Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Определение понятийного аппарата исследовательской работы






Понятийный аппарат исследовательской работы, включает: актуальность исследования, его цель, проблему, задачи, методы исследования.

Актуальность темы исследования – это степень её важности в данный момент и в данной ситуации для решения данной проблемы, вопроса или задачи. Освещение актуальности не должно быть многословным. Начинать её характеристику издалека нет необходимости. Достаточно на полстраницы машинописного текста показать главное.

Из чего следует и из чего не следует исходить при раскрытии актуальности темы исследования?

Можно назвать два основных направления её характеристики. Первое связано с неизученностью выбранной темы. В данном случае исследование актуально именно потому, что определенные аспекты темы изучены не в полной мере и проведенное исследование направлено на преодоление этого пробела. Второе направление характеристики актуальности связано с возможностью решения определенной теоретико-практической задачи на основе полученных в исследовании данных. Одно из этих направлений либо то и другое вместе обычно фигурируют при характеристике этого элемента понятийного аппарата научного исследования.

Цель – это то, что мы хотим получить при проведении исследования, некоторый образ будущего.

Проблему часто отождествляют с вопросом. В основном это верно. Каждая проблема – это вопрос. Но не каждый вопрос – это проблема.

Проблема – это такой вопрос, который стоит на границе известного и неизвестного. Сформулировать проблему – значит выйти на эту границу.

Проблема возникает тогда, когда старое знание показало свою несостоятельность, а новое ещё не приняло развернутой формы. В связи с этим научная проблема – это противоречивая ситуация, требующая разрешения.

Задачи исследования – это те исследовательские действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели, решения проблемы или для проверки сформулированной гипотезы исследования.

Методы исследования – это способы нахождения фактического материала, который является необходимым условием достижения поставленной в работе цели в процессе изучения и анализа системы знаний.

К основным методам исследования относятся:

теоретические: анализ системы знаний, моделирование, обобщение, оценивание, синтез, аналогия, классификация;

эмпирические: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент, мониторинг, обследование.

Анализ системы знаний (греч. аnalysis – разложение, расчленение) – разделение систематизированного материала на составные части с целью их самостоятельного изучения путем выделения основы, связывающей все знания в единую целостность.



Моделирование – воспроизведение характеристик изучаемого объекта на другом, специально для этого созданном.

Обобщение – процесс перехода от единичного к общему и суждение (закон или теория) как его результат.

Оценивание – установление соответствия системе требований. Включает три процедуры: контроль (наблюдение за процессом усвоения знаний, умений, навыков), проверка (система действий и операций для констатации результатов усвоения знаний, умений, навыков), диагностика (точное определение результатов дидактического процесса).

Синтез (греч. synthesis – соединение, сочетание, составление) – реальное или мысленное объединение данных анализа о различных сторонах частей предмета в единое целое.

Аналогия (греч. аnalogia – соответствие, сходство) – установление сходства в некоторых сторонах, качествах и отношениях между нетождественными объектами.

Классификация (от лат. classis – разряд, класс и facio – делаю, раскладываю) – систематизация соподчиненных понятий (классов объектов), какой-либо области знания или деятельности человека; фиксация закономерных связей между классами объектов с целью определения места объекта в системе, которое указывает на его свойства.

Наблюдение – целенаправленное, планомерное и систематическое восприятие и фиксация проявлений психолого-педагогических явлений и процессов. Кроме того, что наблюдение является методом сбора первичной информации, оно лежит в основе ряда других методов. Оно более уместно на ранних этапах исследования, когда проводится сбор информации, или в конце, когда возникает вопрос о возможном обобщении результатов.



Беседа – получение информации об изучаемом явлении в логической форме как от исследуемой личности, членов изучаемой группы, так и от окружающих людей. Научная ценность этого метода заключается в установлении личного контакта с объектом исследования, возможности получить данные оперативно, уточнить их в ходе собеседования.

Анкетирование – метод эмпирического исследования, основанный на опросе значительного числа респондентов и используемый для получения информации о типичности тех или иных психолого-педагогических явлений.

Тестирование – метод измерения или испытания наличного уровня развития респондента, выполнение испытуемым заданий определенного рода с точными способами оценки результатов и их числового выражения. Он даёт меру и оценку, которые могут показать направление дальнейших исследований.

Педагогический эксперимент – комплексный метод исследования, обеспечивающий объективную и доказательную проверку правильности обоснованной в начале исследования гипотезы. Этот метод предполагает активное вмешательство исследователя в психолого-педагогический процесс с целью его изучения в заранее запланированных параметрах и условиях.

Мониторинг – система сбора, обработки, педагогической интерпретации и хранения информации о функционировании педагогической системы и её отдельных звеньев, обеспечивающая непрерывное отслеживание её состояния, своевременную корректировку и прогнозирование развития. Под мониторингом в системе «ученик-учитель» понимается совокупность непрерывных контрольных действий и взаимодействий (прямая и обратная связь), позволяющих наблюдать и контролировать (по мере необходимости) продвижение ученика от незнания к знанию.

Обследование – изучение всех параметров анализируемого объекта или явления.

 

 



mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2020 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал