Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






П. Я. Гальперин лекции по психологии. Действие, не материальное в том смысле, что главное содержание заключается не в самой записи, а в том






действие, не материальное в том смысле, что главное содержание заключается не в самой записи, а в том, что вы имеете в виду за теми знаками, которые лежат перед вами. Но это неверно. Психологически — это тоже материальная форма, но особенная. Мы ее называем материализованной формой, т. е. здесь происходит материализация уже усвоенных Прежде знаний. Вот представьте себе, что вы изучаете алгебру и пользуетесь записью алгебраических выражений. При этом вы вынуждены записывать все это, т. е. производить в материальном* кйдё. Например, необходимо выполнить приведение подобных членов. Тут надо найти подобные члены, их перечеркнуть одинаковым способом, заменить множество их суммой и т. д. Если вы должны это сделать в письменном виде — это и есть материализованная форма, очень важная, потому что здесь видно, что вы пропустили, правильно или неправильно сделали преобразования. Вы можете вернуться к этой записи как к материальному объекту. Вы можете переносить одну часть записи в другую ее часть и наоборот и т. д.

Словом, эта запись, хотя и Полна значений (для того, кто не понимает значений, она вообще не имеет никакого смысла), представляет собой материальный объект. Из психологических исследований мы хорошо знаем, что даже то, что мы называем непосредственным восприятием, полно приобретенных значений. Одну и ту же вещь люди воспринимают по-разному именно в зависимости от того, с чем они подходят к восприятию данной вещи. Так что, по сути дела, даже то, что называется восприятием, полно прежде усвоенных значений при операциях с воспринимаемыми вещами Так что тут важно не то, какого рода значения кроются за этим (что тоже, конечно, существенно), а то, что эти значения представлены материальным носителем, с которым мбжно действовать как с реальной, объективной вещью

Таким образом, мы имеем две формы представления как объекта действия, так и компонентов схемы работы с ним — материальную и материализованную, и это не нужно забывать, потому что в процессе обучения очень важно, что мы можем заменить собственно оригинальные объекты всякого рода их заместителями, если этим заместителям придать строго определенные свойства, нас интересующие в этом объекте.

Эта форма является одной из важнейших, самой важной, можно сказать, из всех прочих, потому что именно на этой форме вы

Ш


ДЛИ

можете и показать полный состав действия, и научить последовательному преобразованию исходного материала в заданный продукт. На этой форме вы можете переучивать, если у человека это действие сложилось не так, как нужно для ваших целей.

Мои коллеги недавно произвели исследование движения глаза по объекту*. К этому движению предъявлялись очень строгие требования, т. е. оно должно было быть выполнено за очень короткий срок. И оказалось, что то движение, которому мы обучаемся в жизни, например самое элементарное движение прослеживания по часовой стрелке слева направо вокруг некоторого объекта, т. е. движение, приобретенное в обычном нашем опыте, оказывается, не годится для этих особых, очень высоких требований. Не годится потому, что оно, оказывается, происходит с массой колебаний, о которых человек не знает (это глаз делает автоматически), и что не дает возможности достичь уверенной и постоянной высокой скорости. Оказывается, глаз нужно переучивать, если вы хотите его научить эффективному действию в очень строгих, заданных условиях. И это переучивание возможно только одним способом: вы фиксируете точку взора на материальном объекте, на указке, за которой вы заставляете глаз следить. Только после этого можно получить новую форму, казалось бы, того же самого движения.

В военной области тоже происходит нечто подобное: когда человек поступает на службу в армию, его учат ходить заново. Вот и выходит, что если мы повышаем требование к действию, то приходится переучиваться, потому что в обиходе мы усваиваем многие действия в таком качестве, которое повышенных требований не выдерживает Л как же можно переучиваться с помощью механизмов, которые скрыты где-то внутри нас и от нас вроде бы не зависят? Вы же не знаете, как они действуют, вы у них в руках, а не они у вас. Это можно сделать только вынеся объект и действие с ним во внешний план. Тогда можно контролировать! Так что материальная форма является основной формой для всякого обучения и особенно для всякого переучивания.

Чтобы заданная материальная форма удовлетворяла всем требованиям, нужно кое-что еще. Во-первых, надо полностью развернуть

* Подольский Л И. Экспериментальное формирование зрительного опознания объектов. Дис канд. психол. наук. М. Изд-во МГУ, 1973






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.