей могиле, что моя душа жаяодала знаний». Есть такие чудаки. Понимаете, это очень выгодно — сделать учащегося хоть на короткое время таким чудаком, потому что никакой другой мотивацией нельзя заменить этого страстного стремления к знаниям. Но самое интересное то, что, оказывается, с этим не обязательно ровдаются, это можно создавать, формировать, как и всякие другие вещи. Но как это формировать, я вам скажу только в самом конце курса, под занавШ А пока придется поверить, что такое можно делать. И вот эта внутренняя (можно ее так обозначить) мотивация к процессу овладения знаниями — это такая вещь, которую мы никогда другими средствами заменить не сможем, потому что не можем же мы вечно стоять над душой у человека и говорить: «Ты читай, сукин сын, читай». А он не хочет читать.

Итак, на сегодня мы выделяем три типа мотивации, и важно то, что эти типы могут воспитываться, хотя и не всегда сознательно.


ЛЕКЦИЯ 13

ПРОЦЕСС ИНТЕРИОРИЗАЦИИ. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ

И ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ УЧЕНИЯ О ПЛАНОМЕРНО-ПОЭТАПНОМ ФОРМИРОВАНИИ

В прошлый раз мы начали говорить о последней, третьей подсистеме формирования умственного дейстшя **-> подсистеме превращения изначально внешнего действия в достояние самого учащегося. Я вам говорил, что мы различаем сегодня щесть последовательных ступеней, шесть этапов, и о первом из них я подробно рассказывал вам в прошлый раз.

Первый этап — это формирование мотивационной основы. Мы часто пренебрегали этим моментом, но та или другая мотивация всегда устанавливается. И если ею пренебрегают, не организовывают специально, то это не всегда благоприятствует процессу обучения.

Теперь перейдем ко второму этапу. Второй этап в своем четко развернутом виде — это составление схемы ориентировочной основы действия, о которой я уже вам говорил, рассказывая о системе условий построения действия. Пользуясь подобной схемой и следуя содержащейся в ней системе указаний, человек, не умеющий выполнять новое задание, двигаясь шаг за шагом, может это новое задание выполнить И при этом выполнить правильно, и не один раз, случайно, а каждый раз и вполне закономерно Возможность подобного закономерного воспроизведения и является характеристикой полноты этой подсистемы.

Из чего состоит эта подсистема, я вам уже рассказывал Сейчас нам важно то, как эта система предъявляется человеку, который должен будет ею пользоваться. Я сейчас не могу очень долго на этом останавливаться, а скажу только, что обычные традиционные разъяснения заданий оказываются далеко не полными по отношению к системе требований, обеспечивающих построение полноценного действия.

Эту подсистему условий можно заранее изложить сразу в готовом виде и после этого предложить ею пользоваться. Поскольку это полная система условий, она создает новые возможности обучения







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.