Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО РАЗРАБАТЫВАЕМОЙ ПРОБЛЕМЕ






 

Приступая к поиску, изучению и анализу литературных источников, необходимо иметь ответы на следующие вопросы:

"Что искать?" (это вопрос о видах информации, которые обнаруживаются в процессе поиска);

"Где искать?" (это вопрос об источниках библиографической информации);

"Как искать?" (это вопрос о последовательности и глубине библиографического поиска);

"Где записывать?" (это вопрос о способах фиксации найденной библиографической информации);

"Как записывать?" (это вопрос о структуре и правилах библиографического описания научного документа).

Библиографическая и научная информация. Библиографическая информация – это информация о том, где (в каких источниках) содержится известное знание; совокупность сведений, включаемых в библиографическое описание научного документа. Библиографическое описание – это совокупность библиографических сведений о документе или его составной части, приведенных по определенным правилам и необходимых и достаточных для общей его характеристики и идентификации.

Научная информация – это информация о самом содержании уже известного знания, совокупность сведений об объектах и процессах действительности, являющихся предметом систематического изучения и представленных в перцептивной и рациональной форме.

Библиографический поиск может осуществляться посредством просмотра как специальных библиографических изданий, так и первичных научных документов (статей, монографий и т.п.). К источникам библиографической информации можно отнести: справочники, словари, энциклопедии; библиографические издания, списки; прикнижную и пристатейную библиографию; реферативные журналы, индексы; алфавитные, предметные и систематические каталоги библиотек; обзоры, отчеты; библиографии библиографий.

Предварительное знакомство с публикациями на тему исследования можно получить из реферативных журналов, в которых содержатся краткие аннотации на большинство проведенных научных работ. Более подробную информацию об исследованиях, выполняемых по интересующей теме, следует искать в самих публикациях: монографиях, сборниках, статьях научных журналов.

Поиск библиографических источников по теме исследования можно начать с систематических и предметных каталогов библиотек, консультаций с библиографами относительно имеющихся списков литературы, знакомства с библиографическими указателями, включая библиографии библиографий. Глубина библиографического поиска должна составлять не менее пяти лет. Это означает, что нужно просмотреть вышедшие за последние пять лет издания.

Основными методами изучения литературы традиционно считаются: реферирование (сжатое изложение содержания первоисточника), конспектирование (выделение идеи и основных положений с записью цитат), тезирование (фиксация основных положений словами автора), сравнительный анализ существующих точек зрения на данную педагогическую проблему и способы её решения в современной средней и высшей школах.



Найденную библиографическую информацию можно фиксировать с помощью картотеки и рабочего списка литературных источников по теме исследования. В первом случае каждый источник записывается на отдельной карточке. Картотека ведется по предметному, то есть по разделам изучаемой темы, и алфавитному принципам. Содержательные пункты картотеки выделяются картонной карточкой. В случае если найденный источник относится к нескольким разделам темы исследования, делается несколько копий карточек и каждая ставится в соответствующую рубрику. На карточках как предметной, так и алфавитной картотеки помимо точного описания библиографического источника делаются краткие записи о его содержании.

Рабочий список литературы по теме исследования наиболее удобен с точки зрения написания обзора литературы по изучаемой теме, поскольку представляет из себя набор карточек, на которые с одной стороны заносятся библиографические сведения в соответствии с действующим ГОСТ 7.1-2003 (прил. Р), а с другой стороны приводится краткое содержание рассматриваемой публикации. Поэтому целесообразно его вести по видам источников: монографии, учебники; статьи; авторефераты, диссертации.

Внутри каждого вида источника резервируется определенное количество мест-номеров для присвоения их отдельному первоисточнику, заносимому на соответствующую карточку. При этом рабочий список литературы следует отличать от списка литературы, который приводится в конце оформленной исследовательской работы. Если первый заполняется по мере нахождения библиографических источников без учета алфавита и имеет смысл лишь в совокупности с предметно-поисковой системой по теме исследования, то второй приводится в конце оформленной работы в соответствии с ГОСТ 7.1-2003 (см. прил. Р).



Когда материал собран, его необходимо сгруппировать и систематизировать, составляя план работы. План работы – это схематически записанная совокупность коротко сформулированных мыслей-заголовков, это предварительная структура работы.

Примером общего вида плана является оглавление книги. По нему, не читая самой книги, можно заранее сказать, каково текстовое содержание каждого раздела книги. План как форма записи обычно более подробно отражает перспективную линию основной информации.

 

 



mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2020 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал