Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 13. Процесс интериоризации. Обычно называют внутренней речью







П.Я.Гальперин ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ

обычно называют внутренней речью. Но это тоже только промежуточная форма между внешней речью «про себя» и такой формой действия, в которой уже не остается никаких физических компонентов. Все, что относится к слову, а именно: звуковые образы слова, артикуляторные элементы речи, — из сознания выпадает, потому что задерживает в своей расчлененности это движение. Остается только Движение по речевым значениям. Ну а значения — это такая вещь, о которой до сегодняшнего дня ученые не могут договориться, что же это такое. И вот поэтому на последней стадии использования полностью автоматизированных речевых форм действия возникает феномен, который раньше приводил всех в удивление и который был назван «феноменом чистой мысли», т. е. если человек, выполняя какое-то действие, пытается подсмотреть за собой, занимаясь самонаблюдением за этим внутренним процессом решения задачи, то он не обнаруживает там ничего, кроме особых состояний, которые были названы «состояния, или положения, сознания». Словом, что-то в высшей степени неопределенное.

Когда это было впервые обнаружено, то одних психологов это восхитило, а других возмутило, потому что одни увидели в этом доказательство идеализма и так и говорили: «Вот вам чистая мысль, это является экспериментальным доказательством идеализма». А другие, также идеалисты, но сторонники сенсуализма (т. е. сторонники того, что в сознании все идет от ощущений), с этим не соглашались и говорили. «Такого быть не может».

Ну двадцать раз повторяли «не может быть, не может быть», а оно все-таки есть И вот одним английским автором был предложен очень простой опыт, который ясно продемонстрировал наличие этой чистой мысли Опыт заключался вот в чем. Испытуемого сажают за стол, на котором имеется два реактологических ключа, и ему дается такая инструкция: «Я вам скажу слово. Как только вы поймете слово, вы нажимаете на правый ключ. Как только вы увидите образ, соответствующий тому, что вы поняли, вы нажимаете на левый ключ» Вот и всё И затем человеку даются самые простые, обиходные слова, например: «стакан», «карандаш» и т д. И испытуемый, как только понял слово, нажимает на правый ключ, а если он сначала мысленно представил себе предмет, о котором идет речь, то нажимает на левый ключ

ЯП


ЕЕ

Оказалось, что для такого рода опытов понимание очень намного опережает конкретный образ. Причем образ иногда возникает, а иногда и не возникает, потому что он не нужен. Например, если я вам скажу «стакан», так вы понимаете, о чем я говорю. А нужно ли вам обязательно представить вот этот самый стакан? Это же становится излишним. Правда? Итак, что же такое понимание? Никакого образа нет, речевых элементов слова тоже, нет, а есть сразу понимание. Ну вот я и говорю, что учение о чистое мысли одних возмущало, других восхищало. И эти споры, как это часто бывает в психологии, велись до тех пор, пока спорить не надоело. Спор прекратили, так и не решив вопроса. Да его и нельзя решить, если вы не знаете, как это все получилось. А представить, как это получается, можно только тогда, когда действие, которое потом производится в своей автоматизированной форме, создается вами начиная от его исходных внешних форм.

Итак, конечная форма умственного действия — это действие, которое субъективно представляется как чистая мысль, а на самом деле представляет собой скрытую речь, т. е. в основе его опять-таки лежат речевые моменты, от которых в сознании остаются только значения. А их материальная оболочка, включая кинестезические ощущения, артикуляции и звуковые образы, — все это становится помехой и устраняется. Но на самом деле в глубине-то все это лежит, потому что сами значения принадлежат словам и выражениям, но в сознании не присутствуют

'Значит, последняя форма этого действия — это действие в скрытой речи, субъективно выражающееся в том, что называется чистой мыслью

Теперь нам чрезвычайно важно подчеркнуть следующее обстоятельство Мы начали с внешнего предметного действия, а кончили мыслью об этом действии. И, собственно, когда мы прослеживали в развернутом виде этот процесс, мы понимали, как рождается новая конкретная мысль. Это ее первоначальная форма. Потом могут быть вторичные формы, завуалированные, но это уже другое дело и носит производный характер. Важно, что первоначальное рождение мысли есть не что иное, как перенесение предметного действия в человеческую голову и переработка ее там, т. е. то, о чем и говорил К Маркс

Таким образом, когда вы рассматриваете формирование действия в заключительной форме и прослеживаете весь путь от






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.