Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 12 условия формирования свойств действия






'к ми и i по ж п\.) |. > пи


Л.Я.Гальперин ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ

Шаг. Значит, происходит образование более высоких единиц. Механизм этого образования — это очень важный момент, имеющий общетеоретическое значение. О нем я вам потом расскажу. Пока же для нас важно то, что происходит объединение первоначальных мелких звеньев в более крупные шаги. Они происходят не сразу на всем протяжении, а, естественно, сначала на более легких участках. Эти укрупненные шаги тоже дальше объединяются, пока действие не начинает протекать как единый процесс без остановки на его отдельных звеньях.

Это — первая фаза овладения действием. Дальше начинается вот что: до наступления этой фазы действие не может выполняться в своем основном ритме и тем более далеко от своего конечного темпа. А когда действие впервые в ходе своего освоения начинает выполняться как единый процесс, тогда впервые намечается основной ритм, но еще замедленный.

Это — второй, также очень важный показатель освоения действия. Когда и ритм уже полностью устанавливается, начинается третья фаза — фаза приобретения заданного темпа, т. е. все большего и большего ускорения выполнения действия.

Все эти показатели: целостность, непрерывность выполнения действия, заданный темп и ритм — суть показатели меры овладения новым действием.

Пока мы находимся на промежуточном этапе, это означает, что мы не достигли полного овладения действием. Вместе с тем это означает и закрепление действия в этой фор*ме А ведь нужно двигаться дальше, потому что как только действие приобретает такое сплошное течение, мы стараемся перевести его на последующий, более высокий уровень Максимальной автоматизации мы добиваемся только тогда, когда достигаем заключительной формы И без такой автоматизации не может быть достигнуто совершенство в выполнении действий. О природе и механизмах автоматизации, причем психологических механизмах, а не только физиологических, я расскажу, когда мы будем рассматривать наиболее показательные с этой точки зрения действия — это физические действия.

Итак, мы ознакомились с двумя большими подсистемами — подсистемой условий построения нового действия, а также подсистемой условий, обеспечивающих этому действию приобретение желаемых, задаваемых свойств Теперь переходим к третьей, последней подси-

Ш


ЕЕ

стеме условий — это подсистема превращения действия в умственное. Собственно, эта подсистема и дала название всему рассматриваемому процессу — поэтапное формирование, хотя это, конечно, не исчерпывает всей сути системы, но уж так укоренилось.

Чтобы усвоить новое действие в качестве умственного и не просто требовать этого усвоения, а обеспечить формирование такого действия в его высшей, умственной форме, мы должны проследить путь его становления с самого начала, *г сейчас, в настоящее время мы намечаем для этого шесть последовательных этапов. Я сначала их перечислю, а потом мы остановимся на том, 1 что происходит на каждом этапе и что получается в итоРЬ. > • - • ' '

Первый этап — формирование Мотивационной основы, т. е. мотивации действия.

Второй этап — формирование схемы ориентировочной основы действия.

Третий этап — формирование действия в его начальной, материальной или материализованной форме.

Четвертый этап — формирование действия в громкой социализированной речи.

Пятый этап — формирование действия во внешней речи «про себя».

Шестой этап — формирование действия в скрытой речи.

Теперь остановимся на том, что же происходит на каждом из этих этапов

Первый этап — большей частью самый незаметный и даже, я бы сказал, препебрегаемый Должен вам признаться, что и я, и мои сотрудники долгое время также пренебрегали этим этапом, считая, что как бы и чем бы мы ни мотивировали, лишь бы заставить испытуемого действовать так, как нам нужно. Л какая там мотивация — это все равно. Скажем, работает ли наш малыш ради конфетки, или для того, чтобы его похвалили, или просто из-за страха перед взрослыми дядями, — все равно. Мы считали, что это не имеет значения. Так считали, считали и просчитались, потому что это, оказывается, совсем не все равно Правда, влияние мотивации — это вещь деликатная, легко не обнаруживается, но в конце концов дающая о себе знать роковым образом.

Мотивация очень часто рассматривается просто как энергетический момент, как то, что придает силы, интенсивность работе






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.